Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие №1

Раздел 1. Линейная алгебра

Тема 1.1. Матрицы, определители

Понятие матрицы. Типы матриц. Действия с матрицами: сложение, вычитание матриц, умножение матрицы на число, транспонирование матриц, умножение матриц, возведение в степень.

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиМатрицей называется прямоугольная таблица чисел . Обозначаются прописными буквами А, В, С, …..

Общий вид матрицы, содержащей m строк и n столбцов:

(1) А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Внизу справа при необходимости подписываются размеры матрицы: m - количество строк, n - столбцов.

ЧКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиисла Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , составляющие матрицу, называются элементами матрицы.

Матричные элементы обычно обозначаются той же буквой (только строчной), что и сама матрица, а индексы показывают место элемента матрицы в матрице: первый индекс указывает номер строки, а второй - номер столбца, на пересечении которых находится данный матричный элемент. Например, для матрицы

А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиэлементы Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители ….

Матрицы (так же как и числа) можно вычитать, складывать, перемножать. Поэтому среди матриц есть аналоги нуля и единицы. Нулевой матрицей называется матрица, все элементы которой равны нулю. Она имеет следующий вид и обозначение:
О = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Если в матрице (1) поменять местами строчки и столбцы (т.е. первую строчку сделать первым столбцом, вторую строку - вторым столбцом и т.д.), то полученная матрица носит название транспонированной по отношению к исходной матрице и обозначается Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители илиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители:

А' = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Квадратная матрица - матрица, число строк и столбцов у которой совпадают. Общий вид квадратной матрицы:

(2) А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Числа Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиназываются главной диагональю квадратной матрицы.

След матрицы - это сумма элементов главной диагонали квадратной матрицы: Sp( A ) = a11 + a22 + ... + aii + ... + ann

Дана квадратная матрица A размерностью 3


А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Решение:

Чтобы вычислить след исходной матрицы, нужно сложить элементы на главной диагонали:

Sp( A ) = 2 - 1 + 3 = 4

Ответ: След матрицы A равен 4

Единичной называется такая квадратная матрица, у которой на главной диагонали стоят единицы, а все остальные элементы равны нулю:

(3) Е = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Различаются также матрицы, имеющие только одну строку или один столбец.

Матрица, у которой всего одна строка Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , называется матрицей - строкой (или строковой), а матрица, у которой всего один столбец, матрицей - столбцом.

Квадратная матрица, у которой все элементы, лежащие ниже главной диагонали, равны нулю, называется треугольной матрицей.

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

Квадратная матрица, у которой все элементы, кроме, быть может, стоящих на главной диагонали, равны нулю, называется диагональной матрицей. Например, Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители или Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Операции с матрицами

1. Сумма матриц: А + В.

Складывать можно только матрицы одного размера. При сложении двух матриц одного размера получается матрица того же размера, элементы которой равны сумме элементов слагаемых матриц, стоящих на соответствующих местах.

Пример.

Пусть Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Тогда

А + В = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители + Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Аналогично определяется вычитание матриц:

А - В = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители - Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

2. Умножение числа на матрицу.

При умножении числа на матрицу каждый ее элемент умножается на это число.

Пример.

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, тогда Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Матричные уравнения

Это уравнения, в которых неизвестной является матрица.

Пример. Даны матрицы Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители и Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Найти матрицу Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , удовлетворяющую следующему матричному уравнению Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .


Решение. Сначала рассматриваем это уравнение как обычное числовое и находим формулу для Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Затем действия, предписываемые этой формулой, выполняем по правилам действий с матрицами. Решая обычным способом уравнение Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , получаем Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . По правилу умножения числа на матрицу Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , по правилу вычитания матриц Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители. Наконец, по правилу умножения числа на матрицу неизвестная матрица Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

3. Умножение матриц : Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

ДКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиалеко не все матрицы можно перемножать.

Матрицы A и B (порядок следования важен!) называются согласованными, если число столбцов матрицы A равно числу строк матрицы B.

Таким образом, если порядок матрицы A равен m × p , то порядок согласованной с ней матрицы B должен быть равен p × n. Перемножать можно только согласованные матрицы (отметим, что квадратные матрицы одного порядка всегда согласованы).

