Статья Реализация ФГОС ООО на уроках математики в 5 классе

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация ФГОС ООО на уроках математики в 5 классе.

Преподавание математики в 5 и 6 классах ведется по ФГОС ООО. Для реализации требований новых стандартов на уроках математики я использовала линию УМК «Сферы» издательства «Просвещение» автора Е.А. Бунимович. В комплект входят учебник «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс», тетрадь-тренажер, задачник, экзаменатор и диск.

Данный учебно-методический комплект, на мой взгляд, облегчает жизнь учителя и ученика. Это интересный, красочный, увлекательный, разнообразный инструмент для достижения поставленных на уроке целей. Он привлекает детей, помогает учителю.

По УМК и рабочей программе предметной линии учебников «Сферы» я разрабатывала свою рабочую программу в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная программа содержит следующие компоненты: пояснительная записка, вклад математики в достижение целей основного общего образования, место математики в учебном плане основной школы, общая характеристика курса математики, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного учебного предмета, система оценки достижения планируемых результатов, формы организации образовательного процесса, система контроля и рекомендации по оценке знаний, умений и навыков (система оценки устных ответов, система оценивания письменных работ, тестов, критерии оценивания проверочных работ), учебно-тематический план, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение и планируемые результаты.

Составляя рабочую программу и планируя работу по данному УМК, следует добавить, что задачник содержит 24 самостоятельные работы в двух вариантах на все изучаемые темы, тетрадь-тренажер содержит 11 тестов по 10-12 заданий. Тетрадь-экзаменатор включает 11 тематических и 2 итоговые проверочные работы. Таким образом, у учителя вся проверочная база под рукой. Задания в проверочных, самостоятельных работах и тестах подобны чем, что отрабатывались на уроках.

По новым стандартам выделяют следующие типы уроков: урок открытия нового знания, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации, уроки контрольного учета и оценки знаний, умений и навыков, комбинированные уроки. Очень интересны уроки открытия нового знания.

Структура урока открытия нового знания:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

УМК дает учителю благодатную почву для проектной и исследовательской деятельности. Задачи-исследования (10 задач-исследований в учебнике) могут быть оформлены некоторыми учащимися в небольшие исследовательские работы с теоретической частью, проблемой, способом математического решения (чертеж, рисунок, арифметические действия) и выводом. Многие темы дают возможность создавать различные проекты в рамках одного-двух уроков, или в продолжении всей темы. Учащиеся 5 класса с удовольствием создавали проекты «Рисунки циркулем» по теме «Окружность», проект «Периметр и площадь моего дома» по теме «Прямоугольники. Площадь прямоугольника», проект «Параллелепипед, куб, пирамида, тетраэдр» по теме «Многогранники». Тема «Таблицы и диаграммы» дает возможность провести опрос общественного мнения, подсчитать результаты опроса, оформить полученные результаты с помощью компьютера в виде диаграммы. С пятиклассниками я проводила опрос общественного мнения на тему: «Отношение моей семьи к чипсам и сухарикам», «Отношение моих друзей к занятиям спортом», «Отношение моих одноклассников к здоровому образу жизни», «Любимый фрукт на приусадебном участке», «Куда поехать отдыхать на каникулах» и др. Все приведенные проекты и опрос общественного мнения я вносила в рабочую программу, учащиеся защищали проекты, приводили результаты опроса.

Также была реализована программа внеурочной деятельности, рассчитанная на 16 часов «Математика для любознательных». Результатами данной программы я считаю участие в олимпиаде Олимпус, в которой 4 детей стали призерами, участие в молодежном математическом чемпионате и в школьной предметной олимпиаде по математике. Все участники и призеры получили сертификаты и призы.

Имея в распоряжении такой УМК необходимо, конечно, продумывать урок до мелочей, чтобы не перегрузить его зрительными образами и другим материалом, а сделать его действительно насыщенным мыслительной деятельностью детей и их самостоятельной работой.



© 2010-2022