• Преподавателю
  • Математика
  • РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье описывается опыт применения игровых технологий на различных этапах урока математики, что позволяет создать психологический комфорт, способствует активизации учебной деятельности школьников, представлены варианты использования игровых моментов, требования, предъявляемые к их организации. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Систематическое использование игровых ситуаций на разных этапах урока являетс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.А.Пенькова

ГБОУ СОШ с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

На современном этапе развития общества наша страна переживает трудные времена, находится в сложной ситуации. Все вокруг постоянно меняется, происходят изменения и в политической, и в экономической, и в социальной сферах, претерпевают изменения нравственные ценности. Общество не стоит на месте, оно развивается, для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития.

В связи с этим возникает много проблем, какая должна быть экономика, политика, которая позволит России стать конкурентным обществом, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам в условиях инновационной экономики, основанной не на добыче сырьевых ресурсов, а на производстве и применении новых знаний. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.[1]

Благодаря развитию своих индивидуальных качеств, человек правильно ориентируется в окружающем мире. Развивая своё мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

На сегодняшний день ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

Математика является одним из самых сложных учебных предметов, но трудно назвать хотя бы один раздел науки или какую-либо профессиональную область, где не присутствовала бы математика или её методы. Поэтому необходимость математического образования для успешного формирования личности не вызывает сомнений. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. [2,с.127]

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим, актуальной для себя я считаю проблему поиска эффективных методов и приемов обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, тренировали и развивали внимание и память.

Игровые технологии являются одним из способов решения данной проблемы, и я хочу поделиться опытом использования игровых технологий на различных этапах урока. Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

- игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры или игровые приемы мной используются практически на любом уроке.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.

Дидактические игры должны занять подобающее место во всей работе и, прежде всего, на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Чтобы возбудить интерес к счету, используются кодированные упражнения, графические диктанты, математический лабиринт, магические квадраты, кроссворды, ребусы, математическая окрошка, головоломки, а также ролевые игры «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка» и др.

В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы, помогает переключать внимание с одного вида на другой. Например, при изучении темы «Цилиндр и его свойства» провожу обучающую игру «Конкурс рекламы». Для ее проведения накануне, за 3-4 дня, класс делю на две команды - рекламные агентства, назначаю «директоров» и даю задание домой: самостоятельно изучить материал по теме (рекомендую нескольким учащимся) и сделать на него рекламу. Участвуя в подготовке к этому уроку, учащиеся вынуждены приобрести новые знания, а также проявить творческие способности, которые демонстрируются в самых различных формах.

В процессе усвоения и закрепления новых знаний использую игру «Диалог», направленную на повышение активности обучающихся. Идея игры состоит в том, что после объявления задания, например, доказать тригонометрическое тождество, создаю проблемную ситуацию: сделать это наиболее рациональным способом; учащиеся стараются наиболее эффективно решить эту проблему. Они понимают, что для ее решения понадобится консультация. По правилам игры каждая команда должна задать минимум вопросов с тем, чтобы получить максимум информации. В данной игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ребята умело поставленными вопросами вынуждают меня к этому. И если в таком диалоге у них наступает «озарение», значит, задача по развитию творческого мышления выполнена. При закреплении изученного материала - «Найди ошибку», кодированные упражнения.

В конце урока игра может носить поисковый характер. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний. При изучении геометрии закрепить пройденный материал помогает игра «Инвентаризация». Суть игры заключается в следующем. На столе находятся накрытые скатертью модели геометрических тел (например, многогранники: куб, параллелепипед, призма, пирамида и др.). Группа делится на три команды. По одному человеку от каждой команды в течение одной минуты осматривают набор моделей. После осмотра снова их накрываю. Играющие должны вновь провести «инвентаризацию», т.е. записать на доске названия увиденных геометрических фигур. Затем к доске поочередно выходят следующие участники команд и выполняют чертежи перечисленных фигур. После этого, следующие записывают формулы для вычисления площадей данных фигур. Следующие - дают определение, формулируют свойства. И так по цепочке. Заключительный этап в игре - решение задач трех уровней сложности.

В 6 классе на этапе контроля знаний по теме «Координатная плоскость» учащимся очень нравится дидактическая игра «Соревнование художников» По заданным координатам отметить на координатной плоскости точки и соединить их. Результат - определенный рисунок. Эту игру можно провести и с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Также популярна игра «Морской бой». Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.

В 5 классе часто использую для закрепления действий с десятичными дробями игру «Цветочек», где число, стоящее в центре, надо сложить, вычесть, умножить и разделить со всеми числами на листочках. Кроме вышеперечисленных игр, в моей педагогической копилке много деловых, ролевых игр, игры-путешествия, игры-сказки, КВН и т.д.

ДРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙидактическая игра является средством умственного развития, т.к. активизирует различные умственные процессы. Чтобы понять замысел и усвоить правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснения преподавателя. Практика показывает, предлагая обучающемуся дидактическую игру, необходимо, чтобы ее правила были точно сформулированными, а математическое содержание - доступно пониманию. В отличие от коллективных игр, которые занимают в большинстве своем весь урок, дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в роли игровых моментов, которые снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке, создают атмосферу радости.

К участникам математической игры предъявляются определенные требования: чтобы играть - надо знать. Это требование придает игре познавательный характер. Чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в игре, они должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Необходимо помнить, основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Систематическое использование игровых ситуаций на разных этапах урока является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, развитие умственной деятельности. Учитель должен прежде всего обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данные технологии.

Аннотация

В данной статье описывается опыт применения игровых технологий на различных этапах урока математики, что позволяет создать психологический комфорт, способствует активизации учебной деятельности школьников, представлены варианты использования игровых моментов, требования, предъявляемые к их организации.

Ключевые слова: дидактическая игра, активизация, познавательный интерес, индивидуальные способности, личность, успех.

Abstract

This article describes the experience of using games technologies at different stages of a lesson of mathematics that allows you to create psychological comfort, promotes activization of educational activity of students, presented options for the use of the play, the requirements for their organization.

Keywords: didactic game, focus, cognitive interest, special abilities, personality, success.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

  2. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А.Люблинская. -М.: Просвещение, 2000.- 415с.

  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.-182 с.

  4. Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.

  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

  6. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

  7. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 1983.- 45-47 с.

  8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М, 1990.

  9. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

  10. Тюнников, Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего [Текст] / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова // Гуманизация.- М., 2002.


© 2010-2022