Статья Роль предметной недели в работе с одаренными и способными обучающимися

Статья на тему "Роль предметной недели в работе с одаренными и способными обучающимися".  Одно из важнейших условий комплексного и разностороннего рзвития способностей ребенка - это многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно он включается. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку их интеллектуальному развитию. Проведение недели мат...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.Г. Кацевич,

Курская область

ОБОШИ «Лицей-интернат поселка имени Маршала Жукова»

Роль предметной недели в работе с одаренными и способными обучающимися

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Абу Абдаллах Рудаки

Интеллект ‒ один из базовых психических ресурсов личности, а ориентация современной школы на развитие интеллектуальной сферы каждого обучающегося ‒ это объективная потребность, которая диктуется реалиями настоящего и запросами будущего. Это же направление отражено и в Концепции модернизации Российского образования: «…обеспечение развития индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся». Одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития способностей ребенка - это многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно он включается. Этим условиям полностью удовлетворяет предметная неделя.

Предметная неделя - это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и обучающимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин [2]. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку их интеллектуальному развитию.

Предметная неделя по математике ‒ традиционная часть внеклассной работы по предмету. Увеличение учебной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес школьников к учению. Проведение недели математики является мощным оружием в формировании нового отношения к познанию. Неделя математики включает различные виды внеклассной работы: дидактические игры, конкурсы, викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, КВНы, научно-практические конференции и т.д. Большую роль играет создание праздничной творческой атмосферы в школе. Неделя математики открывается и проводится каждый год по-разному. Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Учителя математики включают в план недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с пятого по одиннадцатый классы. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательна и необходима математика.

Задачи недели математики: формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса к математике; переориентация восприятия такой дисциплины как математика (задача организаторов показать детям известную математику с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся); неформальное общение преподавателей и обучающихся (формы неформального учебного взаимодействия помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и ученика, расписанные классно-урочной системой).

Принципы проведения недели математики: каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности: мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами.

Организация проведения недели математики. Традиционно неделя математики проводится в феврале. План проведения недели вывешивается в вестибюле школы за несколько дней до её начала. Учителями намечается порядок вручения призов, сувениров победителям конкурсов, лучшим оформителям, организаторам и активистам. Рекреация математики оформляется стендами, стенными газетами, плакатами с высказываниями великих математиков. Стенгазеты посвящены или какой-нибудь определенной теме, или математическому событию, могут состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, физике. Всё это благотворно сказывается на развитии кругозора обучающихся, на их умении работать с научной литературой, на их речи и грамотности. Уже само название газет привлекает внимание обучающихся: «Математика и космос», «За страницами учебника математики», «Математика в современном мире» и др. Обучающиеся знакомятся с интересными фактами из жизни математиков, некоторые обучающиеся помещают свои стихи, посвященные удивительной науке - математике. В конце недели авторы лучших газет или сочинений награждаются призами.

В течение следующих дней в классах проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, вечера, олимпиады. Традиционными стали дидактические игры: для пятиклассников «Путешествие по стране Математика», для шестиклассников «Путешествие по стране Дроби». Стало традицией проводить среди обучающихся 11 классов конкурс «Мисс и Мистер Математики». В завершении недели проводится общешкольный математический вечер. На нём подводятся итоги и сообщаются результаты работы, называются фамилии учеников и классы, наиболее отличившиеся за этот период.

Итак, основными требованиями при проведении предметной недели являются: вовлечение всех обучающихся с учетом их интересов и способностей; органичное единство учебной и внеклассной деятельности; увлекательность всех мероприятий; повышение роли самих обучающихся и органов детского самоуправления. Также необходимо соблюдать общие принципы воспитания и обучения: естественность, востребованность, преемственность, наглядность, воспитание ребенка в радости. Без радости, без удовольствия, без положительных эмоций процесс воспитания и тем более творческого развития будет чрезвычайно затруднён [1].

Специфика предметной недели как одной из форм учебно-воспитательной работы в современной школе заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов [2].

Анализ проведенных нами предметных недель подтверждает необходимость применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития недели математики, мы увидели, что формирование творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное, они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и предметная неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.

Литература

  1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. - 2003. ‒ № 1. ‒ с. 44 ‒ 51.

  2. Власова Г.Г. Предметная неделя математики в школе. Кн. Для учителя. - Феникс, 2009. ‒176 с.

  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, 1978. ‒ 192 с.

  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. ‒ 96 с.





© 2010-2022