Площади и объемы 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: математика

Учитель: Чертищева Т.А., гимназия №35

Класс: 5

Урок по теме: «Площади и объемы», 5 класс.

Заключительный урок в теме;

Тип урока: тематический зачет с дидактиче­ской игрой «Космическое путешествие».

Цель:

1. Обобщить, углубить и систематизировать знания и умения школьников на заключительном этапе темы.

2. Развивать память, мышление, внима­ние, наблюдательность, сообразительность; отрабатывать умение давать самооценку и взаимооценку деятельности товарища.

3.Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, уважение к учителю и товарищам, содействовать рациональной организации труда.

Оборудование: экран, кодоскоп, кодопозитивы, магнитная доска, карточки с заданиями. У учащихся на рабочем месте: оценочные листы. Вся работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом.

Оценочный лист учащегося

Фамилия, имя, класса

Задания

Количество баллов

№1

1.

2.

3.

№2

№3

№4

№5

Итоговое количество баллов

Оценка

Организационные формы общения. Индивидуальная, груп­повая.

Структура урока:

1. Мотивационная беседа, которая завершается постановкой цели - игровой замысел.

2. Сообщение правил игры.

3. Игровые действия, включающие актуализацию опорных зна­ний.

4. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень

усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе

обучения.

5. Подведение итогов игры, урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

I. Мотивационная беседа.

Учитель. Сегодня урок у нас необычный. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию, которая поможет вспомнить все, что вы знаете по теме: «Площади и объемы» .И, конечно же, нам сегодня пригодятся ваши знания, смекалка, находчивость, так как сегодня мы с вами отправимся в «космическое путешествие».

Объявляется тема урока: «Площади и объемы», форма его проведения - дидактическая игра «Космическое путеше­ствие». По структурно-логической схеме уроков данной темы

определяется место урока в теме и ставится дидактическая цель на урок учащимися совместно с учителем.

Дидактический аспект: - Знать: формулу нахождения пути, скорости, времени;

формулу площади прямоугольника, площади квадрата;

формулу объема прямоугольного параллелепипеда,

объема куба

- Уметь: находить по формуле путь, скорость, время,

площадь

прямоугольника, квадрата, объем прямоугольного

параллелепипеда, куба

П. Правила игры.

Для того чтобы начать игру, необходимо провести выборы ко­мандира корабля, штурмана,

бортинженера, остальные ученики-космонавты-исследователи, которые будут работать по различным направлениям: исследовать атмосферные явления, проводить биоло­гические эксперименты, изучать космическое пространство. Теперь о корабле, в нем три отсека: 1-й отсек с системой жизнеобеспечения, где находятся запасы воздуха, воды, пищи, там же находятся каюты исследователей и экипажа; 2-й отсек--приборный, где с помощью приборов производится радиосвязь, телесвязь, проверяется работа двигателей; 3-й отсек- отсек спускаемого аппарата, в котором рабо­тают командир и штурман, здесь же работают исследователи про­странства. Нетрудно догадаться, что в 1-м отсеке работают биологи, во 2-м - метеорологи, а связь осуществляется с помощью радио и телевидения. Полет начинается, а значит, начинается серьезная ра­бота, которая должна для всех закончиться сдачей зачета. (Правила игры сообщены, чем задается психологический настрой, снимается нервно-психическое напряжение. Правила помогают направлять процесс и регулируют поведение детей и их взаимоотношения меж­ду собой.)

III. Актуализация опорных знаний.

УВМ 1.(Учебно-воспитательный момент).

Задача: Повторить знания по темам: «Формулы», «Площадь.Формула площади прямоугольника», «Прямоугольный параллелепипед», «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда».

МО (метод обучения): Беседа по вопросам учителя.

ФОПД (Форма организации познавательной деятельности)- фронтальная.

Учитель объявляет о начале выборов командира корабля, штурмана, бортинженера (консультантов), знакомит с прави­лами проведения этих конкурсов:

1. Командир корабля должен знать очень много о кос­мосе, о космическом корабле, знать математические формулы и уметь их применить в полете.

