Система упражнений как технология эффективного усвоения знаний по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система упражнений как технология эффективного усвоения знаний по математике


Соловьева Тамара Егоровна,

учитель математики Вилюйской гимназии,

отличник народного просвещения РФ.

Педстаж - 37 лет

Одним из существенных факторов повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе является совершенствование математического образования школьников. Назначение математического образования определяется двумя аспектами: практическим и духовным. Первый связан с продуктивной деятельностью человека в будущем, а второй связан с его мышлением, с овладением математическими методами познания и преобразования мира. Качество математической подготовки школьников зависит от сформированности учебной деятельности. А учебная деятельность как основа учебно-воспитательного процесса обусловлена профессиональной компетенцией учителя. В этой ситуации от учителя требуется знание психолого-дидактических закономерностей и их реализация в практической работе. Опора на систему психолого-дидактических закономерностей позволяет учителю раскрыть зависимости между внешними условиями учебного процесса и внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся (их вниманием, активностью мыслительной деятельности, процессами запоминания учебного материала и т.д.). Опираясь на данную систему, учитель может управлять мыслительными процессами учащихся, развивать их память, мышление, внимание, добиваться высоких результатов в обучении. Зная законы учебного процесса, учитель сможет критически переосмысливать традиционный опыт и новые идеи в методике преподавания. Опираясь на систему закономерностей, можно отбирать наиболее оптимальные методы и приемы обучения, учитывая свои возможности и особенности каждого учащегося и класса в целом.

Многолетний опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что совершенствование системы работы учителя математики зависит также от умелого сочетания традиционного педагогического опыта с новыми методами обучения. Систематизация методики преподавания, изучение современной педагогической и методической литературы способствуют по-новому переосмыслить роль системы упражнений в математической подготовке учащихся, а значит и методику упражнений. Усвоение математической теории учениками, развитие их творческих способностей и самостоятельности мышления зависит от выполнения математических упражнений. Технология организации этого вида учебной деятельности предусматривает иной подход к проблеме упражнений. В методике преподавания математики существуют различные подходы к раскрытию понятия упражнения. Под упражнением понимается задача с известным методом решения или любая математическая задача, решаемая в процессе обучения. Такая трактовка понятия упражнения не раскрывает его методологической сути. Логика математики заключена не только в отдельных понятиях, теоремах и их доказательствах, но и во всей системе в целом. В обучении математике важна систематизация знаний по различным основаниям, что осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. Поэтому упражнения должны отвечать следующим условиям:

  • способствовать мотивации введения математических понятий;

  • выявлять существенные свойства понятий;

  • способствовать усвоению существенных свойств, их синтезированию;

  • способствовать усвоению терминологии, символики, пониманию значения каждого слова в определении, запоминанию определения, овладению объемом понятия;

  • раскрывать взаимосвязь понятия с другими понятиями;

  • обучать применению понятия.

Упражнения в обучении математике следует рассматривать как многоаспектное явление, выступающее

  • способом организации и управления учебно-познавательной деятельностью школьников;

  • носителем действий, являющихся элементом содержания обучения математике;

  • средством целенаправленного формирования понятий и изучения теорем;

  • формой проявления методов обучения;

  • средством связи теории с практикой.

Актуальность такого представления об упражнениях обусловлена современными концепциями процесса обучения, учебного познания, психологическими закономерностями усвоения знаний, особенностями математического знания и его усвоения, практикой обучения математике.

Исходя из этого, можно выделить следующие виды упражнений:

1) упражнения, стимулирующие учебно-познавательную деятельность;

2) упражнения, организующие и осуществляющие учебно-познавательную деятельность школьников;

3) упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.

С современной точки зрения система упражнений выступает как технология, как целостный процесс, включающий в себя отбор, составление, использование, выполнение. Последовательность выполнения упражнений влияет на умственную деятельность учащихся. Поэтому в процессе конструирования, структуре упражнений целесообразно учитывать психолого-дидактические закономерности (закономерности П.А. Шеварева).

Такой инновационный подход к упражнениям как к дидактической системе и внедрение этой концепции (методическая система «Упражнения» Г.И.Саранцева) требуют иной оценки ее результатов.

В последние годы в российское образование активно внедряются современные технологии оценки учебных достижений. Прежний стандарт оценки устаревает. Все большее признание получает тестирование как технология оценки качества образования. Получение объективных данных при текущей и итоговой проверке усвоения знаний, умений и навыков помогает и учителю и ученику в самооценке результатов образовательного процесса. Применение тестирования дает надежную и достоверную информацию о состоянии учебного процесса, осуществлять индивидуальный подход, планировать результаты обучения.

Система упражнений при подготовке к тестированию:

  • развивает общие умения и навыки учащихся

  • умение мыслить оперативно

  • быстро проводить логические суждения

  • учит рационально использовать и экономить время

  • помогает осознать сущность осуществленных действий, самоконтролю и самооценке

  • воспитывает субъектное отношение к учебной деятельности


© 2010-2022