Конспект Защита аналитического отчёта

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.

В межаттестационный период моя педагогическая деятельность осуществлялась в трёх направлениях. Эти направления деятельности связаны с основной проблемой повышения качества образования посредством реализации компетентностного подхода.

• Обобщала результаты использования активных форм обучения в целях обеспечения стабильности и повышения качества образования учащихся;

• Обеспечивала освоение учащимися социального опыта и формирование у них личностных качеств как необходимого условия успешной социализации посредством внеурочной деятельности;

• Адаптировала концептуальные основы технологии дифференцированного обучения к условиям класса в целях формирования ключевых компетенций.

Мною были созданы условия для развития познавательной продуктивной деятельности учащихся:

Организационно-содержательные:

• разработала рабочую программу по изучаемым предметам;

• подготовила методические разработки к урокам;

• систематизировала демонстрационный наглядный материал;

• систематизировала дидактический материал по математике;

• разработала контрольно-измерительные материалы по математике;

• собрала библиотеку справочной литературы;

• начала собирать банк мультимедийных материалов.

Для организации учебной деятельности школьников использую следующие виды образовательных ресурсов:

• средства ИКТ и программное обеспечение;

• учебно-методическая литература (современная учебно-методическая литература для учителя, нормативно-правовая документация, программа УМК, учебно-методические комплекты для учащихся, энциклопедии для детей, справочники, словари);

• учебно-практическое и лабораторное оборудование (современное наглядное оборудование: карты, схемы, таблицы, натуральные объекты, муляжи, портреты математиков, карточки для индивидуальной и групповой работы);

• экранно-звуковые средства (CD - диски, соответствующими тематике учебных курсов);

Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие познавательная и коммуникативная компетенции. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы. В своей работе использую основные формы активного обучения:

• нетрадиционное начало урока (стихи, высказывания известных

математиков, загадка, графический диктант, цепочки);

• устный счёт в начале, середине, конце урока;

• создание проблемной ситуации;

• дидактические игры;

• использование ИКТ;

• графическое отображение материала (схемы, таблицы, алгоритмы),

• интеллектуальные разминки (задания на смекалку, необычные вопросы,

задачи-шутки, задания на соответствие);

• творческие задания (сообщения, рефераты, сказки, кроссворды, ребусы);

• устные контрольные работы;

• разные виды работ на уроке (индивидуальная, парная, групповая);

• нетрадиционные типы уроков (путешествие, аукцион, викторины, «Что?

Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра»);

• тестовые задания по предметам;

В своей педагогической практике применяю следующие формы обучения: индивидуальную, парную (пары постоянного состава), групповую и коллективную деятельность учащихся.

Практически на каждом уроке математики я предлагаю учащимся выполнить задание в парах. Главное преимущество парной работы, на мой взгляд, в том, что она дает возможность говорить каждому ученику на уроке.

На уроках использую для парной работы следующие виды заданий:

• взаимопроверка решений,

• вопрос-ответ,

• задачи- ловушки,

• составление схем к задаче,

• построение графиков функций,

• решение задач, уравнений и числовых выражений разными способами на скорость.

На уроках использую много разных игр в парах: « Найди соответствие», «Вставь пропущенное слово», «Составь соответствующее выражение», «Впиши пропущенную функцию», « Продолжи цепочку».

Применяю групповую работу на уроках закрепления материала. Использую следующие виды заданий при групповой работе:

Поиск способа решения:

• числовых выражений;

• уравнений;

• способов проверки результатов решения.

Составление и решение задач:

• к одной схеме на разные темы;

• к разным схемам на одну тему;

• с помощью уравнений;

На уроках математики я применяю различные формы и методы устной работы:

• устный счёт в начале, середине, конце урока (проводимые в начале урока устные упражнения помогают включиться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письменной или практической работой);

• Устная форма проверки домашнего задания;

• Устная форма творческой работы (примером может быть «Математическое лото», сказка с математическим содержанием, которую сочинили ребята, задача на заданную тему, составленная самим учеником);

• Устная самостоятельная и контрольная работа;

• Уроки устной работы. На этих уроках ученики работают без ручки и тетрадки.

Для развития навыков беглого счета я использую карточки. Показываю карточку с заданием и тут же громко прочитываю ее. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую.

Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема. Иногда занимательность для учащихся заключается в неожиданности ответа задачи.

Так при закреплении темы «Сравнение десятичных дробей» (5 класс) наряду с заданием сравнить десятичные дроби 2,5 и 2,49 и т.п. можно задать такой вопрос:

«Какой знак можно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число больше 2, но меньше 3?» (Запятую).

Также увлекательно на уроках проходит математическая эстафета. Для ее проведения на уроке записываются задания в 3 столбика. Ученики делятся на 3 команды(3 ряда). Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания. Эстафету можно провести сидя за партами - «пустить» листки с заданиями по рядам.

Немаловажную роль при обучении математики играет устный опрос, который позволяет учителю учить детей высказывать свою мысль. Учась грамотно оформлять свою мысль, ученик неизбежно учится мыслить. Хорошо в этом помогает при изучении геометрии в 7-9 классах использование таблиц с готовыми чертежами, которые нацелены на выработку навыков восстановления словесной формулировки условия задачи, что и особенно важно для тренировки в выполнении краткой записи условия и заключения.

Эти же таблицы можно использовать для организации устных вычислений с целью выработки навыка применения соответствующих теорем. А сколько времени можно при этом сэкономить и сколько дополнительных задач можно решить.

