Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».     Цели урока: а) познакомить учащихся с новым материалом и сформировать умение применять правила на практике; б) развитие различных видов умственной деятельности - внимания, памяти, воображения, навыков устного счета; в) через исторические и биографические сведения воспитать интерес к изучению предмета.      В ходе урока учащимся предстоит выполнение различных видов деятельности: устный счет, математический диктант, р...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ 5 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обучающие: познакомить с правилами вычитания и сложения десятичных дробей, сформировать умение по применению правил на практике;

  • развивающие: продолжить работу по развитию алгоритмичности выполнения мыслительных операций, развитие видов умственной деятельности учащихся; внимания, памяти, воображения; создать дидактические условия для дальнейшего овладения учащимися математического языка; продолжить формирование умения устного счета.

  • воспитывающие: через исторические и биографические сведения вызвать интерес к изучению предмета; создать устойчивую мотивацию, способствующую более глубокому овладению ЗУН, более рациональной организации учебного труда, включающего в себя помимо освоения нового материала, само- и взаимооценку учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Предварительная подготовка: распечатать задания для самостоятельной работы ( если нет проектора), подготовить задания двух уровней для закрепления новой темы, жетоны - двух цветов.

Сценарий урока

  1. Организационный этап

Сигналом к началу урока служит музыка.

  1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Числа управляют миром». Существуют различные числа, а мы пока знакомы только с двумя видами чисел - натуральными числами и дробными числами. Поэтому в качестве устного счета я предлагаю вам выполнить действия над этими числами. Перед вами 6 примеров, ответ на каждый пример даст вам букву, буквы сложатся в слово, которое зашифровано.(Слайд 2)

1.

125 + 275;

2.

3220 - 120

3.

2 3/10 + 5/10;

4.

1 73/100 + 2 31/100;

5.

28/100 - 18/100;

6.

3 7/10 - 1 8/10.

В

С

Е

Т

И

Н

4,04

400

2,8

3100

0,10

1,9


Молодцы! 5 лучшим счетчикам вручаю красные жетоны, следующей пятерке - желтые. Ученики, набравшие 3 красных жетона, за урок получат оценку «5», за три желтых жетона - оценка «4».

Вы угадали слово «Стевин».(слайд 3) Это фамилия фламандского ученого Симона Стевина, жившего в эпоху Возрождения. Он впервые в Европе подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Но мы с вами знаем, что он открыл уже открытое. А первым о десятичных дробях миру поведал Джемшид ибн Масуд аль - Коши. Давайте и мы вспомним, что нам известно о десятичных дробях. Составим цепочку вопросов и ответов. Мой вопрос:

-Какие дроби мы называем десятичными?

Ответ ученика...

Следующий вопрос задает ученик... и т. д.

Знаний о десятичных дробях у нас еще недостаточно. Мы еще не знакомы с правилами действий над ними. И этому мы посвящаем наш урок.

  1. Этап приобретения новых знаний

Откройте тетради, запишите тему урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей».

Наша цель - научиться правильно складывать и вычитать десятичные дроби.

Во время устного счета мы столкнулись с обыкновенными дробями, которые можно записать в виде десятичных дробей. Запишем их:

2,8; 4,04; 0,10; 1,9.

Эти же результаты можно получить, если сложить соответствующие десятичные дроби, используя правило:

  1. Записать числа друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой.

  2. Сложить, как натуральные числа.

  3. Поставить запятую под запятой.

А кто, ребята, догадается, как сложить числа 2,7 и 13,25?

Правильно, можно сначала уравнять количество цифр в дробной части, а затем сложить. Другой пример: вычесть 12,72 из числа 15,9.

Следующий случай: 5 -3,275.

4 Рефлексивно - оценочный этап

Кто из вас может составить правило для сложения и вычитания десятичных дробей?

Посмотрим, что об этом написано в учебнике. По оглавлению найдем п.32. Каким знаком выделяется правило?

Давайте заучим его на уроке. 1 вариант читает 2-му, затем 2 вариант читает 1-му. 1 вариант пересказывает 2-му, 2 вариант пересказывает 1 -му.

Кто попытается рассказать правило наизусть? (Вручаю жетоны).

Теперь необходимо закрепить это правило вычислениями.

У меня на столе несколько карточек, они разного цвета. На красных карточках примеры посложнее, а на желтых - попроще.



Кто желает у доски попробовать свои силы? (По очереди выходят 5 учащихся) Желтые карточки.

1.

16,78-5,48.

2.

7,79-3,79.

3.

6,6 + 5,99.

4.

6,6 - 5,99.

5.

11,1+2,8.

1.

0,769 + 42,3.

