Реферат на тему: Нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией. Их причины

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РЕФЕРАТ

на тему: Нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией. Их причины.



















ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. общая характеристика внимания ребенка с интеллектуальной патологией 4

1.1. Виды внимания 4

1.2. Характеристики внимания 6

Глава2.Нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией. Их причины 8

2.1. Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью 8

2.2. Причины нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией 10

Заключение 11

Литература 12




Введение



Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики умственно отсталого ребёнка играет внимание. Оно обеспечивает эффективность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Внимание - сложный психофизиологический процесс, реализуемый рядом нейрофизиологических механизмов.

Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Какое бы определение ни давалось вниманию, его противоположностью обычно считается рассеянность, необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и обучать детей письму, счету, чтению. Развитие внимания - главное условие осуществления познавательной деятельности. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему.

Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Внимание играет огромное значение в развитии и воспитании ребенка. Учитель должен научиться управлять психологическими познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития. Одним из процессов, непосредственно влияющим на качество образования являются внимание.

Глава 1. Общая характеристика внимания ребенка с интеллектуальной патологией




1.1.Виды внимания



Внимание возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым условием её сознательного осуществления. Внимание считают одним из главных показателей оценки уровня развития личности индивида. Непосредственной причиной появления внимания является значимость внешних воздействий (их объективная новизна, интенсивность, контрастность и т.д.) для личности.

Различают следующие виды внимания: предвнимание, непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Предвнимание - неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной информации нейронами -детекторами в анализаторных системах. Оно предшествует непроизвольному вниманию и является основой для формирования зрительных образов.

Непроизвольное внимание - генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей и намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное внимание обусловлено:

-новизной физических (интенсивность, контраст, цвет и т.д.) и пространственных параметров внешних воздействий;

-появлением значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида;

-познавательной деятельностью, интересами, эмоциями, направленностью личности.

Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни индивида, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.

Произвольное внимание - направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью, требует определенных волевых усилий, имеет активный характер. Произвольное внимание, развиваясь на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Это контролируемый и осознаваемый процесс с ограниченной пропускной способностью и последовательной обработкой информации. Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и будущее, регулируя психические процессы. Оно способствует активизации извлечения из долговременной памяти определенных образов, сведений, целенаправленному анализу объекта, ситуации и принятию решения. Произвольное внимание играет большую роль в обучении с интеллектуальной патологией и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.

Постпроизвольное внимание - избирательная активность, которая формируется на основе произвольного внимания в процессе деятельности и состоит в сознательном сосредоточении в соответствии с целями деятельности, ее значимостью и интересом для индивида. Постпроизвольное внимание уже не требует волевых усилий и ограничено только утомлением и истощением центральной нервной системы.

Высшие виды внимания - произвольное и постпроизвольное - формируются в деятельности. Вовлечение детей в активную деятельность способствует развитию непроизвольного и постпроизвольного внимания.[3,c.3-13]

1.2.Характеристики внимания



Избирательность - сосредоточенность сознания на определенных объектах и ситуациях внешнего мира, что обусловливает повышение уровня сенсорной, моторной, интеллектуальной активности. Избирательность может быть узкой (направленность на какой-либо один параметр объекта) и более широкий (настройка на восприятие большого объема информации в соответствии с поставленной целью).

Объем внимания - число одновременно воспринимаемых объектов (предметных изображений, геометрических фигур, цветов, букв, слов и т.д.). Объем внимания зависит от характеристик объектов и организации материала, близок к объему восприятия и кратковременной памяти. У дошкольников и младших школьников объем внимания ограничен и расширяется с возрастом, когда формируется умение группировать объекты.

Распределение внимания - способность к одновременному выполнению двух или нескольких заданий без быстрого переключения внимания. Это качество внимания развивается с помощью упражнений при формировании навыков.

Концентрация внимания - сосредоточенность на одних каких-либо объектах и ситуациях и временное отвлечение от всех остальных. Степень сосредоточения на объекте или событии может быть высокой или низкой.

Устойчивость - длительность непрерывного сосредоточения внимания на объекте или событии. Устойчивость зависит от длительности сохранения интенсивного внимания и степени концентрации в это же время. Главное условие устойчивости - изменчивость объектов и ситуаций. Однообразное восприятие снижает устойчивость. Длительность устойчивого внимания связана с активной мыслительной деятельностью при восприятии сложных объектов и ситуаций. Устойчивость внимания зависит от интересов к объекту, от значимости для ребенка выполняемых заданий, от его активности.

Переключение - целенаправленный быстрый перенос внимания с одного объекта или события на иные, от одного вида деятельности к другим. В условиях только смены объектов восприятия имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости.

