Из опыта внеклассной работы по математике

В работе учителя математики особое место занимает внеклассная работа по предмету.Именно внеклассная работа раскрывает красоту,глубину и особый мир математики.Все виды внеклассной работы развивают устойчивый интерес к предмету,играют не последнюю роль в мотивации изучения математики,открывают другой угол зрения на математическую науку.Особенно интересно и занятно проходят мероприятия в игровой форме,которые пользуются популярностью у ребят всех возрастов: математические бои,регаты,заседания,защит...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассные мероприятия по математике ( Сиразиева Фаниса Габдрахмановна- учитель математики,высшая категория,МБОУ « Бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района РТ».)

В рамках совершенствования содержания и технологий российского образования , я считаю, что наиболее важна реализация мероприятий по « оптимизации нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей». Место и роль внеклассной работы и ученического самоуправления в осуществлении этих мероприятий очень велика- это и функция обучения; и воспитания; и развития личности. Ежегодно весной в нашей школе проходит « декада математики», в рамках которой вместе с коллегами проводим: олимпиады; математические вечера; математические ринги; интеллектуальные игры; математические бои; аукционы; математические путешествия; математические тренинги; математические праздники и т.п. Много лет я руковожу работой математического кружка «Альтаир» и достаточно плодотворно: многие участники кружка за последние 10 лет стали постоянными победителями не только школьных, районных; но и республиканских и международных математических олимпиад . Итоговые занятия проходят по разному - как по форме, так и по содержанию; предлагаю одну разработку , которая очень нравится многим ребятам - интеллектуальная игра « Интеллект - шоу».

1) Действующие лица:

А) команда 9 «А»- «Юные математики»

В составе: 1. Марушина В.2.Гайсин Р. 3. Хакимуллин Р. 4. Нутфуллин А. 5. Шайхиева А.

6. Гаврилюк Н.

Б) команда 9 «Б»- «Юные чертежники»

В составе: 1. Добрынин Д. 2. Петров В.3. Угарова Е. 4.Ахметгалиева Э. 5.ШароноваА.

6.Вафин Р.

В) ведущий: учитель математики - Сиразиева Ф.Г.

Г) соведущие - консультанты: 1. Губайдуллина Р. 2. Багаутдинова А.(11 «А»)

2) Оборудование: а) Компьютер; интерактивная доска; песочные часы; камера; дипломы; слайды «Интеллект-шоу»; «дальше…дальше…дальше…»; «ты мне - я тебе»; « заморочки из бочки»; « темная лошадка»; «гонка за лидером». б) высказывания на интерактивной доске; в) вопросы болельщикам; г)музыкальная пауза (3 номера х/самодеятельности); д) бочонок с вопросами.

План мероприятия.1) СЛАЙД « Интеллект-шоу», воздушные шары. Рядом афоризмы:

А) Мир - зеркало: покажешься ему - увидишь себя.

(Пословица)

Б) Вдохновения нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.

(А. С. Пушкин)

В) Мудр - кто знает нужное, а не многое.

(Эсхил)

Г) Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

(Демокрит)

2. Вступление.

3. Приветствие команд, девиз (комментарии о членах команды).

4. Основная игра.

5. Игра с болельщиками.

6. Музыкальная пауза ( три номера художественной самодеятельности).

7. Слово жюри.

8. Награждение.

Ход мероприятия.

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас на интеллектуальной итоговой игре « Интеллект - шоу».

Ученик 1: Мой новый друг! Сегодня ты пришел в этот класс, не вспоминать недобрым этот час. Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть, на все вокруг обдуманно взглянуть.

Пусть ты не станешь Пифагором, каким хотел бы, может быть, но будешь ты рабочим, а может, и ученым. И будешь ты науки все любить.

Ученик 2: Вы все уже неоднократно, ребята, принимали участие в разных играх, но в этой игре многие из вас участвуют впервые. И поэтому сегодняшнюю игру я хочу продолжить словами:

Чтобы спорилось нудное дело

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело -

В мир загадок и сложных задач.



Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден,

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Учитель: Но наши команды уже готовы идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. И сейчас, с удовольствием передаю слово нашим командам - учащимся 9-х классов.

Слово для приветствия командам:

  1. «Юные математики»: «Мы находим стандартные решения нестандартных проблем».

  2. «Юные чертёжники»: «Семь раз отмерим, один раз отрежем»,

I гейм « Дальше… дальше… дальше».

Учитель: За две минуты каждой команде надо дать наибольшее количество ответов.

Вопросы первой команде:

  1. Результат сложения (Сумма)

  2. Четырехугольник у которого две стороны параллельны, а две не параллельны. (Трапеция)

  3. 7*8= (56)

  4. Что больше sin 30 или sin40 ? ( sin40 )

  5. Самая большая хорда в круге. ( Диаметр )

  6. Треугольник, у которого две стороны равны. ( Равнобедренный )

  7. Арифметический корень из 144 . (12)

  8. Петух стоит на одной ноге и весит 4 кг. Сколько он весит на двух ногах? (4 кг.)

