Доклад на тему устный счёт

Доклад  на  тему   :  « Использование  устного счёта на  уроках  математики  в  средних  классах  как  средство  повышения   интереса  к  предмету  «   Подготовила : Орехова Н.В. , учитель математики ,   Винницкая  ОШ , 1 категория   Цель : рассмотреть  использование различных видов  устного счёта  для  повышения  познавательного интереса  к урокам.   Задачи : 1)      изучить  теорию  данного вопроса  в  психолого-педагогической , методической  литературе ; 2)      подготовить и  провести  разли...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему : « Использование устного счёта на уроках математики в средних классах как средство повышения интереса к предмету «

Подготовила : Орехова Н.В. , учитель математики , Винницкая ОШ , 1 категория

Цель : рассмотреть использование различных видов устного счёта для повышения познавательного интереса к урокам.

Задачи :

  1. изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической , методической литературе ;

  2. подготовить и провести различные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математике ;

  3. сделать выводы по использованию данных видов устных упражнений .

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями , умениями и навыками , которые используются при изучении других школьных дисциплин, существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников .

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - это воспитание познавательного интереса у школьников .

На мой взгляд, можно выделить основные условия , при которых возникает и развивается творческий интерес к обучению :


  1. Организация обучения , при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и « открытия » новых знаний , решает задачи проблемного характера .


  1. Учебный труд , как и всякий другой , интересен тогда , когда он разнообразен .


  1. Яркость, эмоциональность учебного материала , взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на ученика , на его отношение к предмету.

Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Приобрести вычислительные навыки - значит , для каждого случая знать , какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приёмами.

Выполнение вычислительного приёма - мыслительный процесс, следовательно, овладение вычислительным приёмом и умение осуществлять контроль за его выполнением должно происходить одновременно в процессе обучения .

Отличительным признаком навыка , как одного из видов деятельности человека , является автоматизированный характер этой деятельности.

Однако навык вырабатывается при участии сознания , которое первоначально направляет действие к определённой цели при помощи осмысленных способов его выполнения и контролирует его. Психолог С. А. Рубинштейн пишет : « Высшие формы навыка у человека, функционирующие автоматически , вырабатываются сознательно и являются сознательными действиями, которые стали навыками ; на каждом шагу - в частности при затруднениях - они вновь становятся сознательными действиями ; навык , взятый в его становлении, является не только автоматическим , но и сознательным актом , единства и сознательности заключено в какой - то мере в нём самом ».

Вычислительные навыки достигают высшего уровня лишь в результате длительного процесса целенаправленного на их формирование. Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач обучения математике , поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий.

Профессор Московского университета С.А.Рачинский обращал внимание на то , что способность к устному счёту полезна и в практическом отношении , и как средство здоровой умственной гимнастики. Он учил детей решать задачи быстро, оригинально учил видеть неожиданные , особые свойства чисел и соотношений между ними.

Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом , пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные на более современные. А это важнейшее условие сознательного освоения материала.

Таким образом, на уроке математики формирование устных вычислительных навыков занимает большое место и имеет значение :


  1. образовательное значение : устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приёмы;


  1. воспитательное значение : устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти , внимания, речи , математической зоркости , наблюдательности и сообразительности .


  1. практическое значение : быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда выполнить действия не представляется возможным ( например , при технических расчётах у станка, в поле , при покупке и продаже ).

На практике видно , что большое количество учащихся плохо владеют вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры школьников можно назвать :

- низкий уровень мыслительной деятельности ;

- отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений ;

- отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовки домашних заданий со стороны родителей ;

- неразвитое внимание и память учащихся ;

- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.

На уроках математики используются следующие приёмы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок :

1) Игры, игровые моменты и занимательные задачи ;

2) Тесты « проверь себя сам » ;

3) Математические диктанты ;

4) Исследовательские работы ;

5) Творческие задания и конкурсы.

