Этнокультурный материал в обучении математике

Использование этнокультурного материала в проектных работах учащихся по математики.   Хафизова Л.М. (МОБУ СОШ №1 им.М.Абдуллинас.Киргиз-Мияки)   Воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие - главная задача учителя. Один из путей ее решения – введение в систему образования этнокультурного материала. Использование местного краеведческого материала, несомненно, вносит лепту и в развитие школьников, способствуя формированию таких качеств личности как любознательность, интерес к окружающему миру, делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своей Родины, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов. От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны. На наш взгляд, неоценимый вклад в развитие толерантности, этнокультуры школьников вносят внеклассные занятия с использованием этнокультурного материала. В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования и т.д. В нашей школе давно существует общество «Эврика», куда входят и мои воспитанники. Для учителя математики наиболее привлекательным является метод проектов, потому что в процессе работы над проектом развивается творческие способности, воображения, фантазия, восп... Мы все знаем, что метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования.Такая проблема у нас появилась. Участвуя на ежегодном туристическом слете, в конкурсе «Викторина» наш класс получил  не очень хорошие результаты. Вопросы конкурса были на знание родного края, культуры, быта и т.д. Наличие проблемы было «на лицо». Ученики «уловили» эту проблему. Теперь стала перед  ними задача: найти способы решения этой проблемы. После коллективного обсуждения было принято реше... Например: 1. Самая высокая гора в Башкортостане – гора Ямантау. Ее высота над уровнем моря 1640 метров. Вырази в высоту горы в километрах, в сантиметрах. 2. Высота горы Иремель – 1582 метра. Округли эту величину: - до десятков; - до сотен; - до тысяч. 3. Протяженность пещеры Шульган-Таш составляет  2000 метров,а протяженность пещеры Кутук-Сумган на 6200 метров больше.Найдите протяженность этой пещеры. 4. Отрывок из сказки «Алпамыша и Барсын-Хылу»: Взял он с собой еще семьдесят аршин холста на ертыш- свадебный подарок. Сколько метров холста Алпамыш взял на свадебный подарок? 5. Батыр шел  и прошел 5 сакрым, то есть 5 верст или 250 арканов. Сколько километров прошел Батыр? 6.Рецепт от бабушки: «Кызыл катык» (Свекольное кислое молоко). Отварить в кожуре 500 г. красную свеклу, затем очистить и нарезать кубиками. Свеклу положить в остуженное после кипячения цельное молоко (1 литр). Добавить закваски кислого катыка. Посуду с молоком и свеклой завернуть в полотенце и поставить в теплое место.Через 10-12 часов молоко скиснет, и свекольное молоко можно подать к столу.Определите процентное содержание катыка, молока, свеклы ит.д. В дальнейшем учащиеся обобщали результаты.Каждая группа решала сама, какую форму презентации оформления  результатов своей деятельности она выбирает,и какие средства доказательств она представляет. И, гипотеза что, изучая источники, составляя задачи, решая их, обогащаются знания по родному краю, быта, истории,культуры, природы, верна. Доказательством тому, занятое в конкурсе «Викторина» вэтом учебном году - 2место,но есть куда расти. Мы продолжаем эту работу, ведь наш проект долгосрочный.Как изв... Свой доклад хочу завершить словами А.Эйнштейна: «Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей,то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь».
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование этнокультурного материала в проектных работах учащихся по математики.


Хафизова Л.М.

(МОБУ СОШ №1 им.М.Абдуллинас.Киргиз-Мияки)

Воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие - главная задача учителя. Один из путей ее решения - введение в систему образования этнокультурного материала.

Использование местного краеведческого материала, несомненно, вносит лепту и в развитие школьников, способствуя формированию таких качеств личности как любознательность, интерес к окружающему миру, делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своей Родины, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны.

На наш взгляд, неоценимый вклад в развитие толерантности, этнокультуры школьников вносят внеклассные занятия с использованием этнокультурного материала.

В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования и т.д. В нашей школе давно существует общество «Эврика», куда входят и мои воспитанники. Для учителя математики наиболее привлекательным является метод проектов, потому что в процессе работы над проектом развивается творческие способности, воображения, фантазия, воспитывается такие качества, как целеустремленность, организованность, расчетливость, предприимчивость, способности ориентироваться в ситуации неопределенности.

Мы все знаем, что метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования.Такая проблема у нас появилась. Участвуя на ежегодном туристическом слете, в конкурсе «Викторина» наш класс получил не очень хорошие результаты. Вопросы конкурса были на знание родного края, культуры, быта и т.д. Наличие проблемы было «на лицо». Ученики «уловили» эту проблему. Теперь стала перед ними задача: найти способы решения этой проблемы. После коллективного обсуждения было принято решение, что в классе будут работать три группы. Первая по направлению «Башкирская кухня». Вторая - «Заповедники и природные национальные парки, пещеры, горы, реки и озера Башкортостана». Третья - «Башкирские старинные меры измерения, сказки, эпосы». Следующим этапом нашей работы был поиск, отбор нужной информации из надежных источников. Кто-то приносил фотографии, кто-то рецепты от бабушки, кто таблицы, видеофильмы, презентации. И каждая группа по этим данным начала составлять задачи по заранее выбранным темам.

Например:

1. Самая высокая гора в Башкортостане - гора Ямантау. Ее высота над уровнем моря 1640 метров. Вырази в высоту горы в километрах, в сантиметрах.

2. Высота горы Иремель - 1582 метра. Округли эту величину:

- до десятков;

- до сотен;

- до тысяч.

3. Протяженность пещеры Шульган-Таш составляет 2000 метров,а протяженность пещеры Кутук-Сумган на 6200 метров больше.Найдите протяженность этой пещеры.

4. Отрывок из сказки «Алпамыша и Барсын-Хылу»:

Взял он с собой еще семьдесят аршин холста на ертыш- свадебный подарок. Сколько метров холста Алпамыш взял на свадебный подарок?

5. Батыр шел и прошел 5 сакрым, то есть 5 верст или 250 арканов. Сколько километров прошел Батыр?

6.Рецепт от бабушки: «Кызыл катык» (Свекольное кислое молоко). Отварить в кожуре 500 г. красную свеклу, затем очистить и нарезать кубиками. Свеклу положить в остуженное после кипячения цельное молоко (1 литр). Добавить закваски кислого катыка. Посуду с молоком и свеклой завернуть в полотенце и поставить в теплое место.Через 10-12 часов молоко скиснет, и свекольное молоко можно подать к столу.Определите процентное содержание катыка, молока, свеклы ит.д.

В дальнейшем учащиеся обобщали результаты.Каждая группа решала сама, какую форму презентации оформления результатов своей деятельности она выбирает,и какие средства доказательств она представляет. И, гипотеза что, изучая источники, составляя задачи, решая их, обогащаются знания по родному краю, быта, истории,культуры, природы, верна. Доказательством тому, занятое в конкурсе «Викторина» вэтом учебном году - 2место,но есть куда расти. Мы продолжаем эту работу, ведь наш проект долгосрочный.Как известно, обращение в процессе обучения той или иной дисциплины к фактам и явлениям окружающей действительности и истории, культуры повышает интерес к этой дисциплине.

Свой доклад хочу завершить словами А.Эйнштейна: «Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей,то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь».


© 2010-2022