Гендерное воспитание в условиях детского дома

В статье раскрывается актуальность гендерного воспитания, особенности гендерного воспитания в условиях детского дома. Представлен опыт работы по авторской программе «Тайны познания себя». Ключевые слова: гендерная культура, гендерные роли, гендерная социализация. In article the urgency of gender education, feature of gender education in the conditions of orphanage reveals. Experience according to the author's program «Secret of knowledge of» is presented. Keywords: gender culture, gender roles, ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гендерное воспитание в условиях детского дома

Забродина А.В., Крамаренко М.Н.


Крамаренко М.Н., Забродина А.В.

воспитатели, государственное образовательное казённое учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Областной детский дом г. Ангарска

г. Ангарск, Россия

[email protected]

В статье раскрывается актуальность гендерного воспитания, особенности гендерного воспитания в условиях детского дома. Представлен опыт работы по авторской программе «Тайны познания себя».

Ключевые слова: гендерная культура, гендерные роли, гендерная социализация.

In article the urgency of gender education, feature of gender education in the conditions of orphanage reveals. Experience according to the author's program «Secret of knowledge of» is presented.

Keywords: gender culture, gender roles, gender socialization.

Современное демократическое государство опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому жизненно необходимым и важным становится воспитание в обществе гендерной культуры на эгалитарных ценностях. (Эгалитарность (равенство полов) предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам.) Гендерная культура - это система действующих в данном обществе взглядов, установок, принципов, матриц поведения и т.д. формирующих социокультурные аспекты пола (гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы, семейно-брачные установки и т.д.). Гендерная культура проявляется во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной. Современная модель гендерной культуры представляет собой построение социальных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии со следующими принципами:

-равные возможности;

-гендерная толерантность;

-гармонизация между социальной и биологической природой человека;

-свобода выбора в профессии, социальных ролях, жизненном пути, видах деятельности и т.д. независимо от пола;

-освобождение от гендерных стереотипов, предрассудков, мешающих развитию и самореализации личности.

Одним из современных направлений педагогики является становление новой отрасли научных знаний - гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола. Гендерное воспитание затрагивает коррекцию процесса социализации ребёнка в зависимости от пола. Непосредственно в воспитании гендерный подход имеет своей целью создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининых и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме[9]. На результативность гендерного воспитания большое влияние будет иметь расширение профессиональных знаний и умений педагогов в этой области педагогики и психологии; установка на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения воспитанниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.

Почему проблема полового воспитания для воспитанников детских домов стоит более остро? Психосексуальное развитие у человека проходит длинный и сложный путь. Начинается оно не в период полового созревания, а значительно раньше с первых месяцев жизни и даже ещё раньше. Во внутриутробном развитии у детей разного пола по-иному формируются не только половые органы и эндокринные железы. Дифференцировка охватывает и те отделы головного мозга, которые имеют отношение к половому поведению. Эти отделы, как и вся центральная нервная система, очень чувствительны к различным повреждающим факторам: проникновению инфекций, недостатку кислорода, алкогольной и наркотической интоксикациям. Поэтому при неблагоприятном течении беременности возникает риск отклонений в сексуальном развитии ребёнка. Дети, попадающие в детский дом из неблагополучных семей, в большей степени подвержены этому риску. Эти дети также подвержены социальной и родительской депривации, что влияет на гендерную идентичность, как девочек, так и мальчиков. Отмечается, что став взрослыми, многие из воспитанников детских домов не способны взять на себя обязанности зрелого человека, реализовать себя в любви и браке, дать своим детям полноценное, с точки зрения психологии, воспитание, что приводит к эмоциональной депривации от поколения к поколению.

Отечественный психолог Т. И. Юферева [16] провела в интернате специальное исследование, посвящённое изучению представлений подростков 13-15 лет о современных мужчинах и женщинах. В этих представлениях воспроизводились мнения подростков о мотивах поведения, ценностных ориентациях, идеальных моделях поведения мужчин и женщин, их негативных характеристиках. Для этого Т.И. Юферева, в частности, проанализировала сочинения подростков из интерната и из обычной школы. Результаты существенно различались. У подростков из массовой школы в представлениях о современных мужчинах и женщинах большое место занимала семейная жизнь, причём эти представления наполнены множеством конкретных позитивных характеристик. У воспитанников интерната в описаниях всё, что связано с семьёй, занимает значительно более скромное место, соответствующие описания к тому же отличает, с одной стороны, бедность, абстрактность и схематизм положительных характеристик, а с другой - детализированость и эмоциональная насыщенность отрицательных. Это говорит об отсутствии адекватных образцов для идентификации, проще говоря, неоткуда взять модель нормального поведения мужа, жены. И здесь необходима помощь ребёнку со стороны педагогов и психологов в переработке - интеллектуальной и эмоциональной - отрицательного опыта. Иначе такой опыт будет неизбежно воспроизводиться во взрослой жизни, несмотря даже на непосредственно отрицательное к нему отношение. [15]

