- Преподавателю
- Математика
- Статья: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Статья: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сотникова И.А. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Сотникова Ирина Анатольевна, МОУ СОШ№ 177, г. Казань ([email protected]).
Аннотация
Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять как управленческие способности, так и творческий подход. Одной из педагогических технологий является учебно- исследовательская деятельность учащихся. Непосредственное руководство работой школьника является таким видом педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства и творческой активности.
Шумный, бурлящий, живой организм, развивающийся по своим законам. Что это? Конечно, школа. Все школьные преобразования проходят на живом теле, где любое прикосновение в каждой клетке, в любом нерве отдаётся. Поэтому очень важна роль учителя в жизни ребёнка, который помогает в духовном становлении личности, ориентированного на достижении здорового образа жизни при обучении. В растущем человеке всё должно формироваться вовремя. Очень важно добиться того, чтобы как можно большее число учащихся поверили в свои способности, свои творческие силы.
Основой развития творческого потенциала учащихся - это приучение их к систематическому труду. Ведь творческие успехи приходят только к тем, кто способен увлечься проблемой, длительное время размышлять над ней, стремиться найти её решение. Это относиться к любому виду творчества, в том числе и педагогическому.
Так кто же он, учитель? Конечно, исследователь.
Прежде, чем приступить к занятиям в определенном классе, учитель проводит исследование уровня развития данной возрастной группы учащихся. Результаты этих исследований педагог применяет при организации учебной и воспитательной работы, где необходимо осуществить индивидуальный подход и стимулировать самопознание и самовоспитание учащихся.
От современного преподавателя требуется напряжение всех сил, постоянный поиск новых методов обучения и вовлечение в творческий процесс, который требует постоянного упражнения, постоянной тренировки. Каждая самостоятельно решенная задача, каждое самостоятельное преодоление трудностей закаляет характер, увеличивает потенциал способностей. Эффективным средством обучения и развития учащихся является организация учебных исследований, поисковой работы. Если учитель - исследователь, то почему бы не воспитать ученика - исследователя?
Исследовательский цикл: наблюдение - гипотеза - проверка гипотезы. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Выполняя исследовательские работы, ученики на конкретных, самостоятельно установленных зависимостях усваивают проблематику той или иной темы. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, и тогда не наступит его разочарование в ней. Исследовательская работа помогает учащимся самостоятельно открывать новые знания, углублять и систематизировать изученное, если преподавание дает возможность учащимся воспринимать исследование как их личный опыт и как путешествие в страну общечеловеческих ценностей. Следовательно, учитель помогает добиваться знаний, с верой в свои силы, обучает творческой активности, уважительного отношения к людям.
Учитель помогает ученику - исследователю войти в атмосферу творчества, в круг идей, дающих большие возможности для самостоятельного поиска и для новых находок. Благодаря этому ученики приобщаются к научным исследованиям, выявляют свои творческие возможности, обретают мечту. И успех обязательно приходит к тем, кто способен увлечься проблемой, длительное время размышлять о ней, стремиться найти ее решение. Учитель обязательно должен подумать о том, где будут выставлены работы его учеников. Участие во всевозможных научно-практических конференциях помогают учащимся проявлять интерес к изучению той или иной дисциплины.
Исследовательская деятельность невозможна без учителя. Чему же может научить ученика учитель-исследователь?
-уметь решать актуальные для определенной области жизни
проблемы
-оценивать ситуацию
-составлять прогноз
-самостоятельно мыслить
-выдавать оригинальные идеи
-иметь хорошие знания, развитый кругозор и уметь им
пользоваться.
Все, вышеперечисленные качества ученика, помогают решить
основную задачу учителя: сформировать интеллектуальный и духовный мир человека третьего тысячелетия.
Литература.
-
"Как вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность" О.Прокофьева / Газета Математика №12, 2007
-
"Что такое исследовательская деятельность школьников" В.Маркова / Газета Математика №12, 2007