Использование интерактивных форм работы на уроках математики

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Факультет повышения квалификации Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин                   Тема: Использование интерактивных форм работы на уроках математики   (итоговая работа)                                                                                                              выполнила: учитель математики МБОУ «Пермяковская СОШ» Тюрина Елена Алексеевна                        ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Факультет повышения квалификации

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин



Тема: Использование интерактивных форм работы на уроках математики

(итоговая работа)



выполнила:

учитель математики

МБОУ «Пермяковская СОШ»

Тюрина Елена Алексеевна




Кемерово 2012

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………3

  2. Особенности интерактивного обучения.

  1. Характеристика интерактивного обучения……………4

  2. Цели и задачи применения интерактивного метода... ..4

  3. Формы организации интерактивного обучения………5

  4. Интерактивные методы. ……………………………….10

  1. Заключение……………………………………………………15

  2. Список литературы…………………………………………...16











  1. Введение

В Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий. В настоящее время требования новых государственных стандартов диктуют новые формы обучения

Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, поскольку именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также "педагогики - сотрудничества" (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.

Вместе с тем следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart - доски. Более того, среди учителей математики нередко бытует мнение о том, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой - роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивный метод

2) Активный метод

3) Интерактивный.

В данной работе рассмотрим только последний метод - интерактивный.



  1. Особенности интерактивного обучения.



  1. Характеристика интерактивного обучения.

Уточним основные характеристики самого понятия «интерактивное обучение».

Отметим, что слово «интерактив» имеет английские корни: «nter» - это «взаимный», «act» - действовать, а слово интерактивность трактуется как способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.

Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.

Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока (занятия).

  1. Цели и задачи применения интерактивного метода.

Как любую целостную дидактическую систему интерактивное обучение характеризуют общие цели обучения, его содержание, система методов, организационные формы, средств обучения и критерии результативности.

К общим целям относятся:

  • реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

  • формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • усиление мотивации к изучению предмета;

  • создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке;

  • исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

  • отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

Отсюда видно, что интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

  • познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией;

  • коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;

  • социально-ориентационную, которая связана с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Отметим, что при обучении математике поиск путей для реализации целей и задач, которые ставятся и достигаются при интерактивном обучении, очень актуален. Для осуществления интерактивного обучения необходимо внести определенные изменения во все основные компоненты дидактической системы обучения: содержание, методы и приемы, организационные формы, средства.

  1. Формы организации интерактивного обучения.

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Основными особенностями форм и методов интерактивного обучения являются:

  • принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

  • самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

  • создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

  • непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;

  • изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др

В зависимости от охвата обучающихся, интерактивные технологии обучения делятся на следующие формы организации деятельности:

  • парами (работа обучающегося в паре с обучающимся, учителем и т.д.);

  • фронтальная (учитель обучает одновременно группу учащихся или весь класс);

  • групповая или кооперативная (все учащиеся активно обучают один другого);

  • индивидуальная (самостоятельная работа учащихся).

При использовании каждой из перечисленных форм обучения дидактические условия имеют свои особенности, в зависимости от поставленной цели. Например, групповой форме организации интерактивного обучения должны предшествовать индивидуальные интерактивные подготовительные задания, а работа в группе - обязательное присутствие общей цели. Продукт индивидуального труда используется в работе группы для внесения корректив, содержательного дополнения, уточнения, формулировки общего мнения, выводов и т.д.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

 «Мозговой штурм»;

 Мини-лекция;

 Работа в группах;

 Ролевая игра;

 Разработка проекта;

 Решение ситуационных задач;

 Инсценировка;

 Проигрывание ситуаций;

 Выступление в роли обучающего;

 Обсуждение сюжетных рисунков и др.

На первый взгляд может показаться, что большинство из перечисленных методов не имеет отношения к математике, но на самом деле это не так. Рассмотрим более подробно групповой метод.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Групповая работа - как форма интерактивного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе.

Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Группы могут быть сформированы как учителем (на основании уровня знаний или умственных способностей), так и по пожеланию учащихся. Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам, дать задание и оценить результаты работы пары. Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и усвоения. Чтобы организовать этот вид деятельности, от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а ученики каждый по очереди отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом, учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы. Ещё одним вариантом обучения, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два - четыре - все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал. Если учителю необходимо сделать проверку объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса, то в этом случае очень эффективным будет метод карусели. Ученики развивают свои умения аргументировать ответы и выбранную позицию. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопроса. Возможны варианты, когда представители внутреннего кольца являются поклонниками одной точки зрения, а внешнего - противоположной. В работе используются записи аргументов противоположной стороны. По команде учителя происходит смена партнёров по кругу (как карусель), дискуссия продолжается, а её участникам необходимо подбирать новые контраргументы. В итоге ученики отшлифовывают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партнёрами. Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внешнего круга есть листик с конкретным вопросом и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние. В третьем варианте использования «карусели» работа приобретает соревновательный характер. Ученикам нужно заранее приготовить вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры. Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Каждая группа получает два задания и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справляется с заданием раньше остальных, то им предлагается новое задание. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы. Для проведения занятий может использоваться методика «Круг идей». Целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.

Один из видов групповой работы - игра математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.

Учащиеся с удовольствием работают в группах, любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать чёткие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Все перечисленные интерактивные методы обучения относятся к технологиям кооперативного обучения, когда ученикам нужно скооперироваться для выполнения заданий учителя, активной работы на уроке, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое.


  1. Интерактивные методы.

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения.

а. Кластер.

Кластер (англ. Cluster - пучок, гроздь) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

В методике кластер - это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Каковы этапы работы при составлении кластера?

1-й этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2-й этап - учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.

3-й этап - осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.

4-й этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Пример 1.

Перед началом изучения темы "Координаты вектора", 9 класс, можно в середине доски выписать ключевую фразу "Координаты вектора", а вокруг с подачи учеников записывать слова, словосочетания или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. Такая работа стимулирует мыслительную деятельность, восстанавливает знания учащихся, способствует лучшему изучению материала.

В нашем примере ученики предложили такие слова-ассоциации с ключевой фразой: точка, координата точки, абсцисса, ордината, система координат, вектор, равные векторы, соноправленные векторы, противоположно направленные векторы, ось абсцисс, ось ординат, начало вектора, конец вектора.

В ходе изучения темы "Координаты вектора" учитель и ученики используют повторенный, восстановленный в памяти материал, устанавливают, насколько логично были предложены слова-ассоциации.

Возможен вариант, когда учитель уже дает слова-ассоциации, а его ученики догадываются о том, какой материал будет изучен на уроке.

Использовать кластер такой конструкции можно и на стадии рефлексии материала, тогда кластер поможет установить уровень осмысления учащимися предложенного им на уроке материала.

На стадии изучения материала кластер можно составлять совместно с учащимися по ходу изучения материала, или предложить им делать это параллельно с объяснением учителя. Проверенный в конце урока кластер будет служить списком материала, необходимого для осмысления к следующему уроку.

Пример 2. Тема "Квадратные уравнения", 7 класс. Учащимся дано задание: "Составить кластер с ключевыми словами "Квадратное уравнение" по ходу объяснения материала. Учащиеся предложили такой ответ на поставленное задание.

Использование интерактивных форм работы на уроках математики

Составлять кластер можно и при самостоятельном чтении учебного материала. Это позволяет осмыслить прочитанное, а учитель имеет возможность по составленному кластеру определить верность установления причинно-следственных связей и, при необходимости, оказать индивидуальную помощь учащимся.

Использовать кластер возможно и на стадии контроля, предложив учащимся заполнить уже подготовленные учителем схемы-связи по контролируемому материалу. Заполнение такого кластера требует от ученика четкого изложения фактов и основных положений изученного материала.

б. Синквейн.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на уроках по любому предмету.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

- Первая строка - одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание сенквейна.

- Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

- Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.

- Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.

- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример 3.