Наблюдается так же, что в детском доме дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры, в которых проигрываются женские и мужские роли. Такие игры чрезвычайно важны в становлении гендерной идентичности. Нередко в детских домах наблюдается повальное увлечение - и девочек, и мальчиков такими сугубо женскими занятиями, как вязание и вышивание, а поучиться строгать, пилить или, к примеру, что-то починить не у кого при тотальном дефиците мужчин воспитателей.

Ярче всего проблемы становления гендерной идентичности проявляются в период полового созревания. Отмечается, что основные проблемы этого периода связаны с сексуальным поведением подростков, перед, чем меркнут другие трудности, такие как неуспеваемость, недисциплинированность. Ни в каком другом возрасте психофизические различия между полами не акцентируются столь резко и настойчиво, как в подростковом и юношеском возрасте. Подростка очень волнует насколько его наружность, характер и поведение соответствует стереотипным представлениям о «мужественности» и «женственности» принятым в обществе в целом или в его окружении. Изменения в строении тела и вторичные половые признаки играют роль чрезвычайно важного символа: они обозначают взрослость и пол. Отсюда повышенная чувствительность и интерес подростка к своему телу и к телу своих сверстников, и одновременно застенчивость, стыдливостью. В условиях детского дома, когда дети живут в одной комнате по нескольку человек, разного возраста, особенно важно, чтобы этот интерес не принял болезненные извращённые формы. Очень важно формировать правильное, здоровое представление о женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Воспитанники рано начинают половую жизнь, часто оказываются замешанными в сексуальных преступлениях. Забота о своём внешнем виде у многих, особенно у девушек, выливается в чрезмерное подчёркивание своей сексуальной привлекательности. Это совершенно нормально для подростков, но осуществляется часто неадекватными способами, неумело, нарочито безвкусно, что усугубляется отсутствием действительно модной одежды, косметики и возможности пользоваться услугами хорошего парикмахера. Подростки, особенно сильно недовольные своей внешностью, входят в группу риска психологических заболеваний и эмоционально-личностных расстройств. [15] Часто у подростка из детского дома к моменту полового созревания не оказывается психологических новообразований - интересов, ценностей, нравственно - эстетических чувств, - которые могли бы по силе и значимости конкурировать с пробудившимся половым влечением. Неопосредованное культурными психологическими структурами, половое влечение у таких подростков становится «некультурной» потребностью, абсолютно доминирующей в отсутствии конкуренции. [15]

К сожалению, дети из неблагополучных семей, очень рано сталкиваются с телесным натуралистическим аспектом сексуальности, а порой и с сексуальным насилием ещё до того, как попадают в детские дома и интернаты. Поэтому их необходимо учить основным правилам поведения с противоположным полом, умению избегать насилия, умению отличать интимное и деликатное поведение от пошлого и непристойного.

Перед воспитателями детских домов и школ-интернатов на сегодняшний день стоит очень трудная задача - гендерная социализация, которая включает в себя заполнение вакуума семейного воспитания, привитие навыков сексуального самосохранения, коррекция негативных последствий воздействия средств массовой информации, формирование эталонов маскулинности и феминности.

Существует мнение, что в России материальной основой для гендерного воспитания детей и подростков может служить раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек в школе или на её отдельных ступенях.[9] Осуществляемое энтузиастами раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек не имеет пока единых гендерных методик и проводится преимущественно в рамках рекомендаций О.А. Ворониной [8], посредством коррекции школьных программ. Главным достоинством такого обучения оказалось здоровьесберегающая составляющая и возможность создать реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей. В условиях детского дома опыта работы по современным гендерным программам практически очень мало.

Осознание необходимости гендерного воспитания и социализации воспитанников детского дома г. Ангарска привело к созданию авторской педагогической разработки - программы гендерного воспитания детей и подростков, оставшихся без попечения родителей «Тайны познания себя». Целью этой программы в соответствии с новой концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является осознание воспитанниками безусловной ценности семьи, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как: любовь, взаимопомощь, забота о младших и стариках, ответственность за другого человека, бережное отношение к личности человека, забота о продолжении рода.

