Статья Применение технологии диалога культур в преподавании предметов ЕМЦ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УРОКА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.


А.Р.ГЕВОРКЯН, преподаватель математики КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж»

( п.Тобол, Костанайская обл.,Казахстан)

В законе РК «Об образовании» [1] подчеркивается: образовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации школьников к жизни в обществе, гражданской позиции. Ученик должен иметь знания о мире, о своих способностях и уметь самореализовываться в жизни, приобретать твердые убеждения, представления о самом себе, других и мире в целом. Ему необходимо иметь определенный внутренний стержень, личностное ядро, мировоззрение, определенные личностные убеждения. Человек, глухой к голосам других, несвободен, поскольку он не понимает мира, в котором живет.
Очевидно, что для воспитания такого человека необходимо изменить существующие подходы, основанные на новой педагогической парадигме перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному. [2]. Это обеспечивается нетрадиционным подходом к оцениванию образовательного процесса: акцент в нем сосредоточен на субъективной роли ученика, способах его деятельности, их выраженности, органичности. Деятельность учителя оценивается с точки зрения способности его организовать такую среду, которая побуждает ученика к совершенствованию, сотрудничеству, сомнению и т.д. - тем способам, которые формируют предполагаемый образ жизни и соответствующий ему тип личности.
Данный подход сохраняется в оценке всякой педагогической деятельности; в любой из них: проектировочной, диагностической, коррекционной - акценты смещаются в сторону личности ученика, насколько обеспечивается максимальное включение его в деятельность, возможность и необходимость проявить себя, взаимодействовать. [3].

Выдающиеся политики и гениальные ученые, борцы за мир и деятели искусства разных стран, по-разному определяя новое мышление, сходятся в одном: основа бытия и мышления человека современного человека - диалог. В связи с этим стано­вится понятной необходимость проникновения диалога в самую серд­цевину школьного обучения. "Диалог, а не монолог - вот что явля­ется необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания молодежи [6].

Современная математика выстраивается на границе нескольких спорящих друг с другом видений числа, множества, бесконечности. Математическое доказательство перестает быть просто цепочкой формально-логических рассуждений, становясь борением разных ло­гик. В физике элементарные частицы могут изучаться лишь в диало­ге двух взаимодополнительных определений: волнового и корпуску­лярного. Физическое событие как бы помещается в промежуток между различными логическими и историко-культурными его пони­маниями. Аналогичные переопределения предмета науки происходят в химии, биологии, психологии и т.д.[6]. Исходя из своего опыта преподавания естественно- математических предметов, считаю, что наиболее эффективной технологией в современном образовании становится технология диалога культур, которая также является одним из важнейших средств воспитания гражданственности обучающихся. Данная технология способствует:

- формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры других стран;

- воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;

-воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи. [4]

