Тематическое планирование факультативного курса по математике наглядная геометрия

Данное планирование ориентировано на учебник "Наглядная геометрия" авторов И.Ф.Шарыгин,Л.Н.Ерганжиева для 5-6 классов. Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю(70 часов в год).Факультативны курс рассчитан для учащихся 5 классов или 6 классов. Данный факультативный курс поможет идти ученикам по миру геометрии с широко открытыми глазами,научит внимательно смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей.смотреть и думать,думать и делать выводы. Учащиеся с большим удовольствием посещают дан...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Проверено»________________________ «Утверждаю»______________________

Заместитель директора Директор МБОУ лицей № 4

по УВР

Рабочая программа

2014 - 2015 учебный год

Учитель Фенчук О.И.

Класс 5 А,В

Предмет (курс),кол-во часов Наглядная геометрия (2ч в неделю, итого 70 часов)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе:

- федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия);

- авторской программы И.Ф. Шарыгина, которая была направлена на изучение свойств геометрических фигур, которые пригодятся учащимся в дальнейшем изучении геометрии, а также на творческие задания, которые направлены на повышение интереса учащихся к предмету.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия - это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно ‒ графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Целью изучения досистематического курса геометрии - курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно действенного и наглядно - образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого "интуитивного" пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой - может обеспечить достаточный

уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.

Цели курса «Наглядная геометрия»

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость);

  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

Задачи курса «Наглядная геометрия»:

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент;

  • Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, "в картинках", познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями;

  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач;

  • Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие "геометрическую зоркость", интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся;

  • Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах;

  • Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

2. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат.

3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом.

4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

6. Занимательная геометрия. Задачи со спичками, головоломки, игры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Изучение курса наглядной геометрии 5-го класса дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:

  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • выработать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • выработать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • уметь контролировать процесс и результат учебной иатематической деятельности;

  1. в метапредметном направлении:

  • иметь первоначальные представления об идеях и методах геометрии, о средствах моделирования явлений и процессов;

  • уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических задач;

  • уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  1. в предметном направлении:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов;

  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;

  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы);

  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи;

  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур;

  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Основными результатами освоения курса «Наглядной геометрии» является выполнение разнообразных творческих заданий, рефератов, докладов и т.д.

Учебно- тематический план

1.Первые шаги в геометрии(1ч).

2.Пространство и размерность(2ч)

3.простейшие геометрические фигуры(3ч).

4.Конструирование из Т(1ч)

5.Куб и его свойства(2ч).

6.Задачи на разрезание и складывание фигур(2ч).

7.Треугольник(4ч).

8.Правильные многогранники(2ч).

9.Геометрические головоломки(2ч).

10.Измерение длины(2ч).

11.Измерение площади и объёма(2ч).

12.Вычисление длины,площади и объёма(2ч).

13.Окружность(2ч).

14.Геометрический тренинг(2ч).

15.Топологические опыты(2ч).

16.Задачи со спичками(2ч).

17.Зашифрованная переписка(2ч).

18.Задачи,головоломки,игры(2ч).

19.Фигурки из кубиков и их частей(2ч).

20.Параллельность и перпендикулярность(2ч).

21.Параллелограммы(2ч).

22.Координаты,координаты,координаты….(4ч).

23.Оригами(4ч).

24.Замечательные кривые(1ч).

25.Кривые дракона(1ч).

26.Лабиринты(2ч).

27.Геометрия клетчатой бумаги(2ч).

28.Зеркальное отражение(1ч).

29.Симметрия(2ч).

30.Бордюры(1ч).

31.Орнаменты(1ч).

32.Симметрия помогает решать задачи(2ч).

33.Одно важное свойство окружности(2ч).

34.Задачи.головоломки.игры(4ч).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 5 КЛАССЕ


урока

план

факт


Содержание (тема урока)



5А,В

5А,в


1.

1

3.09

Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.

2.


1

9.09

Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство.

3.