Так сложилось, что в Областном детском доме г. Ангарска группы организованы из небольшого количества детей (от 8 до 13) по половому признаку. Существуют две группы мальчиков (старшие и младшие школьники) и две группы разновозрастных девочек от 7 до 17 лет. Поэтому программа разрабатывалась из двух отдельных частей, одна для мальчиков, другая для девочек. Содержание программы определяется личностно-ориентированным, системно-деятельным, комплексным, культурологическим подходами к гендерному воспитанию детей и подростков. Содержание программы разбито на три тематических блока, как у мальчиков, так и у девочек: 1блок - «Женщина в современном мире», «Мужчина в современном мире» (Этот блок предполагает занятия по формированию эталонов мужской и женской привлекательности, по определению роли женщины и мужчины в современном мире, формированию социальных ролей: сестра - брат, мать - отец, жена - муж, хозяин - хозяйка в доме и т.д.); 2 блок - «Здоровье и красота» (предполагает занятия по формированию умений ухаживать за своим телом, принципов здорового образа жизни, по воспитанию вкуса в одежде, в причёске, по формированию умения пользоваться косметикой, средствами ухода за телом и за волосами.); 3 блок - «Этика общения» (Предполагает занятия формирующие правила поведения при общении с противоположным полом, умения вести беседу, развлечь гостей, секреты этики и этикета.) Так как дети в группах разновозрастные, в программе учтено деление детей на небольшие подгруппы. Некоторые занятия предназначены только для подростков, некоторые только для младших школьников. Маленькие группы дают возможность приблизить условия проживания к семейным, где дети живут как бы в условиях многодетной семьи, где старшие помогают младшим, есть распределение обязанностей, можно пригласить в гости родных сестёр и братьев, проживающих в других группах.

Программа предполагает использование различных методов и приёмов работы. Это не столько беседы и нравоучения, но и дискуссии, мастер-классы, индивидуальные беседы с врачом, посиделки, праздники, девичники, мальчишники, библиотечные занятия, тестирования, тренинги, индивидуальные консультации, конкурсы и мн. др.

К проведению занятий по программе обязательно привлекаются кроме воспитателей другие специалисты: социальные педагоги, педагоги допобразования, психолог, медработники, библиотекарь, инструкторы по труду, организатор, даже повара. Приезжают и занимаются с ребятами студенты-волонтёры из «Центра развития личности» при ИРГТУ г. Иркутска. Приходят и общаются с ребятами наши выпускники, успешно продолжающие обучение в Иркутских вузах.

Официально программа была принята и зарегистрирована в 2010 году, но она возникла не на пустом месте, обобщив опыт психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

На половое воспитание всегда обращалось внимание в работе с детьми детского дома, но программа придала процессу гендерного воспитания систему и более современное видение проблемы педагогами. Воспитанники стали более уверенными в себе, лучше идут на контакт с воспитателями, с другими сотрудниками детского дома, с учителями в школе, активнее участвуют в мероприятиях в детском доме и вне его стен. Улучшилось отношение к себе и своим вещам. Обогатилась речь воспитанников. Так как видна эффективность работы по программе, было принято решение продолжить реализацию программы.

Библиографический список:

1. Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии.- 1991. - №4. - С. 74-82.

2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 320 с.

3. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 54-61.

4. Клецина, И.С. Раздельное по полу обучение: "за" и "против" // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - с. 119 - 130.

5. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С Клецина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.

6. Кон, И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47-57

7. Куинджи Н. Гендерное воспитание в школах - помощь в решении демографической проблемы в России. Народное образование - 2007-№ 5-с.182

8. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. Народное образование - 2007-№ 5-с.175

9. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. Региональная общественная организация "Восток-Запад: женские инновационные проекты". - М., 2002.

10. Методика и методология гендерного образования в средней школе: учебно-методическое пособие. - Иваново: Изд-во "Ивановский государственный университет", 2004. - 203 с.

Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК" 2004. - 288 с.

11. Котикова, О.П. Формирование компонентов гендерной культуры школьников в процессе эстетического воспитания / - 2002. - № 4. - с. 29-35.

12. Матюшкова С.Д Основы гендерной культуры: программа спецкурса для старшеклассников / под ред. А.А. Стреленко, к.пс.н. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008.

13. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.- Изд-во «Питер», 2005.- с208-211

14. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н., Юферева, Т. И. Подростковый возраст. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева. - Москва, 1991.- 112с.

15. Резер, Т.М. Медико-социальный подход к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - с. 102 -108.

© 2010-2022