- Преподавателю
- Математика
- Система работы со слабоуспевающими учащимися
Система работы со слабоуспевающими учащимися
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плотникова А.А. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система работы с неуспевающими учениками.
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит учителей, учеников и их родителей.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года. Основная причина- несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.
Причины неуспеваемости:
-
Неблагоприятная наследственность.
-
Общая неспособность к интеллектуальному труду.
-
Боязнь учителей, школы.
-
Миграция (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объеме).
-
Социально-экономическая ситуация в стране (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребенок предоставлен сам себе).
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
-
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
-
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
-
Индивидуальный подход к каждому ученику.
-
Специальная система домашних заданий.
-
Усиление работы с родителями.
-
Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
-
Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
Какую помощь можно оказать неуспевающему ученику на уроке?
-
Создание атмосферы особой доброжелательности на уроках.
-
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
-
Предложение учащимся примерного плана ответа.
-
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.
-
Стимулирование оценкой, похвалой.
-
Более частое обращение на уроках к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
-
Разрешение задавать вопросы учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
-
Напоминание приема и способа выполнения домашнего задания, ссылка на правила и свойства.
-
Разбивка заданий на дозы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
-
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
-
Более тщательный контроль над их деятельностью, указание на ошибки.
Учителя - предметники должны работать в тесном сотрудничестве с классным руководителем, психологом, социальным педагогом и с родителями. К сожалению, такой комплексный подход к решению проблем ребенка не всегда возможен - не все родители контролируют своих детей, поддерживают учителей, не хватает времени для работы с данной категорией учащихся, порой все попытки сдвинуть такого ребенка с места, безрезультатны. Но главная задача учителя - дать детям знания, которые они смогут применить во взрослой жизни во благо себе и окружающим.
Как повысить работоспособность:
-
Разнообразить виды деятельности.
-
Проветривать кабинет.
-
Проводить физминутки.
-
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
-
Карточки для индивидуальной работы.
-
Задания с выбором ответа.
-
Деформированные задания.
-
"Разрезные" теоремы.
-
Перфокарты.
-
Карточки - тренажеры.
-
Творческие задания.
-
"карточки-информаторы",
-
"карточки-с образцами решения",
-
"карточки-конспекты".
Учитель должен:
-
Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы - кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
-
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
-
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
-
Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
-
Уметь встать на позиции ученика
-
НЕТ насмешливому тону!
-
Уметь вести непринуждённый диалог
-
Стремиться к внешней занимательности
-
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
-
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
-
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
-
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно - развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
-
Рационально распределять учебный материал (трудное - сначала!)
-
Применять частую смену видов деятельности на уроке
-
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
-
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
-
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
-
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
-
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
-
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
-
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
-
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
-
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Для разнообразия учебных будней можно использовать разнообразные формы и жанры урока.
Например:
-
урок-игра
-
урок-спектакль
-
урок-путешествие
-
урок-детектив
-
урок-сказка
-
урок-силовое многоборье
-
урок-концерт
-
урок-картина