Решение устных заданий предназначены для оперативного и систематического контроля знаний. Но такой контроль не позволяет достаточно четко определить уровень знаний каждого ученика. Контролировать знания, умения и навыки учащихся помогает такой вид работы как математический диктант.

Очень удобно в 5-6 классах использовать при этом заранее подготовленные бланки, в которых дети записывают только ответы. Причем я использую их многократно. Такой вид проверочной работы позволяет мне получить достаточно быструю и подробную информацию об уровне усвоения пройденного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом.

Участие в урочной и внеурочной деятельности позволяет быть успешными моим ученикам в учебной деятельности.

Выпуск2010 года составляет 17 человек 8 человек закончили на «4»и «5»: Шевнина Екатерина и Шиканова Ксения- Серебряные медалисты,

Малая научно-практическая конференция « За страницами учебника математики» и «Легенды математики» для 5-7 классов (проводилась дважды) в 2010 и 2011 уч. г.:

год

Место

Класс

Ф.И.участника

Тема работы

2010

призёр

Котова Лена

Фидаилова Элина

Лихачёва Полина

Магический квадрат

2011

призёр

Прушинская Катя

Ковалевская С.В.

Районный физико-математический турнир по математике: 2009 и 2010 год: Салацкий Григорий и Ермаков Алексей стали призёрами;

Участие в семинарах: « Развивающее взаимодействие детей и взрослых в образовательном процессе», « ГИА учащихся 9-ых классов по алгебре». В 2010 году работала в составе жюри школьной научно - практической конференции естественно - технического цикла. В 2011 г. участвовала в составе жюри районной научно - практической конференции «Ломоносовские чтения» в области физики и математики.

В моём классе организую внеклассную работу:

-праздники с участием родителей: вечер к 8 Марта « А.С.Пушкин о женщинах»;

КВН «Мой друг телефон!?»;

-экскурсии на типографию, КЗТС, узел связи, ВК-2, г. Невьянск(Невьянская башня, краеведческий музей, фабрика игрушки), село Таволги(гончарная мастерская);

-поездки по историческим местам: г. Н-Тагил(цирк, планетарий, музей камня, музей игрушки), Екатеринбург( музей радио, цирк, театры, центр Галилео, шоколадная фабрика , ВУЗы и др.), Верхотурье, Санкт Петербург

-походы на Зелёное озеро, Солдатское поле, г. Ежовая, г. Старик камень, г. Семь братьев, скалы Гронского, озеро Шайтанское (катание на байдарках) и др.

-классные часы и диспуты по теме «Здоровый образ жизни» :участвовали в районном конкурсе «Молодёжь против наркотиков» 2010 год. Победители Иванов Саша, Борисов Никита, Рогачёв Кирилл (видео фильм «Я за здоровый образ жизни» снимали сами).

- Участие в городском конкурсе «Юный пожарный»2011год. Команда «Огнеборцы» 5а класса стала призёром, а команда болельщиков заняла 1 место.

-участвуют и побеждают в школьных конкурсах:

Ученик года: Шиканова Ксюша, Шевнина Катя, Паньшин Алёша, Сотникова Дарья.

Народный артист школы: Борисов Никита, Иванов Саша, Шиканова Ксюша, Шевнина Катя, Паньшин Алёша, Перкин Стёпа

Первое перо: Карпова Настя, Шевнина Катя, Стёпкина Наташа, Глухих Алёна

В подготовке мероприятий ребята являются активными участниками, принимают участие в школьных конкурсах и городских. Полагаю, что методы моего педагогического взаимодействия оказывают положительное воздействие на личность каждого ученика и являются эффективными по своей сути и содержанию.

В ходе анализа педагогической деятельности за прошедший межаттестационный период, работая над методической темой «Устный счёт как средство активизации познавательной деятельности и повышения качества образования», мной были выделены: объект деятельности - устный счёт, и предмет деятельности - условия, при которых он наиболее эффективен. Был сделан вывод, что устные упражнения играют большую роль в интеллектуальном развитии учащихся. Имеется в виду не устный счёт в традиционном понимании, а содержательные задачи, которые требуют не расчётов, а сообразительности и хорошего знания теории и практики.

В результате я пришла к выводу, что цели и задачи, которые я ставила перед собой, полностью выполнены. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, я помогаю ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаю у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Качество усвоения государственного стандарта составляет от 58% до 68% (повысилось на 10%). Учащиеся имеют устойчивую учебную мотивацию и сами проявляют себя творчески: участвуют в районных и школьных олимпиадах по математике. Мои обучающиеся участвуют в международной интеллектуальной игре «Кенгуру», неоднократно становились победителями в регионе, Это стало возможным благодаря использованию личностно - ориентированной технологии, элементов проблемного метода обучения, дифференцированного обучения. Мои учащиеся с пятого класса с интересом занимаются проектно-исследовательской работой, защищают с успехом свои работы на школьной научно-практической конференции, что позволяет быть успешным в учебной деятельности, повышает их способность представлять свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе уважительного отношения к ценностям других людей.

В следующем меж аттестационном периоде с 2012г. по 2016 г. я буду работать над темой «Применение технологии развития критического мышления на уроках математики».

Технология развития критического мышления - это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего».

Применив в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги. Изучу различные приёмы, используемые на уроках математики, на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, рассмотрю уроки некоторых типов, предлагаемых технологией РКМЧП. Попытаюсь научить детей учиться и критически мыслить; индивидуализировать обучение, учитывая уровень ребёнка и присущий ему стиль учения; создавать условия для самостоятельного, саморегулируемого - в плане уровня и темпов - учения. При хорошей организации обучения в таких группах дети проникаются духом сотрудничества, а не соперничества в учении.



© 2010-2022