  9. Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Нет)

  10. 3 в степени 4 (81)

  11. Переведи слово «профиль». (Сбоку)

  12. Знак длины изделия. (l)

  13. Единицы измерения углов. (Градусы, минута, секунда, радиан).

  14. Автор прямоугольного проецирования ( Гаспар Монж).

  15. Для чего применяется сплошная толстая линия чертежа? ( Вид ;видимый контур)

  16. Что такое эскиз? (Чертежи от руки,выполненные на разлинованной бумаге).

  17. Что выявляет сечение? (Изображение,лежащее на секущей плоскости)

  18. Автор учебника математики в 9-х классах?(Мордкович А.Г.)

  19. Самый маленький стандарт формата ученического чертежа? (А 4; 210мм на 95мм)

  20. Учитель математики (Фаниса Габдрахмановна Сиразиева)

  21. Когда впервые доказали теорему Пифагора? (примерно 2500 лет назад)

  22. Прибор для измерения углов. (Транспортир, астролябия).

  23. График функции у=х+2 (Прямая).

  24. Что такое периметр многоугольника?(Сумма длин всех его сторон)

  25. Сколько корней у квадратного уравнения? (1, 2, 0)

  26. Сумма углов в треугольнике. (180 градусов).

  27. Как называется число под дробной чертой? (Знаменатель)

  28. Имя древнегреческого математика, инженера, физика, конструктора, который крикнул «Эврика». (Архимед)

  29. Математическое предложение, которое не доказывается. (Аксиома).

  30. Первый месяц осени. (Сентябрь)

Вопросы второй команде:

  1. Результат вычитания. (Разность).

  2. Параллелограмм, у которого углы прямые, стороны равны. (Квадрат)

  3. 63/7= (9)

  4. Что больше cos 40 или co s30? (cos30)

  5. Отрезок, соединяющий середину 2-х сторон треугольника.(Средняя линия)

  6. Корень из 169 (13).

  7. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)

  8. Может ли быть в треугольнике два прямых угла? (Нет).

  9. Сколько концов у 3,5 палок? (8).

  10. Прибор для измерения отрезков. (Линейка)

  11. Переведи с француского- «фронталь». (Спереди).

  12. Знак толщины изделия. (S)

  13. Единицы измерения в машиностроительных чертежах. (мм.)

  14. Применение штриховый линии. (Невидимый контур).

  15. Что такое технический рисунок? (Проекция, выполненная от руки).

  16. Для чего применяется разрез? (Для внутреннего очертания)

  17. Самый большой формат. (А 0).

  18. Ваш учитель черчения?

  19. Как

  20. Размеры рамки чертежа. (20мм на 5мм на 5мм на 5мм).

  21. Кто был автором сборника научных трудов «Начала» ? (Евклид).

  22. График у=x/k. (Гипербола).

  23. Сумма смежных углов. (180 градусов).

  24. Модуль( -6,8) равен… (6,8).

  25. Чему равна площадь прямоугольника?(Призведение двух смежных сторон)

  26. Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная).

  27. Как называется число над дробной чертой? (Числитель).

  28. Имя древнегреческого математика, философа, спортсмена,увлекающегося теорией чисел. (Пифагор),

  29. Математическое предложение, которое доказывается. (Теорема).

  30. Первый месяц весны. (Март).

II гейм: «Ты мне - я тебе».

Учащиеся самостоятельно задают по два вопроса.Вопрос 1. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной вдоль борта веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы? ( Ответ: Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому что с водой поднимутся и корабль, и лестница.)

Вопрос 2. По дороге двое мальчиков шли, два рубля нашли. За ними еще четыре идут, сколько они найдут?( Ответ: Нисколько, потому что эти двое мальчиков обыскали все).

Вопрос 3. Издавна большой популярностью пользуется следующая задача - легенда, которая, как полагают, относится к нашей эре:

« Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем, потребовал выдать ему столько зерен пшеницы,сколько можно положить;если положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно; на вторую - два, на третью - три зерна и т.д. Оказалось, что царь не был в состоянии выполнить это скромное желание Сеты. Почему? (Ответ: Такое количество зерен пшеницы можно получить,если собрать урожай с планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности земли-закон «сумма n- членов геометрической прогрессии»).

Вопрос 4. Кто это? Инженер - механик, офицер армии и горячий поклонник Наполеона, автор проецирования на бумаге, военный министр Франции.( Ответ: Гаспар Монж-верный клятве на верность,данной Напалеону).

III гейм: «Темная Лошадка».