2.

27 + 1,35,

3.

7 - 3,625.

4.

425,2 - 2,647.

5.

37,2 - 0,03.

6.

830 - 0,0097.

Красные карточки.

Молодцы! Думаю, пора немного отвлечься. Внимание! (Видеоразминка).

Откройте дневники, запишем домашнее задание: п. 32, правило выучить, №1228 (а, б, в), №1229 (а, б, в, г), №1230 - решить задачу на нахождение периметра треугольника (рисунок на обратной стороне доски).(Слайд 4).

У немцев есть такая поговорка «Попасть в дроби», это означает попасть в трудное положение. Проверим, нет ли среди нас тех, кто тоже может «попасть в дроби» при выполнении домашней работы. Проведем математический диктант.

(Для проверки 2 ученика выполняют его за доской).

Матемamический диктант

Найти сумму чисел: 1) 7,8 и 6,9; 2) 8,1 и 5.64; 3) 129 и 9,72.

Найти разность чисел: 5) 0,02 и 0,01; 6) 34,5 и 0,05.

Соседи по парте, поменяйтесь тетрадями.(Слайд 5).

Сначала проверим у тех, кто решал за доской. Теперь проверим решения своего соседа. Если пример решен верно, то напротив него ставим знак «+», если неверно, то - « - ». Верните тетради соседям. Поднимите руки те, у кого 5 «+», вам красные жетоны. У кого 4 «+» вам желтые жетоны.

1 вариант.

Выполнить действия:

  1. 17,65 + 8.6;

  2. 0.613 + 3.142;

  3. 2,31-1,5;

  4. 9,83-4,5.

Выполнить действия:

  1. 13,72 + 12.53;

  2. 23.3 + 15.45;

  3. 5-2.78;

  4. 0.02-0,001;

  5. 14 + 24,75;

  6. 43,12- 10.3.

Теперь настала пора поработать самостоятельно.(Слайд 6).(Листы с заданиями по вариантам у каждого на столе)

Самоcmоятельная работа


1 часть 2 вариант


  1. 23,45 +4,5 ;

  2. 0.213-0.123;

  3. 17.3 + 2.7;

  4. 10.75-3.2.



2 часть


  1. 17.3 + 10.65;

  2. 52.25 - 13.5;

  3. 30-3,75;

  4. 0.01 +0.009;

  5. 29,3 + 9,45;

  6. 34- 1,18.



Б

П

К

А

Е

О

Н

Ш

Ь

И

Л

Р

27,95

2,22

26.25

0,09

38.75

3.755

20

0.81

7.55

5.33

0,019

32,82

(Слайд 7)

Коши - Джемшид ибн Масуд аль - Коши руководил в начале 15 века в Средней Азии обсерваторией, в которой наблюдали за движением планет, звезд и Солнца. В 1427 году написал книгу «Ключ к арифметике» в которой впервые употребляются десятичные дроби и поясняются правила действий над ними.

Бань - в Древнем Китае так называли дробь 1\3.

Кеплер - Иоганн Кеплер (1571 - 1630), великий ученый астроном, физик и математик, он исследовал движения планет, для этого проводил вычислительную работу и пользовался десятичными дробями, используя в них десятичную запятую.

Беклер - Георг Андреас Беклер, с его легкой руки (после опубликования его работы «Новая арифметика») запятая укоренилась с 1661 года по всей Европе.

5.Заключительный этап:

Пора нам завершить урок. Кто работал на «отлично»? Кто на «хорошо»? Молодцы! Остальные ребята получат оценки на следующем уроке.

Расскажите, что же нового вы сегодня узнали?

До свидания, до новых встреч!

(Слайд 8).

Самостоятельная работа

2 вариант

1вариант

1 часть

Выполнить действия

1. 23,45 + 4,5 ;

1. 17,65 + 8.6;

2. 0.213-0.123;

2. 0.613 + 3.142;

3. 17.3 + 2.7;

3. 2,31-1,5;

4. 10.75-3.2.

4. 9,83-4,5.

2 часть

Выполнить действия

1. 13,72 + 12.53;

1. 17.3 + 10.65;

2. 52.25 - 13.5;

2. 23.3 + 15.45;

3. 5-2.78;

3. 30-3,75;

4. 0.01 + 0.009;

4. 0.02-0,001;

5. 29,3 + 9,45;

5. 14 + 24,75;

6. 34- 1,18.

6. 43,12- 10.3

Б

П

К

А

Е

О

Н

Ш

Ь

И

J1

Р

27,95

2,22

26.25

0,09

38.75

3.755

20

0.81

7.55

5.33

0,019

32,82



















© 2010-2022