- Перед вами пентамино. Эта игра требует внимания, терпения, сообразительности, хорошо тренирует воображение и логику мыш­ления. Требуется сложить из фигурок пентамино космонавта и ракету. Найди их площадь. Командиром станет тот, кто выполнит эти задания правильно.

Площади и объемы 5 класс




2. Штурман - специалист по управлению кораблем, он про­кладывает курс, отмечает движение корабля по карте, а значит, он должен знать, как вычислить расстояние, скорость, время, должен уметь ориентироваться в космическом пространстве. Участникам конкурса требуется ответить на следующие вопросы:

1)Космический корабль движется со скоростью 9км/с. За какое время он пролетит 441 км?

2)Скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца 30 км/с. Какой путь пройдет по орбите Земля за время нашего урока?

3)Найдите скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8с.

Штурманом станет тот, кто ответит на большее количество во­просов правильно.

3. Бортинженер - специалист в области техники на кораб­ле, значит, он должен уметь различать виды кораблей, уметь рабо­тать с двигателями, с различными приборами, осуществляющими полет корабля. Требуется выполнить задание: найти объем фи­гуры, изображенной на рисунке. Бортинженером станет тот, кто правильно и быстро выполнит работу.

Площади и объемы 5 класс

Экипаж корабля есть, корабль готов к полету. Остальные ребя­та - космонавты-исследователи, работающие по трем направлениям:

1-й ряд- метеорология (наука об атмосферных явлениях);

2-й ряд - биология;

3-й ряд - исследование космического пространства.

Командир корабля контролирует 1-ю группу исследователей, бортинженер- 2-ю группу, штурман-3-ю группу, экипаж работает со своими группами.

Результат: формулы нахождения пути, скорости, времени, объема фигуры.

IV. Игровые действия.

УВМ 1.Задача: контроль усвоения знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы: «Площади и объемы».

МО: самостоятельная работа.

ФОПД: индивидуальная, групповая.

Учитель вместе с участниками игры выходит на связь с цен­тром управления полетом.

Магнитофон. Внимание! Внимание! Говорит межгалакти­ческий центр управления полетом! Ваш корабль будет выведен за пределы Солнечной системы. Вы, посланники Земли, проведете в космосе много лет. Время полета будет использовано для дальней­шего совершенствования и углубления ваших знаний.

Внимание! Внимание! Занять места согласно предписаниям. Начинаем отсчет времени: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Удачного полета!

Ученикам предлагается начать работу в тетради: записать число, классная работа, зачет.

Магнитофон. На связи центр управления полетом. Прослу­шайте первое задание. Запишите формулу пути. Что означают вхо­дящие в нее буквы? Доска-монитор подробно сообщит вам зада­ние (на парте есть карточки, дублирующие задание на доске).

1-я группа.

1. Расстояние от Земли до Солнца 150 000 км. За какое время дойдет до Земли солнечный свет, если его скорость 300 000 км/с?

2. Во время солнечного затмения в 1981 году лунная тень про­шла по территории нашей страны за 105 минут 7350 км. С какой скоростью перемещалась тень Луны?

3. Летчик-космонавт Павел Романович Попович находился в полете 70 часов, скорость его корабля была 8 км/с. Какой путь прошел его космический корабль?

2-я группа.

1.Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла 1120 см за 56 сек. Какова скорость движения крови?

2. Стрелка спидометра велотренажера показывала скорость 4 м/с в течение 3240 секунд. Какой путь проделал бы велосипедист с такой скоростью за это время?

3.Человек заметил вспышку молнии на расстоянии 3996 км. Через какое время он услышит гром, если скорость распростране­ния звука 333 м/с?

3-я группа.

1. Летчик-космонавт Николаев находился в полете 93 часа, ско­рость его корабля 8 км/с. Какой путь пролетел его космический ко­рабль?

2. Искусственный спутник Земли обнаружил, что в космосе существует солнечный ветер, его скорость вблизи Земли 450 км/с. За какое время ветер проделает путь в 135 000 000 км?

3. Космическая станция прошла расстояние до Луны, равное 396 000 км за 33 часа, а затем ушла в межпланетное пространство. С какой скоростью она двигалась до Луны?

