- Преподавателю
- Математика
- Статья Реализация ФГОС ООО на уроках математики в 5 классе
Статья Реализация ФГОС ООО на уроках математики в 5 классе
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Авдеева О.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Реализация ФГОС ООО на уроках математики в 5 классе.
Преподавание математики в 5 и 6 классах ведется по ФГОС ООО. Для реализации требований новых стандартов на уроках математики я использовала линию УМК «Сферы» издательства «Просвещение» автора Е.А. Бунимович. В комплект входят учебник «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс», тетрадь-тренажер, задачник, экзаменатор и диск.
Данный учебно-методический комплект, на мой взгляд, облегчает жизнь учителя и ученика. Это интересный, красочный, увлекательный, разнообразный инструмент для достижения поставленных на уроке целей. Он привлекает детей, помогает учителю.
По УМК и рабочей программе предметной линии учебников «Сферы» я разрабатывала свою рабочую программу в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная программа содержит следующие компоненты: пояснительная записка, вклад математики в достижение целей основного общего образования, место математики в учебном плане основной школы, общая характеристика курса математики, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного учебного предмета, система оценки достижения планируемых результатов, формы организации образовательного процесса, система контроля и рекомендации по оценке знаний, умений и навыков (система оценки устных ответов, система оценивания письменных работ, тестов, критерии оценивания проверочных работ), учебно-тематический план, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение и планируемые результаты.
Составляя рабочую программу и планируя работу по данному УМК, следует добавить, что задачник содержит 24 самостоятельные работы в двух вариантах на все изучаемые темы, тетрадь-тренажер содержит 11 тестов по 10-12 заданий. Тетрадь-экзаменатор включает 11 тематических и 2 итоговые проверочные работы. Таким образом, у учителя вся проверочная база под рукой. Задания в проверочных, самостоятельных работах и тестах подобны чем, что отрабатывались на уроках.
По новым стандартам выделяют следующие типы уроков: урок открытия нового знания, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации, уроки контрольного учета и оценки знаний, умений и навыков, комбинированные уроки. Очень интересны уроки открытия нового знания.
Структура урока открытия нового знания:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
УМК дает учителю благодатную почву для проектной и исследовательской деятельности. Задачи-исследования (10 задач-исследований в учебнике) могут быть оформлены некоторыми учащимися в небольшие исследовательские работы с теоретической частью, проблемой, способом математического решения (чертеж, рисунок, арифметические действия) и выводом. Многие темы дают возможность создавать различные проекты в рамках одного-двух уроков, или в продолжении всей темы. Учащиеся 5 класса с удовольствием создавали проекты «Рисунки циркулем» по теме «Окружность», проект «Периметр и площадь моего дома» по теме «Прямоугольники. Площадь прямоугольника», проект «Параллелепипед, куб, пирамида, тетраэдр» по теме «Многогранники». Тема «Таблицы и диаграммы» дает возможность провести опрос общественного мнения, подсчитать результаты опроса, оформить полученные результаты с помощью компьютера в виде диаграммы. С пятиклассниками я проводила опрос общественного мнения на тему: «Отношение моей семьи к чипсам и сухарикам», «Отношение моих друзей к занятиям спортом», «Отношение моих одноклассников к здоровому образу жизни», «Любимый фрукт на приусадебном участке», «Куда поехать отдыхать на каникулах» и др. Все приведенные проекты и опрос общественного мнения я вносила в рабочую программу, учащиеся защищали проекты, приводили результаты опроса.
Также была реализована программа внеурочной деятельности, рассчитанная на 16 часов «Математика для любознательных». Результатами данной программы я считаю участие в олимпиаде Олимпус, в которой 4 детей стали призерами, участие в молодежном математическом чемпионате и в школьной предметной олимпиаде по математике. Все участники и призеры получили сертификаты и призы.
Имея в распоряжении такой УМК необходимо, конечно, продумывать урок до мелочей, чтобы не перегрузить его зрительными образами и другим материалом, а сделать его действительно насыщенным мыслительной деятельностью детей и их самостоятельной работой.