Ведущей идеей технологии является самостоятельная переработка учащимися знаний на культурологической основе (диалог культур) и конструирование собственного знания. Технология диалога культур позволяет учащимся: развивать умение слушать, понимать, уважать другие точки зрения, имея при этом свою, побудить их сомневаться и быть открытым множеству взглядов других людей, обрести способность включаться в различные формы мышления. Реализовать эти важные принципы данной технологии возможно при проектировании и создании особой среды урока.
Практика показывает, что продуктивное освоение технологии диалога культур возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Позиция учителя на уроке - позиция собеседника.
2. Обогащение содержания учебного материала культурными смыслами.
3. Позиция ученика на уроке - позиция исследователя.
Реализация данных условий при проведении урока диалога культур осуществляется следующим образом:
1. Учитель на уроке выступает не как представитель существующего независимо от него и от учеников знания, которое ученик должен непременно усвоить Он вступает в спор с ребенком, выстраивающим свою неповторимую позицию. М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе диалогического общения». Учитель не передает готовые знания, а выступает в роли собеседника.
Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, принимается учителем во внимание. Уважение к любой точке зрения , если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в изучаемом вопросе, развивается мысль учеников, они поднимаются на более высокий уровень культуры.
2. Дидактика урока предполагает наличие текста как источника и символа культуры, определение позиции собеседника представителя определенной эпохи, диалог ученика с героем через текст. Учитель вместе с ребятами находит сквозную проблему, на основе которой разворачивается диалог. Создание ситуации диалога предполагает: продумывание вариантов сюжетных линий диалога, переработку учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, нахождение «точек удивления, загадок бытия, где происходит взаимопревращение сознания в мышление, мышления в сознание.
Такое средоточие удивлений - уникальное, неповторимое, непредсказуемое - втягивает в себя проблемы, предметы культуры. Это состояние целостной точки удивления должно сохраниться и углубиться в течение всей жизни.
Смысл диалога состоит в том, чтобы готовить каждого ученика к приобретению ценного свойства ярко выраженной индивидуальности.
III. Уроки пронизывает не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие диалога.
Результаты работы ученика, его общение с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле в форме авторских текстов и рисунков (см. рисунок Масловой Нины к уроку о математике Фалесе ), созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. Уроки диалога культур снимают проблему "выравнивания" учеников. Наоборот, каждый ученик со своими, присущими именно ему особенностями мышления, может занять свою культурную позицию.
Охарактеризуем структурные компоненты урока.
1 .Цель урока формулируется не в привычной триаде развитие - воспитание", а с помощью дихотомической пары понятий " иметь - уметь". Ученик на уроке может не только получить знания об изучаемом объекте, предмете, событии, но обрести опыт события: сотрудничества, состязания, созидания, сохранения.
II. Содержание урока. Полемические исследования на уроке диалога культур основаны на тексте. Отбор текстов передающих ценностные смыслы различных эпох - важное условие достижения образовательных целей. К текстам обязательно формулируются проблемные вопросы, творческие задания.
III.Способы достижения цели. Под способами достижения образовательных целей понимаются прежде всего способы познания. Цели можно достичь, созерцая явления, события и сосредотачиваясь на их сути. Акцент делается на более продуктивных способах познания: соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение и др.
IV.Средства достижения целей. Здесь имеется в виду образовательная среда, которая способна обеспечить качественный образовательный результат. Урок диалога культур требует особой атмосферы с высокой степенью комфортности для ученика и учителя. Уроки диалога культур позволяют пробудить эмоционально-чувственную сферу учащегося.
V. Управленческие действия учителя. Грамотная и четкая постановка целей урока, выбор продуктивных способов обучения, обеспечение комфортной образовательной среды - это аспекты педагогического управления.
Результативность урока обеспечивается следующим набором управленческих действий:
- озадачивание учащихся - просьба сформулировать свой вопрос по теме урока, выдвинуть проблему ;
-ознакомление учащихся со списком литературы, освещающей видение данной проблемы с разных точек зрения;
-оснащение урока- «голоса эпох» могут звучать не только из уст учителя и учащихся, но могут быть воспроизведены с помощью видео и аудиотехники, художественное оформление может состоять из символов, знаков, рисунков, символизирующих ту или иную эпоху;
- отбор должных форм общения: монолог, диалог, полилог;
-организация обсуждения проблемы - особенно значимым здесь становится умение учителя сформулировать вопросы
- осмысление содержания урока диалога культур (внутренний и внешний диалог).
То, что урок-диалог - это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения (например, к восхождению от абстрактного к конкретному), показывает сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы.
Урок-"восхождение"
1. Начинается с принятия всеми обучающимися одной учебной задачи как противоречия, требующего однозначного разрешения, "снятия".
2. Смысл урока - в овладении общим способом решения учебной задачи, общим способом разрешения противоречия, выраженным в общей для всех модели.
3. Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учащимся типовых предметных действий с опорой на модель.
4. Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает известный, единственно возможный способ ее решения в рамках единой логики ("восхождения от абстрактного к конкретному"). Поэтому учитель отсекает все те способы решения и типы разумения учащихся, которые прямо не ведут к эталонному способу действия и к эталонной модели.
5. Обучающийся выступает как абстрактная "точка" на единственной восходящей траектории познания. Обучение представляет собой "думание в одном направлении". Пути каждого учащегося по "траектории восхождения" тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами.
Урок-диалог
1. Начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым учащимся своего вопроса как парадокса, загадки, трудности.
2. Смысл урока - в постоянном воспроизведении ситуации "ученого незнания", в "сгущении" своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса в "самовитом" слове, образе, гипотезе.
3. Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учащимся, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, "вечность".
4. Ставя учебную проблему, учитель внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик и форм мышления (античное образное "умное видение"; средневековое понимание как умение; познавательное экспериментирование нового времени; парадоксальная дополнительность мышления ХХ века).
5. Обучающиеся в учебном диалоге оказываются в промежутке культур. Ни к одной из "культурных парадигм" нельзя прислониться как к спасительной "стене". Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого, непредсказуемого слова-поступка.
Истина, которую ищут обучающиеся и учитель в учебном диалоге, в науке и культуре ХХ века, выступает как внутренне диалогичная. Своеобразие науки нашего времени (и это не учитывается педагогикой восхождения, а зачастую и проблемным обучением) состоит в том, что процесс понимания в ней организован как одновременная актуализация нескольких дополнительных друг другу форм умозрения и логик (волновой и корпускулярной, интуитивистской, конструктивистской, формалистской). Поэтому в учебных диалогах, организованных вокруг наиболее элементарных понятий современной физики, математики, литературоведения, истории и т.п., учащийся с первых лет обучения оказывается в ситуации, адекватной бытию современного ученого на вершинах науки.[5]
Данная структура уроков диалога культур может быть реализована через следующую систему методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок» , работа в парах , формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон ,рождение авторского текста, схем и рисунков.
Преподавание предметов естественно-математического цикла в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного и научного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. Осуществление обучения и воспитания с применением данной технологии способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века. Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании. [4] Таким образом, результатом учебного процесса с использованием технологии диалога культур является ученик, который формируется как саморазвивающаяся личность, моделирующая себя и свои отношения с другими людьми, способная к ролевой трансформации, свободно живущая в ситуации диалога культур государств и цивилизаций.

Использованная литература :

1 .Закон РК « Об образовании». 27 июля 2007 г.

2.Волосян Н.П. «Применение технологии диалога культур на уроках русского языка», ж. «Менеджмент в образовании» № 2-2005 с. 10-15
3. Г.Г.Шек «Ключевые компетенции как образовательный результат: подход с позиции региональной стратегии», сборник материалов международной НПК «Современные тенденции управления развитием человеческих ресурсов в системе образования»,г. Алматы, 12-13 апреля 2005 г.(часть 1)

4.И.В.Зубрилина «Технология диалога культур: воспитание гражданственности и социокультурной компетенции» inesszubrilina.ucoz.ru/index/tekhnologija_dialoga_kultur/0-9

5.С. Курганов « Педагогика С.Курганова», газета «Первое сентября», № 55-2000г.

6.С.Курганов «Диалог как содержание мышления и обучения» library20.info/book_209_glava_28_Kurganov_C.O._DIALOG_KAK_SODER.html

Статья Применение технологии диалога культур в преподавании предметов ЕМЦ

Мир Фалеса (рис. Масловой Нины)

5

© 2010-2022