Устный счёт на уроках математики может быть представлен разнообразными формами :

математический и графический диктанты , математическое лото , ребусы, кроссворды, тесты, беседы , разминка , « круговые» примеры и многое другое .

Устный счёт является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю , во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в- третьих , в устный счёт можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала , в - четвёртых , он повышает интеллект учеников.

Практическое применение системы устного счёта на уроках математики.

В целях выполнения этой задачи на уроках математики часто используют игры.

Ещё Л.С. Выготский отмечал, что игра сама по себе - « источник развития и создаёт зону ближайшего развития» . Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении.

Приведём несколько видов игр, направленных на развитие тех или иных способностей учащихся.

Игры « Запомни числа » , « Пропусти число » , « Исправляем ошибки »

« Ты - мне , я- тебе » , « Найти закономерность » ,

Цель игр : развитие внимания, памяти , оценка знаний , полученных на предыдущих уроках , развитие критического мышления , умения обосновывать свою точку зрения .

Ещё одна форма работы , которая очень нравится ученикам - это тесты

« Проверь себя сам » .

Цель тестов : развитие критичности мышления , самоконтроля , внимания .

Следующим приёмом является математический диктант .

Цель : проверка уровня готовности учащихся к дальнейшей работе.


Каждый учитель знает, как трудно дети воспринимают язык математики на слух.

У учащихся 5 -6 классов основным является наглядно - образное мышление.

Слышать и слушать учащихся нужно учить .

Следовательно,

вторая цель : научить детей слышать и понимать язык математики. Нужно отметить , что такую работу нужно проводить систематически.

Составление математического диктанта :


  1. Составляется текст диктанта.

  2. Указывается, на какое время рассчитан диктант .

  3. Описывается методика проведения ( слуховой , зрительный , использование карточек , использование переносных карточек и т. )

  4. Даётся пример выполнения работы учеником.

При такой форме работы можно использовать метод « закрытой доски » : доска закрыта ; сидящие за партами должны выполнить задание самостоятельно ; по окончании работы доска открывается , ученики проверяют свою работу или происходит взаимопроверка.

Ещё один из интересных приёмов устного счёта - это исследовательские работы .

Целью исследовательских работ является освоение системы и пути получения знаний посредством формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей .

При выполнении исследовательских работ дети учатся ставить вопросы и находить на них ответы, сотрудничать с другими учениками , одновременно сохраняя свою индивидуальность , выходить из нестандартных ситуаций и многое другое .

Творческий приёмы - это написание сказок , задач, сценариев КВН и т. д.

Цель этих заданий заключается в формировании интереса к математике , развитии творческого мышления .

Хочется отметить , что выполняя творческие задания, дети проявляют большую изобретательность , пишут многостраничные рефераты , математические фокусы , сценарии сказок и КВНов, математические кроссворды, наглядные пособия .

Работая с детьми среднего возраста, я заметила, что большой интерес у них вызывают необычные виды устного счёта . Одним из них являются задачи в стихах.

Шёл Кондрат в Ленинград, Вчера в школе три октябрёнка

А навстречу - двенадцать ребят. рисовали три котёнка,

У каждого по три лукошка, рисовали три часа.

В каждом лукошке - кошка . Если сто таких ребят

У каждой кошки - 12 котят. нарисуют сто таких котят,

У каждого котёнка сколько нужно им часов,

В зубах по четыре мышонка. чтоб рисунок был готов ?

И задумался старый Кондрат :

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград ? »

Цель данных упражнений - выработка умений решать задачи , усвоение теоретических знаний , выработка вычислительных навыков.

Работая над этой темой, приходишь к выводу, формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики - это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих пере преподавателем математики в современной школе.

Уроки математики должны учить считать, должны тренировать мышление , разум и волю. Не только в начальной школе, но и в средней и старшей . И тогда наши дети чаще будут выглядеть перед нами способными , уверенными и культурными .


© 2010-2022