Произведением двух согласованных матриц A (размера m × p) и B (размера
p × n ) называется матрица C (размера m × n) , элементы которой вычисляются по правилу: элемент Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители матрицы С равен сумме попарных произведений элементов i-ой строки матрицы А и j-го столбца матрицы В:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Например, если требуется получить элемент c21, то нужно вторую строку матрицы A "умножить" на первый столбец матрицы B. Рассмотрим конкретные матрицы

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Число столбцов матрицы A и число строк матрицы B равны 2, значит, A и B согласованы, причем матрица А∙В будет размера 3х2 . Тогда по определению произведение этих матриц А∙В вычисляется следующим образом:
Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .
Найти в этом случае произведение B∙A невозможно, т.к. матрицы B и A не согласованы. Отсюда следует, что если две матрицы можно перемножить в одном порядке, то это не означает, что их можно перемножать в другом порядке. Можно показать, что в общем случае, даже когда произведения AB и BA определены, они не всегда дают одну и ту же матрицу (даже размерности матриц АВ и ВА могут быть разными).

Свойства операции умножения матриц.

  1. А(В+С)=АВ+АС;

  2. (А+В)С=АС+ВС;

  3. k(АВ)=( kА)В = А(kВ), k - некоторое число;

  4. А(ВС)=(АВ)С;

  5. А · Е =Е·А =А, где Е - единичная матрица.

n×n n×n n×n

Пример. Пусть Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Тогда Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , а

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители(проверьте!). Таким образом Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Это не значит, что вообще не существует двух таких матриц А и В, для которых АВ=ВА.

Если для пары матриц А и В это свойство все же выполняется, то такие матрицы называются перестановочными (или коммутативными). Например, коммутативными будут матрицы А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители и В = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Легко перемножением в том и обратном порядке убедиться, что АВ = ВА = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Отметим, что квадратные матрицы можно перемножать только если они одного порядка.

Можно указать одну особенную матрицу, которая перестановочна с любой квадратной матрицей. Это введенная выше единичная матрица. Легко в общем виде показать, что для любой квадратной матрицы А имеет место:

А·Е = Е·А = А .

Домашнее задание


  1. Л3, стр. 101-102 (Пехлецкий И.Д.)

  2. Л4, стр. 63-71, № 4; 19; 23 (Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л.)

№4

Сложить матрицы

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

№19

Найти произведение АВ

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители


№23

Найти 3А*2В, если

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Занятие №2 )

Раздел 1. Линейная алгебра

Тема 1.1. Матрицы, определители

Определитель квадратной матрицы. Определители 1-го, 2-го, 3-го порядков.

Определители матриц

Для каждой квадратной матриц вводится важная ее числовая характеристика, называемая определителем этой матрицы. Правило, по которому по элементам данной квадратной матрицы произвольного порядка вычисляется ее определитель, достаточно сложно, поэтому будем вводить это правило «постепенно», повышая порядок определителя. Пока же ограничимся таким неконструктивным определением.

Каждой квадратной матрице можно по некоторому правилу поставить в соответствие число, которое называется определителем данной матрицы. Для определителя квадратной матрицы A, общий вид которой

А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

применяются различные обозначения. Укажем наиболее употребительные: detA, D , D(А) или развернутое, в котором перечисляются все элементы данной матрицы

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители. Прямые черты, заменяющие круглые (матричные) скобки, указывают на то, что имеется в виду именно определитель матрицы, т.е. единственное число, а не сама матрица A.

Будем подходить к строгому определению определителя, рассмотрев это правило последовательно для определителей матриц 1-го, 2-го и 3-го порядков.

Определителем матрицы 1-го порядка называется число, равное единственному имеющемуся матричному элементу этой матрицы. Определение настолько простое, что нет необходимости иллюстрировать его примером.

Определитель матрицы 2-го порядка: если А=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, то

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Например, Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Рассмотрим определитель матрицы 3-го порядка А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Для вычисления определителя именно третьего порядка есть упрощенная формула

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители,

которая схематически (для запоминания) записывается так:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

( + )Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители - первые три слагаемые (берутся со знаком +)

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

- последние 3 слагаемые (берутся со знаком −)

Пример. Найдем по упрощенной схеме определитель матрицы (4).

