- Преподавателю
- Математика
- План урока на тему Степень числа (5 класс)
План урока на тему Степень числа (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хуваалга Т.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение Тоора-Хемская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока по математике 5 класс по теме:
«Степень числа. Квадрат и куб числа»
Учебник: Математика 5 класс под редакцией Н.Я. Виленкина
Учитель математики: Хуваалга Татьяна Анатольевна (СЗД)
Информационная карта урока
Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Класс: 5 класс.
Тема: Степень числа. Квадрат и куб числа.
Автор учебника: Н.Я. Виленкин, Математика 5 класс. Издательство: «Мнемозина » 2012г.
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: Первый урок по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа», продолжение главы «Умножение и деление натуральных чисел».
Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Задачи:
- образовательные: ввести основные понятия по теме «Степень числа», заполнить таблицу квадратов и кубов чисел от 1 до 10;
- развивающие: продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с информацией.
- воспитательные: воспитывать аккуратность в записи, усидчивость, внимательность.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Используемые образовательные технологии: создание проблемной ситуации, технология развивающего обучения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие логического мышления, культуры речи;
Развитие интереса к математике;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- осознание ответственности человека за общее благополучие.
Метапредметные:
- формирование представлений о значимости математики в современном мире;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные:
- овладение знаниями по теме «Степень числа»,
- анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями.
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Название используемых ЦОР
Деятельность учителя, задания для учащихся
Деятельность ученика
Время (в мин)
УУД
1.
Организационный
Цель: настроить учащихся на урок
Презентация, Мультимедийный проектор
Слайд 1
Приветствие учащихся, настраивает учащихся на плодотворную работу на уроке.
Кроха сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Степень это хорошо
Или это плохо?
Степень - это хорошо!
Степень нам покажет
Сколько раз нам умножать
Основанье наше
Приветствие учителя, смотрят на экран и слушают стихотворение
1
Регулятивные:
целеполагание (постановка учебной задачи)
планирование (определение промежуточных целей с учётом конечного результата, составление последовательности действий)
Познавательные:
Общеучебные (формулирование познавательной цели)
2.
Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, повторить правила выполнения действий над числами.
-
Устный счет
2.Определить порядок действий.
Презентация, Мультимедийный проектор
Слайд №2
Слайд №3
Ответы мы записали, а сейчас проверим: верно ли выполнили вычисления (использование анимации - появление верных ответов).
Какие действия называются действиями первой ступени?
Второй ступени? Как выполняются действия при нахождении значения выражения?
Ответы учащихся (поочередно), запись их на доске: 69; 23; 8; 96; 48
Ответы учащихся:
1)умножение, деление, вычитание и сложение.
2)Действие в скобках - умножение , деление, сложение и вычитание.
Сложение и вычитание называются действиями первой ступени.
Умножение и деление называются
действиями второй ступени?
Вывод:
1)Если выражение содержит только действия одной ступени и в нем нет скобок, то действия выполняются по порядку слева на право.
2)Если выражение не содержит скобки, то сначала выполняются действия II ступени, а затем I.
3)Если в выражении скобки присутствуют, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1) и 2)).
5
Познавательные:
Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)
Логические (построение логической цепи рассуждений)
3.
Определение темы урока, постановка цели и задач
Цель: Подготовка учеников самостоятельно определить и сформулировать тему урока
Слайд №4
Сегодня мы изучим еще одно действие над натуральными числами. Для того, чтобы узнать это новое действие, предлагаю разгадать ребус.
- Ребята, а как Вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
- Верно. Итак, тема урока «Степень числа. Квадрат и куб числа». Откройте тетради: запишите дату и тему урока
Разгадывают ребус,
Отвечают на вопрос.
Учащиеся формулируют тему урока.
2
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия)
Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация)
Физкультминутка
Показывает упражнения
Выполняют упражнения
1
4.
Усвоение новых знаний
Цель: ввести понятие степени числа, квадрата и куба числа; научить читать степень; научить возводить число в степень, вычислять значение простейших выражений, содержащих степень
Слайд №6
Слайд № 7
Слайд 8
Слайд №9.
слайд №10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд №13
Слайд 14
Слайд 15
Ребята, давайте повторим как можно записать сумму одинаковых слагаемых ? Для чего это необходимо?
А возможно ли произведение одинаковых множителей тоже записать короче? Для чего это необходимо?
Обобщаю: произведение одинаковых множителей можно записать короче 3 7 и это выражение 3 7 называют степенью.