Магнитофон. На связи центр управления полетом! Послу­шайте второе задание. Запишите формулу площади квадрата. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на доску!

1-я группа.

Самое крупное землетрясение на земном шаре было зарегист­рировано на территории, имеющей площадь квадрата со стороной 21 км. Какова площадь территории?

2-я группа.

Сколько человек можно разместить в квадрате со стороной 100 м, если на 1 м2 могут поместиться 4 человека?

3-я группа.

На фотографии, сделанной в космосе, исследователи увидели необычное светлое пятно, имеющее форму квадрата со стороной 25 м. Найти площадь светлого пятна.

Магнитофон. На связи центр управления полетом! Послу­шайте третье задание, Запишите формулу площади прямо­угольника. Что означают входящие в нее буквы? Смотрите зада­ние на мониторе.

1-я группа.

Очень сильный шторм нанес большие разрушения на площади, имеющей форму прямоугольника размерами 12000 дм и 1750 м. Най­ти площадь участка.

2-я группа.

Найти площадь участка земли, на которой фермер выращивает помидоры, участок имеет форму прямоугольника размерами 25 м и 1700 см.

3-я группа.

Через иллюминаторы космонавты увидели полярное сияние на территории, имеющей форму прямоугольника, длина которого 152 км, а ширина 156000 м. Найти площадь.

Магнитофон. Послушайте четвертое задание. Запишите формулу объема куба. Что означают входящие в нее буквы? Вни­мание на доску!

1-я группа.

Найти объем куба с ребром 30 см, в который помещен метеоро­логический зонд.

2-я группа.

Найти объем аквариума с золотистыми водорослями, если он имеет форму куба с ребром 50 см.

3-я группа.

Найти объем космической станции, имеющей форму куба с ребром 40 см.

Магнитофон. Последнее задание. Внимание! Запишите формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Что означают входящие в нее буквы? Желаю удачи!

1-я группа.

Найти объем воздуха в комнате, имеющей форму прямоугольного парал­лелепипеда, если а = 70 дм; b=4 м; с = 200 см.

2-я группа.

Найти объем отсека, имеющего форму прямоугольного парал­лелепипеда, если а = 3м; b = 200 см; с = 50 дм 2-я группа.

3-я группа.

Найти объем отсека, имеющего форму прямоугольного парал­лелепипеда, если а = 600 см; b= 3м; с = 50 дм

Результат: проверка правильности выполненной работы « по ключу» (на кодоскопе) по ходу выполнения заданий.

Ученики проводят взаимооценку работы каждого исследователя своей группы и заносят результат в свой лист оценивания (верно выполненное задание оценивается в 1 балл).

V. Подведение итогов урока.

Сообщение из центра управления полетом подводит итог игре.

Магнитофон- Центр управления полетом благодарит иссле­дователей и экипаж за четкие действия и слаженную работу. Все члены экипажа и космонавты-исследователи получают зачет по результатам исследований.

Подводит итог всей работы капитан каждой команды по «ключу» оценивания.

Число вопросов

7

Число верных ответов

4

5

6

7

Оценка

3

3

4

5

Результат: Определение каждым учеником степени усвоения материала по данной теме.

VI. Домашнее задание.

Ученики получают творческое домашнее : задание: «Запишите задания для следующего сеанса связи: придумать две задачи для соседа, одну на нахождение объема куба, другую- на нахождение площади фигуры (тренировка для следующего полета).

VII. Рефлексия.

Из центра управления полетом пришла телеграмма: «Команди­ру экипажа тчк подтвердите итог работы вашей группы-метеорологов тчк какие вопросы вы решали во время полета зпт с помощью каких формул вопрос

Бортинженеру тчк какие возникли трудности в процессе работы-у вашей группы вопрос

Штурману тчк какие задачи вы решали зпт какими методами

вопрос

Ответ телеграфируйте тчк».

С учащимися обсуждается работа на уроке; выясняется, что но­вого узнали, с помощью каких формул.

Учитель. Ответьте на поставленные вопросы.

1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Ты сумел показать свои знания?


© 2010-2022