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

!!! Все, что мы будем далее говорить для этой матрицы, справедливо и для квадратной матрицы любого порядка. Определение определителя матрицы содержит два новых понятия. Оказывается, для каждого элемента матрицы (а их 9) можно посчитать 2 числа, которые называются минором и алгебраическим дополнением этого элемента.

Минором элемента матрицы aij (обозначается Мij) называется значение определителя матрицы, получающейся из данной матрицы вычеркиванием строки и столбца, на пересечении которых стоит данный элемент (т.е. вычеркиванием i-ой строки и j-го столбца).

Алгебраическим дополнением элемента матрицы aij (обозначается Аij) называется число, определяемое по формуле

(3) Аij = (-1)i+j Мij .

Поскольку (-1) в целой степени принимает всего два значения ( 1 - если показатель степени есть четное число и (-1) - если нечетное), то алгебраическое дополнение элемента матрицы либо ничем не отличается от минора этого элемента (если сумма его нижних индексов - т.е. сумма номеров строки и столбца - есть четное число) или отличается от минора только знаком (если сумма нижних индексов нечетна).

Пример. Найти миноры и алгебраические дополнения всех элементов матрицы

(4) А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Сначала ищем миноры всех элементов.

М11=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, М12=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, М13=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители,

М21=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, М22=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, М23=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители,

М31=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, М32=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители, М33=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Учитывая формулу (3) и приведенные ниже пояснения для этой формулы, получаем следующие алгебраические дополнения

А11=7, А12= -13, А13=5, А21= -3, А22=5, А23= -1, А31= -5, А32=7, А33= -3

Для матрицы (4) для каждой строки (и столбца) проделаем: составим сумму попарных произведений ее (его) элементов на их алгебраические дополнения. Например, для второго столбца : Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Взяв любой другой столбец (или строку), получим то же самое число (для данной матрицы (- 4) ). Это общее свойство всех квадратных матриц − результат таких вычислений не зависит от того, какую строчку или столбец матрицы мы выбрали. Поэтому корректно следующее определение.

ОКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителипределителем квадратной матрицы (любого порядка!) называется число, равное сумме попарных произведений элементов любой строки (столбца) на их алгебраические дополнения.

Поэтому для матрицы (4) по определению: D = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

 Для вычисления определителей матриц более высокого (чем третьего) порядка упрощенной схемы нет, поэтому используется только метод, данный в определении: выбирается строка или столбец матрицы и вычисляется сумма попарных произведений соответствующих элементов матрицы на их алгебраические дополнения. При этом вычисление алгебраических дополнений - самый трудоёмкий этап. Но поскольку строку (или столбец) можно выбирать произвольно (результат от этого не зависит), то проще выбрать ту, среди элементов которой как можно больше нулевых. При этом алгебраические дополнения нулевых элементов можно не считать, так как при составлении упомянутой выше суммы попарных произведений соответствующие слагаемые все равно обратятся в ноль.

Пример. Вычислить определитель 4-го порядка: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Решение. Самое большое количество нулей в любой из строк или столбцов равно 2. Поэтому для вычисления определителя выбираем любую строку или столбец с двумя нулями. Выберем, например, первый столбец (при этом говорят, что определитель будет разлагаться по первому столбцу):

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

Появившиеся два определителя 3-го порядка можно считать по приведенной выше упрощенной схеме.

Если среди элементов матрицы нулей мало (или нет вовсе), то можно специальными действиями привести определитель к такому виду, у которого есть строка (или столбец), в которой отличен от нуля только один элемент. После этого определитель легко вычисляется разложением по этой строке (столбцу). Привести определитель к такому виду помогают свойства определителей, рассмотренные ниже.

Свойства определителей

1. Если у определителя какая-либо строка (столбец) состоит из нулей, то определитель равен нулю.

2. Если какие-либо две строки (два столбца) определителя равны или пропорциональны (т.е. элементы одной строки (столбца) получаются умножением элементов другой строки (столбца) на одно и то же число), то определитель равен нулю.

