- Преподавателю
- Математика
- Система упражнений как технология эффективного усвоения знаний по математике
Система упражнений как технология эффективного усвоения знаний по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьева Т.Е. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система упражнений как технология эффективного усвоения знаний по математике
Соловьева Тамара Егоровна,
учитель математики Вилюйской гимназии,
отличник народного просвещения РФ.
Педстаж - 37 лет
Одним из существенных факторов повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе является совершенствование математического образования школьников. Назначение математического образования определяется двумя аспектами: практическим и духовным. Первый связан с продуктивной деятельностью человека в будущем, а второй связан с его мышлением, с овладением математическими методами познания и преобразования мира. Качество математической подготовки школьников зависит от сформированности учебной деятельности. А учебная деятельность как основа учебно-воспитательного процесса обусловлена профессиональной компетенцией учителя. В этой ситуации от учителя требуется знание психолого-дидактических закономерностей и их реализация в практической работе. Опора на систему психолого-дидактических закономерностей позволяет учителю раскрыть зависимости между внешними условиями учебного процесса и внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся (их вниманием, активностью мыслительной деятельности, процессами запоминания учебного материала и т.д.). Опираясь на данную систему, учитель может управлять мыслительными процессами учащихся, развивать их память, мышление, внимание, добиваться высоких результатов в обучении. Зная законы учебного процесса, учитель сможет критически переосмысливать традиционный опыт и новые идеи в методике преподавания. Опираясь на систему закономерностей, можно отбирать наиболее оптимальные методы и приемы обучения, учитывая свои возможности и особенности каждого учащегося и класса в целом.
Многолетний опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что совершенствование системы работы учителя математики зависит также от умелого сочетания традиционного педагогического опыта с новыми методами обучения. Систематизация методики преподавания, изучение современной педагогической и методической литературы способствуют по-новому переосмыслить роль системы упражнений в математической подготовке учащихся, а значит и методику упражнений. Усвоение математической теории учениками, развитие их творческих способностей и самостоятельности мышления зависит от выполнения математических упражнений. Технология организации этого вида учебной деятельности предусматривает иной подход к проблеме упражнений. В методике преподавания математики существуют различные подходы к раскрытию понятия упражнения. Под упражнением понимается задача с известным методом решения или любая математическая задача, решаемая в процессе обучения. Такая трактовка понятия упражнения не раскрывает его методологической сути. Логика математики заключена не только в отдельных понятиях, теоремах и их доказательствах, но и во всей системе в целом. В обучении математике важна систематизация знаний по различным основаниям, что осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. Поэтому упражнения должны отвечать следующим условиям:
-
способствовать мотивации введения математических понятий;
-
выявлять существенные свойства понятий;
-
способствовать усвоению существенных свойств, их синтезированию;
-
способствовать усвоению терминологии, символики, пониманию значения каждого слова в определении, запоминанию определения, овладению объемом понятия;
-
раскрывать взаимосвязь понятия с другими понятиями;
-
обучать применению понятия.
Упражнения в обучении математике следует рассматривать как многоаспектное явление, выступающее
-
способом организации и управления учебно-познавательной деятельностью школьников;
-
носителем действий, являющихся элементом содержания обучения математике;
-
средством целенаправленного формирования понятий и изучения теорем;
-
формой проявления методов обучения;
-
средством связи теории с практикой.
Актуальность такого представления об упражнениях обусловлена современными концепциями процесса обучения, учебного познания, психологическими закономерностями усвоения знаний, особенностями математического знания и его усвоения, практикой обучения математике.
Исходя из этого, можно выделить следующие виды упражнений:
1) упражнения, стимулирующие учебно-познавательную деятельность;
2) упражнения, организующие и осуществляющие учебно-познавательную деятельность школьников;
3) упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.
С современной точки зрения система упражнений выступает как технология, как целостный процесс, включающий в себя отбор, составление, использование, выполнение. Последовательность выполнения упражнений влияет на умственную деятельность учащихся. Поэтому в процессе конструирования, структуре упражнений целесообразно учитывать психолого-дидактические закономерности (закономерности П.А. Шеварева).
Такой инновационный подход к упражнениям как к дидактической системе и внедрение этой концепции (методическая система «Упражнения» Г.И.Саранцева) требуют иной оценки ее результатов.
В последние годы в российское образование активно внедряются современные технологии оценки учебных достижений. Прежний стандарт оценки устаревает. Все большее признание получает тестирование как технология оценки качества образования. Получение объективных данных при текущей и итоговой проверке усвоения знаний, умений и навыков помогает и учителю и ученику в самооценке результатов образовательного процесса. Применение тестирования дает надежную и достоверную информацию о состоянии учебного процесса, осуществлять индивидуальный подход, планировать результаты обучения.
Система упражнений при подготовке к тестированию:
-
развивает общие умения и навыки учащихся
-
умение мыслить оперативно
-
быстро проводить логические суждения
-
учит рационально использовать и экономить время
-
помогает осознать сущность осуществленных действий, самоконтролю и самооценке
-
воспитывает субъектное отношение к учебной деятельности