Учитель: Сегодня «темная лошадка» учитель, который закончил школу в 1972 году. Ведущий специалист в своей области, общительна. Умеет петь, много лет занималась в народном хоре. Имеет большой опыт спортивной жизни, владеет аристическими способностями, знает много стихов наизусть, настоящий и преданный друг, который всегда поможет в трудную минуту. (Учитель литературы). «Темная лошадка» выбрана не случайно. Черчение связано с математикой, математика с литературой, а значит и с черчением. Эта связь неразрывна.

Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочиненных машинами (а машины - их проектирование и изготовление, это задачи народного хозяйства.) Т.е. все в мире взаимосвязано. Вот эту связь все вы должны уловить и почувствовать.

IV гейм: «Заморочки из бочки».

Учитель: По два вопроса из бочки. (№2, №4, №6, №13 - счастл. случ.+1оч.+торт)

№2 По новым стандартам сортность в комплектных изделиях определяют по частям комплекта, а сорт по одной из части, по которой делается скидка. Подумайте, если изделие состоит из первой детали первого сорта и второй детали второго сорта, то к какому сорту отнести все изделия, по стоимости чего устанавливается скидка?( Ответ: Второй сорт, скидка по второму сорту).

№4 Всякое настоящее искусство основано на определенной теории. О какой теории живописи Леонардо да Винчи (великий художник, механик, чертежник, человек энциклопедических знаний эпохи Возрождения) говорил: «Тончайшее исследование и изобретение, основанное на изучении математики, которое силою линий заставляет казаться отдаленным то, что близко, большим то, что невелико.» ( Ответ: Теория перспективы.)

Бочонок 13 «Счастливый случай»

Бочонок 16. (В черном ящике отрывной римский календарь)-выносится черный ящик.

Уважаемые эрудиты! (наводящие вопросы)

  1. То, что здесь - древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда «размеры» данного изобретения были «несколько короче», нежели сейчас.

  2. Это - много раз на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание и запомнило: первый раз 46г. до н.э.; второй - 1582 год.

  3. Эти даты связаны с именами известнейших людей: великого императора и Папы римского.

V гейм: «Гонка за лидером».

Первой команде (лидеру) - 1 минута:

  1. Виды сечений.(Вынесенные,наложенные,местные.)

  2. Проекция куба (квадрат).

  3. Применение сплошной тонкой линии (выносные, разметка).

  4. Что такое сопряжение? (плавный переход одной линии в другую).

  5. Какие проекции изделия мы строили? (фронтальная, горизонтальная, профильная).

  6. Где располагают наложенное сечение? (вне контура).

  7. Параметры формата А 4. (215мм на 284мм).

  8. Где располагают профильный разрез? (I координатная четверть).

  9. Переведи на греческий слово «луч» (радиус).

  10. Расшифруй слово «ромб» (бубен).

  11. Старинная русская мера длины (аршин).

  12. 1/100 числа (%).

  13. Формула пути (S = Vt).

  14. 41 - простое число? (да).

  15. Как называются прямые, которые не пересекаются? (параллельные).

  16. Автор твоего учебника геометрии (Атанасян Л. С. )

  17. Сколько лет просидел Илья Муромец? (33 года).

  18. График функции у=0 (Прямая,совпадающая с осью «OX»).

  19. Город из 101 имени (Севастополь).

  20. Самое маленькое натуральное число (1).

Второй команде - 1 минута:

  1. Виды разрезов (фронтальный, горизонтальный, профильный).

  2. Проекция шара (круг).

  3. Применение штрих-пунктирной тонкой линии (для осевых, центровых линий).

  4. Группы геометрических тел в анализе геометрических фигур (пирамиды, конусы, цилиндры, шары, призмы).

  5. Какие графические изображения мы изучили (чертеж, вид, технический рисунок, эскиз).

  6. Где располагается фронтальный разрез? (вторая четверть координатной плоскости).

  7. Где располагаются наложенные сечения? (внутри контура чертежа).

  8. Размеры основной надписи (145мм на 27мм)

  9. Переведи слово «карандаш» с тюркского (черный камень).

  10. Расшифруй слово «трапеция» (столик; трапеза).

  11. Равенство с переменной (уравнение).

  12. Треугольный платок (косынка).

  13. График функции Х=0 (прямая,совпадающая с осью «ОY»).

  14. Объем килограмма воды (литр или один кубический дециметр).

  15. Треугольник, у которого все стороны равны (равносторонний).

  16. Автор V-постулата геометрии, (Лобачевский Н. И.)

  17. 2 - простое число? (да)

  18. Самое большое натуральное число (не существует).

  19. Формула площади треугольника (S= a b/2)

  20. Функция,равная отношению противолежащего катета к гипотенузе в прямоугольном треугольнике. (синус острого угла,лежащего напротив этого катета).

VI гейм: «Игра со зрителями».



VII гейм: «Музыкальная пауза»

Три номер художественной самодеятельности.



VIII гейм: Слово жюри.



IX гейм: Награждение.

Дипломы, сладкие призы







© 2010-2022