3. Если две строки (два столбца) поменять местами, то определитель изменит знак.

4. Общий множитель элементов любой строки или столбца можно выносить за знак определителя.

5. Если к элементам одной строки (столбца) прибавить соответствующие элементы другой строки (столбца), предварительно умноженные на одно и то же число, то определитель не изменится.

Как сказано выше, с помощью этих свойств можно привести определитель к такому виду, у которого есть строка (или столбец), в которой отличен от нуля только один элемент. Для приведения определителя к такому виду необходимо:

  1. Вынести общие множители (если таковые имеются) из строк или столбцов за знак определителя (свойство 4.) . Это позволяет уменьшить элементы определителя (что облегчает его дальнейшее вычисление), а также, возможно, получить элементы, равные 1 или (−1), что поможет выполнению следующего пункта.

  2. Выбрать строку (или столбец), в которой есть элемент 1 или (−1) (если такие строки или столбцы есть) и с помощью этого элемента (и последнего свойства определителей) обнулять остальные элементы выбранной строки или столбца.

Иллюстрирует сказанное следующий пример

Пример. Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = {вынесем 2 из второй строки (свойство 4)} =
2Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = {С помощью элемента а22=1 и свойства 5 обнуляем все элементы второй строки, кроме самого а22=1. Для этого а) прибавляем к 1-му столбцу 2-ой, умноженный поэлементно на (−5); б) прибавляем к 3-му столбцу 2-ой, умноженный на (−1); в) прибавляем к 4-му столбцу 2-ой, умноженный на (−3)} = 2Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = {раскладываем определитель по второй строке} =2∙1∙(−1)2+2Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = {для облегчения вычисления определителя 3-го порядка выносим (−1) из первых двух столбцов, а из третьего (−2) }= −4Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители = {вычисляем определитель третьего порядка по упрощенной схеме}=440


Домашнее задание


  1. Л3, стр. 105-108 (Пехлецкий И.Д.)

  2. Л4, стр. 71-81, № 35; 39 (Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л.)

№35. Вычислить определитель

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

№39. Вычислить определитель

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители


Занятие №3

Раздел 1. Линейная алгебра

Тема 1.1. Матрицы, определители

Обратная матрица.

Вспомним свойства определителей, и как с их помощью можно вычислять определители

Задание №12. Вычислить определитель Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители приведением его к треугольному виду.

Решение. Сначала делаем нули в первом столбце под главной диагональю. Все преобразования будет выполнять проще, если элемент Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители будет равен 1. Для этого мы поменяем местами первый и второй столбцы определителя, что, согласно свойствам определителя, приведет к тому, что он сменит знак на противоположный:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Далее получим нули в первом столбце, кроме элемента Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , для этого из третьей строки вычтем две первых, а к четвертой строке прибавим первую, будем иметь:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Далее получаем нули во втором столбце на месте элементов, стоящих под главной диагональю. И снова, если диагональный элемент будет равен Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , то вычисления будут более простыми. Для этого меняем местами вторую и третью строки (и при этом меняется на противоположный знак определителя):

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Далее делаем нули во втором столбце под главной диагональю, для этого поступаем следующим образом: к третьей строке прибавляем три вторых, а к четвертой - две вторых строки, получаем:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Далее из третьей строки выносим (-10) за определитель и делаем нули в третьем столбце под главной диагональю, а для этого к последней строке прибавляем третью:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Ответ. Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Обратная матрица

Рассмотрим обычное простейшее уравнение 2х=4. Известно, что для его решения необходимо разделить обе части этого уравнения на 2. Деление на 2 можно представить как умножение на число Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , которое, в свою очередь, может быть записано как Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители : Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Число Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители называется числом, обратным к числу 2, поскольку в произведении эти числа дают 1. В общем случае уравнение Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители решается умножением обеих частей уравнения на число Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители (если Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители ), которое называется обратным к числу Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители и определяется как число, дающее в произведении с Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители число 1: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Таким образом, Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители Напомним, что обратное число Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители существует для всех чисел Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , кроме Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители Сейчас мы по аналогии с обратным числом введем понятие обратной матрицы, которое нам поможет решать уже не одно уравнение, а целые системы уравнений определенного вида.