2

10.09

Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива.

4.

1

16.09

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч.

5.

2

17.09

Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства.

6.

3

23.09

Построение и измерение углов. Биссектриса угла.

7.

1

24.09

Конструирование из Т.

Творческие работы.

8.

1

30.09

Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба.

9.

2

1.10

Куб и его свойства. Развертка куба.

10.

1

7.10

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Творческие работы.

11.

2

8.10

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино.

12.

1

14.10

Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

13.

2

15.10

Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон.

14.

3

21.10

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза.

15.

4

22.10

Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.

16.

1

28.10

Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур.

17.

2

29.10

Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. Творческие работы.

18.

1

11.11

Геометрические головоломки. Танграм.

19.

2

12.11

Геометрические головоломки. Стомахион.

20.

1

18.11

Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины.

Защита рефератов и докладов.

21.

2

19.11

Измерение длины. Единицы длины.

22.

1

25.11

Измерение площади. Единицы площади.

23.

2

26.11

Измерение объема. Единицы объема.

24.

1

2.12

Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур.

25.

2

3.12

Вычисление объема.

26.

1

9.12

Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности.

27.

2

10.12

Окружность. Деление окружности на части.

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

Защита рефератов и докладов.

28.

1

16.12

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения».

Решение занимательных геометрических задач.

29.

2

17.12

Геометрический тренинг.

30.

1

23.12

Топологические опыты. Лист Мебиуса.

Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком.

31.

2

24.12

Топологические опыты

32.

1

30..12

Задачи со спичками.

33.

2

13.01

Задачи со спичками.

34.

1

14.01

Зашифрованная переписка.

35.

2

20.01

Зашифрованная переписка.

36.

1

21.01

Задачи. головоломки. игры.

37.

2

27.01

Задачи. головоломки. Игры .

38.

1

28.01

Фигурки из кубиков и их частей.

39.

2

3.02

Фигурки из кубиков и их частей.

40.

1

4.04

Параллельность и перпендикулярность.

41.

2

10.02

Параллельность и перпендикулярность.

42.

1

11.02

Параллелограммы.

43.

2

17.02

Параллелограммы.

44.

1

18.02

Координаты, координаты, координаты ….

45.

2

24.02

Координаты, координаты, координаты….

46.

3

25.02

Координаты, координаты, координаты ….

47.

4

3.03

Координаты, координаты, координаты ….

48.

1

4.03

Оригами.

49.

2

10.03

Оригами.

50.

3

11.03

Оригами.

51.

4

17.03

Оригами.

52.

1

1.04

Замечательные кривые.

53.

1

7.04

Кривые Дракона.

54.

1

8.04

Лабиринты.

55.

2

14.04

Лабиринты.

56.

1

15.04

Геометрия клетчатой бумаги.

57.

2

21.04

Геометрия клетчатой бумаги.

58.

1

22.04

Зеркальное отражение.

59.

1

28.04

Симметрия.

60.

2

5.05

Симметрия.

61.

1

6.05

Бордюры.

62.

1

12.05

Орнаменты.

63.

1

13.05

Симметрия помогает решать задачи.

64.

2

19.05

Симметрия помогает решать задачи.

65.

1

20.05

Одно важное свойство окружности.

66.

2

26.05

Одно важное свойство окружности.

67.

1

27.05

Задачи, головоломки, игры.

68.

2

28.05

Задачи, головоломки, игры.

69.

3

29.05

Задачи, головоломки, игры.

70.

4

30.05

Задачи, головоломки, игры.

Используемый учебно-методический комплекс:

Учебник: Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.

Дидактические материалы:

  1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. - Саратов: «Лицей», 2002. - 288 с.

  2. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная газета «Математика», №19-24, 2009.

  3. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО «Школьная пресса». Журнал «Математика в школе», №7, 2006.

  4. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с

Оборудование

- проектор

-экран

- доска

- ПК

- инструменты(циркуль,линейка,треугольник,транспортир)

- наглядное пособие



© 2010-2022