Конспект урока по грамоте Слова, называющие предметы

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект рабочего урока по обучению грамоте

учителя начальных классов Шаровой С.В.

Класс: 1 «Б»

Дата проведения: 03.09.09

Тема урока: «Слова, называющие предметы».

Тип урока: урок решения учебной задачи

Цель: Выяснить, что слова служат названиями предметов, людей, животных.

Задачи:

1. Расширить представления детей о номинативных возможностях слова; обучить первоклассников элементарному моделированию, т.е. умению отражать в модели сущностные отношения объектов.

2. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся во время работы на уроке.

3. Развивать познавательную активность детей.

Учебные материалы. Игрушка Карлсон, шнурок; пенал, тетрадь; иголка с ниткой, клубок ниток; модель слова, Энциклопедический словарь юного филолога, букварь.

Ход урока

  1. Вхождение в урок.

  2. Изучение нового материала.

Учитель. К нам на урок прилетел Карлсон. Он никогда не учился в школе и считает, что предмет и слово - это одно и то же. А как вы думаете? Давайте попробуем ему все объяснить. Какой предмет я показываю?

Дети. Шнурок.

У. Что можно с этим предметом сделать?

Д. Завязать бантиком, зашнуровать ботинок, подарить.

У. А можно слово шнурок завязать бантиком?

Д. Нет.

У. Что можно сделать со словом?

Д. Написать, прочитать, услышать, сказать.

У. Вчера в конце урока я задала вам вопрос, на который надо найти ответ на сегодняшнем уроке. Но вот беда - вопрос забыла. Кто может его напомнить?

Д. Для чего нужны слова?

У. Карлсон тоже будет все внимательно слушать и запоминать, а в конце урока приземлится на парту к тому, кто будет хорошо работать - искать ответы на вопросы.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю - не знаю». Я буду вам показывать разные предметы. Кто не знает, что это такое, - поднимайте руку.

Учитель показывает пенал, тетрадь, иголку с ниткой, клубок ниток.

- Итак, все предметы вам хорошо знакомы. Сейчас я спрячу эти вещи в ящик стола. Я задумала один из предметов, который лежит в ящике. Ваня, дай мне предмет, который я задумала. Выходи, открывай ящик и дай мне предмет, который я задумала.

Коля. Я не могу это сделать.

У. Почему ты не можешь выполнить мою просьбу?

Коля. Я не знаю, какой предмет вы задумали.

У. Как же тебе это узнать? Попробую объяснить. Я вот какой предмет задумала.

Учитель рукой воспроизводит движения человека, который шьет.

- Узнал предмет? Давай мне его. Как ты узнал, что мне нужна иголка с ниткой?

Коля. Вы мне его показали руками.

У. Значит, можно показать предмет жестами, и мы его узнаем. Кто может показать предмет жестами, чтобы мы догадались? Несколько учеников изображают предметы.

У. Ребята, давайте немного отдохнем.

III. Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту сесть опять.

- Продолжим нашу игру. Кто хочет достать из ящика задуманный мной предмет? Даша, дай мне вот этот предмет. Учитель рисует на доске пенал.

- Узнала, какой предмет мне нужен? Как ты узнала?

Даша. Вы его нарисовали.

У. Значит, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. И по рисунку мы его узнаем. Дима, выйди к доске и встань так, чтобы ты меня не видел. Сейчас я буду показывать жестами предмет, который мне нужен. Ты догадался, какой это предмет?

Ян. Нет.

У. Я буду рисовать этот предмет на доске. Теперь ты узнал, какой предмет мне нужен?

Ян. Нет.

У. А что нужно сделать, чтобы ты догадался, какой мне предмет нужен?

Ян. Надо предмет назвать.

У. Я называю этот предмет - карандаш. Понятно теперь, какой мне предмет нужен?

Ян. Да.

У. Что я сделала, чтобы вы сразу поняли, какой мне нужен предмет?

Д.Сказали, назвали предмет.

У. А что мне понадобилось, чтобы назвать предмет? Жест? Рисунок?

Д. Конечно, слово.

У. Итак, чтобы назвать предмет, нужен не жест, не рисунок, а слово. При помощи жеста можно указать на предмет, с помощью рисунка изобразить его, а слово нужно для того, чтобы назвать предмет.

В «Энциклопедическом словаре юного филолога» о слове так говорится: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.

Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это кошка, это куст, это снег. Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. И "приклеены" они так накрепко, что кажутся нам частью самого мира».

Я вам прочитаю стихотворение, в котором встретится интересное «слово». Подумайте, является ли оно словом?

Плим

Ложка - это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытер стол.
Шапка - это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово - плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим! (И. Токмакова)

- Что же не является словом? Почему?

Д. Плим не является словом. Нет предмета, который бы так назывался.

- Можете вы теперь ответить на вопрос: «Для чего нужны слова?» Как мы будем обозначать слова, которые называют предметы? Сейчас надо будет узнать еще один предмет из ящика.

Учитель показывает жестами круглые предметы.

- Узнали предметы?

Д. Мяч, клубок.

У. Значит, жестами не так уж легко объяснить предмет. Хорошо, я нарисую его.

Учитель рисует круг.

- Узнали предмет?

Д. Нет.

У. Я вам показывала жестами, рисовала, но вы не поняли. А теперь скажу - мяч. Ясно, какой предмет мне нужен? Так что понятнее - жест, рисунок или слово?

Д. Слово.

У. А теперь я скажу - тетрадь. Ясно, какой предмет вы должны достать из ящика? Что я сделала, чтобы вы поняли, какой мне нужен предмет? Указала жестом, нарисовала?

Д. Вы назвали слово.

У. Верно, я его назвала. А что мне понадобилось, чтобы назвать предмет?

Д. Слово.

У. Так зачем же нужны слова?

Д. Слова нужны для того, чтобы называть предметы.

У. Слова, которые называют предметы, мы будем обозначать вот такой моделью:

Конспект урока по грамоте Слова, называющие предметы

- А теперь попробуйте рассказать друг другу по очереди о том, что вы узнали на уроке.

Дети рассказывают.

У. Перед вами лежит букварь. Откройте его на с. 3. Назовите то, что здесь нарисовано. Что вы сейчас говорили? А что понятнее: сказать слово щенок или показать это животное на рисунке?

Что можно делать с рисунком, на котором изображен щенок? А с живым щенком?

А что можно делать со словом щенок? Зачем нужно слово щенок?

Зачем нужны другие слова?

Сегодня мы узнали, что слова нужны для того, чтобы называть предметы, животных, людей. Как вы думаете, могут ли называть слова что-нибудь другое? На этот вопрос попробуем ответить на следующем уроке.

IV. Подведение итога урока.

У. Мы проделали большую работу. Что же нового мы сегодня узнали о словах?

У. Попробуйте дома рассказать вашим родителям то, что вы узнали о словах, а поможет вам в этом «Букварь», стр. 6-7. Придумайте 5 слов, обозначающих предмет.


© 2010-2022