• Преподавателю
  • Математика
  • Использование проектного метода обучения на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Использование проектного метода обучения на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проектного метода обучения на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

«Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность:

учащегося нужно приучать не только к мышлению,

но и к хотению»

Н.А.Умов [ 2]

Проектная деятельность - одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира.

Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.[4]

Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач- проектов.

Основные требования к использованию проектов: [2]

-наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска решения;

-теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельная деятельность учащихся;

-структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

-использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для ее решения, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).

Тематика проектов может касаться какого- то теоретического вопроса школьной программы, связанного с углублением знаний отдельных учеников по этому вопросу. Однако чащу всего темы проектов относятся к какому- то актуальному вопросу, требующему привлечения знаний уч-ся не по одному предмету, а по нескольким.

Проекты могут быть разными по типологии в зависимости от количества участников, продолжительности, характера контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны), метода, доминирующего в проекте (исследовательский, творческий, информационный, практико- ориентированный, ролевой).

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, видеофильмы.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком - либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот тип проектов призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, государства. Это может быть учебное пособие, модель.

Ролевой проект наиболее сложен. Участники принимают на себя определенные роли. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра.[3]

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов? Это предметы, ориентированные на формирование гражданской, информационной, коммуникативной компетенций: иностранный язык, обществознание, ИЗО, технология, информатика.

Но это не значит, что такой «серьезный» предмет как математика не допускает введения метода проектов. Систематическое построение учебной программы по математике, условие высокого качества знаний «на выходе»- диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Поэтому реализация проектной деятельности на уроках математики лучше всего происходит в форме межпредметных проектов: «Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. Проблемы числа и смысла в литературе и математике 19 в.», «Математика и искусство», «Математика в современной экономике», «Предел в математике и идеал в литературе. Достижение недостижимого»,«Создание историко- математической энциклопедии», «Формальный метод в математике, истории, литературе».

Проекты могут выступать неотъемлимой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Удивительная страна математика».

Некоторые темы учебного курса математики допускают использования метода проектов на уроках: «Системы счисления»- 5 класс, «Мир многогранников»- 6 класс.

В моей практике получили распространение мини- проекты, продолжительность которых 1 урок или часть урока: «Зависимость радиусов окружностей и расстояния между их центрами», «Построение общих касательных к двум окружностям», «Сумма углов многоугольника», «Соотношение сторон и углов треугольника». Это уроки математики в 6 классе по изучению геометрического материала и проводятся они на основе программы «Живая геометрия». Работа над проектом осуществляется по плану:

1.Обсуждение проблемы. Постановка задач. Выдвижение гипотез.-5 минут

2.Самостоятельная работа с программой «Живая геометрия».-10 минут.

3.Демонстрация чертежей с их обоснованием и аргументацией через мультимедийный проектор. Обсуждение.-5 минут

4.Презентация проектов (2 урок: от 5 до 15 минут в зависимости от количества опрошенных на этапе проверки домашнего задания или использование проекта на уроке повторения и обобщения знаний) < Приложение 1>

Обязательным этапом работы над проектом является составление паспорта.

Паспорт проекта. <Приложение 2>

  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  3. Консультанты проекта.

  4. Учебный предмет.

  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  6. Возраст учащихся.

  7. Состав проектной группы.

  8. Тип проекта.

  9. Заказчик проекта.

  10. Цель проекта.

  11. Задачи проекта.

  12. Вопросы проекта.

  13. Необходимое оборудование.

  14. Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект, кратко- содержание)

  15. Предполагаемый продукт.

  16. Этапы работы над проектом.

  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Что дает метод проектов, его использование на уроках?[3]

1. Общеучебные умения.

. 2. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

3. Исследовательские умения: умения самостоятельно найти информацию, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи.

4. Навыки оценочной самостоятельности.

5. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умения коллективного планирования;

-умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнерского общения;

-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

6. Менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать изделие;

-умение планировать деятельность, время;

-умение принимать решения и прогнозировать их результат;

-навыки анализа собственной деятельности.

7. Коммуникативные умения:

-умение вступать в диалог, задавать вопросы;

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс.

8. Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию знаний. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения небольших проблемных задач <Приложение 3> , и тогда можно организовывать мини- проекты достаточно часто.

Как оценивать проектную деятельность?[1]

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Рассмотрим применение проектного метода на одном из уроков геометрии в 11 классе «Сфера и шар». В ходе урока учащиеся должны создать проект - компьютерную презентацию. Класс разбивается на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирают материал: теоретический и исторический. Практики работают по карточкам: решают задачи по данной теме. Технические редакторы работают на компьютере: выбираю макет, набирают текст. В конце урока проводится защита проектов. Во время защиты каждый ученик активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по следующим пунктам: содержание теоретического материала; наличие дополнительного материала; наличие исторического материала; количество и уровень представленных задач; эстетика оформления; проведение защиты. Во время обсуждения даются рекомендации и советы одноклассникам.

Проектная деятельность при правильной ее организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью»- личностный опыт.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути.

1.Всегда существует опасность переоценить результат проекта.

2.Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.

3.Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы: отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения - основываются на действии, они должны быть прожиты.

Проект- это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Литература:

  1. «Завуч» №3, 2007.

  2. Математика.9-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт.- сост. М. В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ, 2006.

  4. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. - сост. С.Г.Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009.


6


© 2010-2022