Показатели переключения:

-время, необходимое для перехода от одной операции к другой; - продуктивность выполнения операции, т.е. объем или время ее выполнения; -качество, точность выполнения операции (наличие ошибок, связанных с переключением). С помощью специальных упражнений возможно улучшение способности ребенка к переключению внимания.

Выше описанные характеристики - грани единого акта внимания, и в реальной деятельности они неразделимы. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного процесса. В частности, компьютерное обучение может успешно осуществляться, если у детей в достаточной мере сформированы такие качества зрительного внимания, как избирательность, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Рациональное переключение внимания с одной деятельности на другую - важное условие гигиены умственного труда и необходимо для поддержания оптимального уровня работоспособности.[1,с.31-39]


Глава 2 Нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией



2.1.Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью



Уровень внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью довольно низок. Изучением процессов внимания таких детей занимались многие отечественные психологи - Л.С. Выготский, И.Л. Баскакова, Н.С. Осипова, Л.П. Григорьева, М.С. Познер, Б.И. Айзенберг, П.Я. Гальперин и др. Исследования этих специалистов показали, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но имеются возможности коррекции недостатков внимания.

Особенностями внимания школьников с нарушением интеллекта: узкая избирательность, ограниченный объем внимания, очень слабая способность к переключению, рассеянность, неустойчивость, низкая концентрация, недостаточная произвольность и целенаправленность, трудность сосредоточения и переключения, ошибочность действий. Дети с нарушением интеллекта из-за неспособности сохранять внимание смотрят на объекты или их изображения не замечая существенных элементов, не могут сосредоточиться, непроизвольно перемещают внимание с одного объекта на другой, с целого на часть, с содержания на форму, с существенного признака на малозначительный, при выполнении заданий суетятся и не выполняют его до конца. Вследствие низкого уровня развития внимания дети не улавливают многое из того, что им сообщает учитель. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой интеллектуальной регуляции у ребенка с нарушением интеллекта легче и чаще можно вызвать непроизвольное внимание, используя яркие раздражители.

Внимание детей с нарушением интеллекта зависит от глубины и своеобразия дефекта, от особенностей личности ребенка в целом, от его направленности, от интересов и т.д. Выработка произвольного внимания у детей с умственной отсталостью - задача весьма сложная.

Различно и влияние утомления на внимание школьника с интеллектуальной патологией.

У детей с умственной отсталостью внимание затухает чаще, чем у нормальных, а периоды понижения внимания значительно длиннее. Для нормального ребенка понижение интенсивности внимания или переключение на другой объект является своего рода отдыхом. У детей с умственной отсталостью утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение ведет к разрыву его и поэтому затруднено. Восстановление требует достаточно длительного отдыха.

Недостатки внимания сказываются и на речи умственно отсталого ребенка - он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за собой. Это ведет к образованию грамматических ошибок. Недостатки внимания мешают умственно отсталым детям следить и за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.

Все эти дефекты внимания умственно отсталых детей становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого и сложного материала, при встрече с трудностями. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью стремится обойти трудности, даже не сделав попытки их преодолеть.

Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают проблемы при обучении из-за несформированности процессов внимания. А одним из условий познания является способность ребенка быть внимательным при выполнении заданий и какой-либо деятельности.


2.2.Причины нарушения внимания у детей с интеллектуальной патологией



Наиболее типичная причина - колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих кратковременных фазовых состояний коры головного мозга, т.е. быстрая истощаемость психических процессов, возникающая довольно часто. (Иногда наступает на первом уроке после некоторого умственного напряжения.) Учащихся, у которых наблюдается падение и колебание тонуса психической активности, называют термином «дети с церебрастеническим синдромом». Недостатки внимания умственно отсталого ребенка связаны с нарушениями высшей нервной деятельности, возникающими в результате органического поражения центральной нервной системы. Нарушения высшей нервной деятельности обусловливают отклонения в познавательной деятельности. В числе особенностей высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью являются слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания), трудность выработки дифференцировок , их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила), слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности центральной нервной системы. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами. Особенности высшей нервной деятельности ребенка с интеллектуальной патологией проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, речи, восприятия.

Заключение

Внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Внимание играет существенную роль в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью является нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание ребенка с интеллектуальной патологией находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью. Так, у детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость внимания. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный характер». Вниманию, как действию самоконтроля, можно и нужно специально обучать.

Используя специальные задания и упражнения на развитие и коррекцию внимания, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, можно добиться положительной динамики в развитии внимания детей с интеллектуальной патологией.


Литература

1.Береснева Л.М. Развитие внимания у детей с трудностями в обучении. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2005, №6, с.31-39

2.Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие.

3. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. //Дефектология, 2002,№1, с.3-13.

4.Гринько Л.А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003, №3, с.42

5.Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2006.

6.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва «Просвещение», 1979




© 2010-2022