Система работы со слабоуспевающими учащимися

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с неуспевающими учениками.

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит учителей, учеников и их родителей.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года. Основная причина- несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.

Причины неуспеваемости:

  • Неблагоприятная наследственность.

  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.

  • Боязнь учителей, школы.

  • Миграция (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объеме).

  • Социально-экономическая ситуация в стране (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребенок предоставлен сам себе).

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.

  • Специальная система домашних заданий.

  • Усиление работы с родителями.

  • Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.

  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.

Какую помощь можно оказать неуспевающему ученику на уроке?

  • Создание атмосферы особой доброжелательности на уроках.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.

  • Стимулирование оценкой, похвалой.

  • Более частое обращение на уроках к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Разрешение задавать вопросы учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

  • Напоминание приема и способа выполнения домашнего задания, ссылка на правила и свойства.

  • Разбивка заданий на дозы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

  • Более тщательный контроль над их деятельностью, указание на ошибки.

Учителя - предметники должны работать в тесном сотрудничестве с классным руководителем, психологом, социальным педагогом и с родителями. К сожалению, такой комплексный подход к решению проблем ребенка не всегда возможен - не все родители контролируют своих детей, поддерживают учителей, не хватает времени для работы с данной категорией учащихся, порой все попытки сдвинуть такого ребенка с места, безрезультатны. Но главная задача учителя - дать детям знания, которые они смогут применить во взрослой жизни во благо себе и окружающим.

Как повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности.

  • Проветривать кабинет.

  • Проводить физминутки.

  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Задания с выбором ответа.

  • Деформированные задания.

  • "Разрезные" теоремы.

  • Перфокарты.

  • Карточки - тренажеры.

  • Творческие задания.

  • "карточки-информаторы",

  • "карточки-с образцами решения",

  • "карточки-конспекты".

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы - кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка

  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

  • Проявлять

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика

  • НЕТ насмешливому тону!

  • Уметь вести непринуждённый диалог

  • Стремиться к внешней занимательности

  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом

  • В обучении применять

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль

- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно - развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

  • Рационально распределять учебный материал (трудное - сначала!)

  • Применять частую смену видов деятельности на уроке

  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Для разнообразия учебных будней можно использовать разнообразные формы и жанры урока.

Например:

  • урок-игра

  • урок-спектакль

  • урок-путешествие

  • урок-детектив

  • урок-сказка

  • урок-силовое многоборье

  • урок-концерт

  • урок-картина


© 2010-2022