а). Синквейн, составленный учащимися 9 класса на уроках итогового повторения.

Задача.

Сложная, текстовая.
Сравнивает, анализирует, утверждает.
Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель.
Ответ.

б) Синквейн, составленный учащимися 10 класса после изучения свойств функций.

Функция.

Рациональная, четная (нечетная).
Возрастает (убывает), имеет область определения, имеет производную.
Рациональная функция непрерывна в каждой точке области определения.
График.

Возможно, синквейны по математике не всегда отличаются изяществом и полным соответствием требованиям французского пятистишия, но их создание поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной активности учащихся.

в. Сравнительная диаграмма.

Сравнительная диаграмма - универсальный метод активизации учащихся в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий (моделей).

Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности, улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

В своей практике я предлагаю учащимся составить сравнительную диаграмму свойств различных функций, свойств геометрических фигур, графиков нескольких функций.

В зависимости от сложности изучаемого материала, уровня изученности темы задания могут уже включать параметры сравнения, возможно задание, при выполнении которого учащиеся сами определяют, что и как будут сравнивать. Эти задания можно выполнять индивидуально или в парах (группах), на уроках или на занятиях элективных курсов.

д. Пазл.

Пазл (англ. puzzle - загадка, головоломка) - известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.

Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.

На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод "пазл" способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

Учебный "пазл" можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа.

Пример 4. Тема "Параллельные прямые", 7 класс.

а) После изучения трех признаков параллельности прямых и трех теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, учащимся предоставляется набор из 24 карточек. Каждая теорема в этом комплекте представлена так:

1-я карточка - словесная формулировка,
2-я карточка - чертеж к теореме,
3-я карточка - краткая запись условия и заключения теоремы,
4-я карточка - математическая запись доказательства.

Ученику надо полностью собрать указанную ему теорему. В случае необходимости можно задать ученику несколько вопросов по собранной теореме.

б) Возможна модификация этого задания. Все 24 карточки нумеруются так, чтобы сумма чисел карточек одной теоремы отличалась от суммы чисел другой теоремы. Когда ученик соберет все карточки указанной теоремы, он складывает номера карточек и полученную сумму сообщает учителю. Учитель знает код (сумму номеров карточек) каждой теоремы, поэтому может быстро оценить результат работы ученика.

Задания "пазл" вызывают у школьников неизменно большой интерес своей нетрадиционностью, быстротой выполнения. Еще больший интерес вызывает самостоятельное составление учебных заданий по методу "пазл".

е. Написание эссе.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я знаю, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

На уроках математики трудно предложить темы для свободного высказывания, но, тем не менее, это сделать можно.

Пример 5.

5-й класс - "Математика в профессии моих родителей".
6-й класс - "Путешествие точки по координатной плоскости".
7-й класс - "Мир параллельных прямых".
8-й класс - "Государство параллелограмма".
9-й класс - "Я - теорема синусов" или "Я - теорема косинусов" (сказка о том, что важные теоремы могут рассказать о себе).
10-й класс - "Свойства функций. А надо ли их знать?".
11-й класс - "Математика в моей будущей профессии".

Написание небольших работ по указанным и другим темам помогает ребенку творить и фантазировать, развивать свое воображение, что, несомненно, ведет к качественному запоминанию и полноценному усвоению информации, успешному обучению, позитивному мышлению.

  1. Заключение

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения?

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.







Список литературы


  1. Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи, [Текст] /А.М. Абрамов. М., 2001.

  2. Емелина М.В Интерактивное обучение в системе методической работы школы [электронный ресурс] festival.1september.ru/articles/313034

  3. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт. [Текст] /Л.И. Корнеева.// Университетское управление - 2004 - № 4.

  4. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям». [Текст] / Л.А. Коростылева. СПб., 1996.

  5. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» [Текст] /Т.А. Мясоед. М., 2004.

  6. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, [Текст] /В.А. Сластенин. М., 1997.

  7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» [Текст] / Н. Суворова. М., 2005.


16


© 2010-2022