Ребята, а что показывает показатель степени? Основание степени?
А кто из вас может записать формулу степени числа в общем виде? Будем умножать числа а (подсказка)
Что такое степень? Учащимся задается наводящие вопросы: знак * какое действие показывает? Сколько множителей перемножаем? Какие? Обобщаю ответ учащихся. Это произведение n одинаковых множителей, где каждый множитель равен а.
Как же читается степень?
Ребята, вы обратили внимание, что появился еще один способ чтения чисел во второй и третьей степени? Как 32 читается «три во второй степени» или «три в квадрате», а 53 читается « пять в третьей степени» или «пять в квадрате». Что же называется квадратом и кубом числа?
А как записать квадрат числа в общем виде?
Вычислите 122.
Ребята, а кто ответит на вопрос: что называется кубом числа?
Чему равно число в первой степени? (проблемный вопрос )
Ребята, операцию нахождения степени числа называют возведением в степень.
Как можно прочитать 34 и 23?
(Проблемный вопрос)Определите порядок действий в данном выражении?
Найдите значение выражения.
Сделайте вывод: к действиям I или II ступени относится
возведение в степень?
Назовите основание и показатель степени
Ответ учащихся: сумму одинаковых слагаемых можно записать в виде произведения. Необходимо это для того, чтобы сократить математическую запись и быстрее выполнять действия в выражении.
Учащиеся записывают выражение в виде произведения 3*4 =12.
Предполагаемый ответ учащихся: возможно.
Показатель показывает сколько множителей было взято, а основание - чему равен каждый множитель
Учащиеся отвечают, записывают формулу.
Учащиеся учатся формулировать определение степени.
Учащиеся читают выражения по образцу
Учащиеся записывают 3*3 = 32 = 9
3*3*3 = 33=27
Ученик отвечает n*n = n2.
Учащиеся вычисляют 122= 12*12=144
Ответ ученика: n*n * n = n3.
43= 64
Ответ учащихся: число в первой степени равно самому числу.
Ответ учащихся: «три возвести в четвертую степень», два возвести в третью степень. Ребята определяют порядок действий и делают вывод, что возведение числа в степень относится к действиям II ступени. Находят значение выражения 34 + 23= 81+8 =89.
Называют степени
17
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение
5.
Первичное закрепление темы
Цель: формировать навык применения новых знаний на практике
Слайд 16
Слайды 17-20
Запишите произведение в виде степени и вычислите. В таблице спрятано ключевое слово. Найдите это слово!
1
2
3
4
5
6
7
27
125
1000
36
64
1
8
Рассказать историю возникновения степени числа
ИСТОРИЯ
Учащиеся записывают свое решение в тетради. Ответы учащихся: 27; 125; 1000.
5
Познавательные:
Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других
6.
Этап проверки усвоения новых знаний учащихся.
Тест
Цель этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний.
Слайд 21
А сейчас предлагаю вам выполнить тестовую работу. Раздаточный материал у каждого лежит на парте. На выполнение работы 4 минуты. Проверка работ с помощью сигнальных линеек. Оценки выставляете каждый себе сам. Критерии:
за верное выполнение 5 заданий - «5»,
4 заданий - «4»,
3 заданий - «3»,.
менее трех - «2».
Для учащихся, которые справились с выполнением работы раньше других предлагаю задание:
придумайте пример на нахождение степени числа (для соседа по парте), затем поменяйтесь тетрадками и сделайте проверку(можно устно)
Тест (приложение 1)
Ключи к тесту
Выполнение тестовой работы.
Ребята проверяют свое решение по готовым ключам и выставляют себе оценку.
6
7.
Рефлексия.
Цель этапа: подведение итогов. Выполнения тестовой работы Самооценка собственной деятельности.
ЭОР не используется
Ребята, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении теста?
У кого допущена 1 ошибка? 2 ошибки? Более 2-х ошибок?
Ребята, а кто не справился с работой?
На следующем уроке мы проработаем еще раз те положения, которые вызвали у вас затруднения.
А сейчас давайте проверим работу в парах (выборочно)
Показ выбранных смайликов
1
Регулятивные:
Оценка (осознание качества и уровня усвоения)
8
VIII. Домашнее задание
Цель этапа: проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.
Слайд 22
Запись домашнего задания в дневник
1
9
Подведение итогов урока
Слайд 23
Подведение итогов урока
1