• Преподавателю
  • Математика
  • Педагогический проект Информационно-коммуникационная технология, как средство повышения качества знаний учащихся на уроках математики

Педагогический проект Информационно-коммуникационная технология, как средство повышения качества знаний учащихся на уроках математики

актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем: 1.        В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность. 2.        В формировании опыта работы по применению ИКТ в образовательном процессе. 3.        В разработке методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебных знаний, умений, навыков, а также разработка внеклассных мероприятий по математике, позволяющих развивать способности кажд...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Информационно-коммуникационная технология, как средство повышения качества знаний учащихся на уроках математики

Педагогический проект



Выполнил (а):Филькина Елена Николаевна,

учитель математики,

ГБОУ СОШ «Центр образования»

г.о. Чапаевск













I. Вводная часть

Сегодня образование переживает процессы модернизации. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её реализации. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Признав математику обязательным компонентом общего среднего образования и одновременно предоставив каждому ученику возможность выбора уровня её изучения по объёму и глубине, общество нуждается в создании новой
системы школьного математического образования. Эта система должна
обеспечить не только минимальную всеобщую математическую грамотность и соответствующее общее развитие учащихся, но и полноценную математическую подготовку оптимального контингента учащихся. Добиться этого позволит использование ИКТ на уроках математики. Информационно-коммуникативные технологии позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.

По данным исследований в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем:

  1. В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.

  2. В формировании опыта работы по применению ИКТ в образовательном процессе.

  3. В разработке методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебных знаний, умений, навыков, а также разработка внеклассных мероприятий по математике, позволяющих развивать способности каждого школьника.

Цель: эффективное использование в процессе учебной деятельности информационно-коммуникационной технологии.

Задачи:

1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно - образовательном процессе.

2. На основе полученных данных разработать различные формы и методы работы на занятиях математики с применением ИКТ.

Практической значимостью является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителей математики

II. Основная часть

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства ( аудио- , видео- , кино-).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

На сегодняшний день понимание термина "информационные технологии" менее канонизировано, чем, к примеру, понятие "информатика", и данный термин трактуется весьма по-разному даже среди самих специалистов по информационным технологиям.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Общедидактические принципы обучения

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;

  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;

  • принцип связи обучения с практикой - компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;

  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;

  • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая индивидуально с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;

  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Описание изменений в образовательном процессе:

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации - достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Основные средства ИКТ используемые на уроках математики

Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, изучая тему «Углы» обучающиеся могут соотнести вид угла и его градусную меру, используя интерактивный транспортир. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении. Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым и интересным.

Интерактивное тестирование. На экран проецируется вопрос по изучаемой теме. Обучающиеся отвечают на него путем нажатия определенной кнопки на пульте голосования. Результат ответов детей появляется на экране по нажатию кнопки. Педагог быстро оценивает уровень усвоения материала целого класса, выделяет моменты, вызвавшие наибольшее количество затруднений, планирует с классом цели на следующий урок. Кроме того, эта программа формирует протокол ответов каждого ученика и при необходимости учитель может оценить каждого ребенка.

Мультимедийные презентации. Презентация - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Презентации - это электронные диафильмы, которые включают в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты. Они позволяют решить дефицит наглядных пособий, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес к предмету. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к ПК, причём с минимальными затратами. Кроме того, презентации активно используются для представления ученических проектов.

Компьютерные программы. Огромную помощь в работе оказывают электронные учебники и электронные учебные курсы по математике. Ученикам рекомендуется больше самим работать с ними, чтобы с помощью тестовых заданий они сами могли осуществлять самоконтроль. Применение данного вида компьютерных средств на данный момент используется частично из-за отсутствия локальной сети. Использование электронных учебных комплексов существенным образом повлияло бы на формирование познавательного мышления учащихся, самостоятельности выбора действий и способов решения различных видов математических задач. Также это позволило бы формировать и развивать мотивацию школьников к получению новых знаний, помогло бы и при создании ситуации успешности каждого ученика на уроке.

Далее, это могут быть материалы электронных энциклопедий, которые объединяют в себе функции демонстрационных и справочных материалов.

В отличие от своих бумажных аналогов гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными возможностями и свойствами:

  • Они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

  • Удобная система навигации на основе гиперссылок. Возможность включать в себя аудио-, видеофрагменты. На уроках могут быть использованы материалы энциклопедий «Кирилла и Мефодия», Википедии, Математической энциклопедии. По материалам энциклопедий дети пишут доклады, исследовательские работы, для себя учитель черпает дополнительную информацию к урокам, внеурочной деятельности. Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов. Данные сборники помогают мне при составлении КИМов по предмету и диагностике уровня усвоения знаний учащихся. Результат: широкий спектр форм и методов контроля ЗУН учащихся активизирует внимание и позволяет объективно и дифференцированно оценить знания учащихся. Программы - тренажёры, предназначенные для решения математических задач. Они выполняют функции дидактических материалов. (Например, программа вычисления корней полного квадратного уравнения, предлагающая учащимся самостоятельно найти решение и отслеживающая ошибки в процессе поиска). Результат: помощь в усвоении учащимся с низким уровнем знаний в поэтапном овладении материалом.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство - быстрая, удобная беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

Обучающие игры и развивающие программы. Это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память, получая дополнительные навыки компьютерной грамотности. (Например, «Путешествие в Вычисляндию»). Результат: создаёт активную познавательную мотивацию на уроке, позволяет организовать внеклассную деятельность.

Интернет ресурсы, как средство информационных технологий, дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.

Информационно-коммуникативные технологии формируют УУД: Коммуникативные - умение общаться в условиях Интернета, SMS

Познавательные - поиск, сортировка, классифицирование, маркировка, упорядочивание (на основе видовых и родовых связей) и хранение информации

Личностные - умение отличить полезную информацию от ненужной

Регулятивные - умение создавать алгоритмы разных видов (программирование)

Это - лишь некоторые из возможностей, которыми можно воспользоваться. Сложно представить, сколько еще интересного можно узнать, начав проводить уроки с использованием ИКТ.

3. Ресурсный блок (условия)

Для того, что бы продуктивно проводить уроки математики нужно материально-технического обеспечения:

  1. Библиотечный фонд.

  2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.

  3. Цифровые образовательные ресурсы.

  • Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по математике;

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов по математике;

  • Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;

  • Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

  1. Экранно-звуковые пособия.

  2. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИ.

III. Заключение

Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы информации - устная и письменная речь уступают компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

В результате педагогической деятельности и опыта применения ИКТ на уроке математики, я сделала вывод, что диапазон её использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента учебной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность. Возможности ИКТ здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели..

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

Основные источники

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994

  3. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. - 2000, №5

  4. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - pedsovet.org

  5. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

  6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г.

  7. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. - it-n.ru

  8. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. - festival.1september.ru

  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//informika/ru/text/goscom/

  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,2000. - 224 с.

  11. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001

  13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования - М.: Школа-Пресс, 1994.

  14. Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

  15. Чернов А.И. Концепция и методика. lesson-history.narod.ru

  16. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

  17. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. - Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании

  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)

  6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

  8. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

  9. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

  10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

  12. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

  13. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  14. ФГОС полного общего образования.

  15. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

  16. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

  17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

  18. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

  19. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

  20. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ

  2. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Дополнительные источники

  1. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.

  2. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. - М. : Про-Пресс, 2009. - 56 с. - (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

  3. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С . 11-14

15


© 2010-2022