Матрица Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители называется обратной матрицей для квадратной матрицы Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , если Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Отметим, что в этом определении обратной матрицы недостаточно требовать, чтобы произведение матриц A и B в каком-либо одном порядке давало единичную матрицу, так как для матриц нет гарантии, что произведение этих матриц в другом порядке тоже даст единичную матрицу (в общем случае, как мы уже убеждались, Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители ).

Из определения следует, что обратная матрица B будет квадратной матрицей того же порядка, что и матрица A (иначе, как легко убедиться, одно из произведений Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители или Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители было бы не определено). Обратная матрица для любой матрицы A единственна (если существует) и обозначается Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители по аналогии с обратными числами. Таким образом, если Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители есть матрица, обратная к матрице A , то выполняется:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

Для всех ли обратных матриц существуют обратные? Как было сказано раньше, даже не для всех чисел существует обратное: для числа 0 обратного нет. Похожая ситуация наблюдается и с матрицами. Матрица называется вырожденной, если ее определитель = 0 и для такой матрицы обратной не существует. Справедлива следующая теорема:

Теорема. Обратная матрица для квадратной матрицы A вида (2) существует тогда и только тогда, когда матрица A невырожденная. В этом случае обратная матрица единственна и представляется в виде

(5) Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители ,

где Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители − алгебраические дополнения элементов Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители исходной матрицы.

Формула (5) обосновывает следующий алгоритм вычисления обратной матрицы (на примере матрицы размера 3х3) для матрицы

А = Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

1. Вычисляем определитель матрицы D=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

2. Вычисляем алгебраические дополнения всех ее элементов Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

3. Составляем так называемую «союзную» матрицу, заменяя элементы исходной матрицы их алгебраическими дополнениями и транспонируя получившуюся матрицу:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

4. Составляем обратную: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Пример. Найти обратную для матрицы Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

Решение. Воспользуемся тем, что ранее для этой матрицы уже были вычислены определитель и алгебраические дополнения всех элементов. Поэтому результаты первых двух пунктов приведенной выше схемы уже есть.

1. D=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

2. А11=7, А12= -13, А13=5, А21= -3, А22=5, А23= -1, А31= -5, А32=7, А33= -3 .

3. «Союзная» матрица : Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

4. Составляем обратную: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Ответ: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Можно было произвести умножение числа Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители на матрицу и получить обратную матрицу в обычном матричном виде Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . При этом матрица уже не выглядит столь компактно, да и дальнейшие действия с ней (например, при решении систем линейных уравнений) производить уже не столь удобно. Поэтому обычно обратную матрицу оставляют в том виде, в котором она дана в Ответе.

!!! Наиболее просто искать по приведенной схеме обратную матрицу для матриц второго порядка. Пусть дана в общем виде матрица второго порядка
Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . Построим обратную матрицу по приведенной выше схеме.

1. D=Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

2. Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

3. Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

4. Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Таким образом, обратная для матрицы второго порядка Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители имеет вид:

(5а) Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители , где Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Пример. Найти для матрицы Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители обратную матрицу.

Решение. Определитель Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители . По формуле (5а)

(5б) Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Пример. Определить, имеет ли данная матрица обратную, найти обратную матрицу к данной, если это возможно

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.


Решение:

Вычисляем определитель матрицы:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

|A|  0  матрица имеет обратную ей матрицу. Находим алгебраические дополнения элементов этого определителя:

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

Таким образом: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Ответ: Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители .

Пример.

Решите уравнение.Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители.

(x+3)(4x-4-3x)+4(3x-4x+4)=0.

(x+3)(x-4)+4(-x+4)=0.

(x-4)(x-1)=0.

xКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители1 = 4, x2 = 1.

Домашнее задание


  1. Л3, стр. 105-108 (Пехлецкий И.Д.)

  2. Л4, стр. 71-81, № 56; 58 (Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л.)

№56. Найти матрицу, обратную к заданной

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

№58. Найти матрицу, обратную к заданной

Конспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определителиКонспект лекций по дисциплине Математика, тема Матрицы и определители

20

© 2010-2022