Методическая разработка Реализация межпредметных связей на уроках математики

При подготовке к городскому конкурсу "Учитель года" мною подготовлена Презентация "Реализация межпердметных связей на уроках математики", которая явилась по сути творческой работой за последние годы. Преподавая математику в классах различных профилей (общеобразовательных, гуманитарных, естественных) я провела сравнительный анализ интересов и особенностей познавательной деятельности учащихся. Учащимся классов естественной группы казалось легко отвлечься от конкретного содержания задачи и уловить ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТМетодическая разработка Реализация межпредметных связей на уроках математикиворческая тема

учителя математики

СШ №3


Гутиковой

Галины Николаевны


Методическая разработка Реализация межпредметных связей на уроках математики












г. Севастополь

2013 г.


Методическая разработка

«Реализация

межпредметных связей

на уроках математики

с предметами

естественного цикла».

I. Актуальность темы.

За многие годы своей педагогической деятельности я не раз задавала себе вопрос, на который всегда ищу ответ:

- Как сделать так чтобы изучение математики было интересно для учащихся?

- Как сделать так чтобы учащиеся могли ориентироваться в потоке информации получаемой ими?

- Как помочь учащимся стать инициативными и самостоятельными?

- Как развить детское творчество?

XXI век - век новейших технологий, основанных на базовых законах природы. Математика - это фундаментальная основа всех наук естественного цикла, которые в свою очередь составляют основу научно-технического прогресса.

Обучение и развитие ребенка во многом напоминают этапы развития человечества, поэтому использование межпредметных связей (МС) на уроках позволяет вести обучение математики в выбранном контексте. А это в свою очередь повышает мотивацию обучения, развивает творческий потенциал ученика и учителя.

Кроме того, использование МС будят фантазию детей, позволяют организовать поиск решения (каждый раз новым способом), что создает благоприятный эмоциональный фон для обучения.

Главным моментом считаются не способности человека, а его мотивация и жизненные цели. В связи с этим усилия педагогов должны быть направлены на помощь к ученику в обретении личностных смыслов, на развитие прежде всего тех способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком.

II. Теоретическая основа и понятийность.

Межпредметные связи выполняют в обучении математики ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию математики. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математики Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексныйподход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики.

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

III. Сущность моего опыта.

«Математическая мысль без устали бьется

О скалистый берег, препятствующий

Ее проникновению на новые территории,

Но даже гранитные утесы не выдерживают

Ее могучего натиска, неослабевающего

На протяжении столетий, и рушится,

Открывая перед математикой новые просторы»

(Автор неизвестен)

За многие годы своей педагогической деятельности я работала над несколькими темами. Сначала - «Объективное оценивание знаний учащихся» (функция - контроль); «Дифференцированный подход в обучении математики» (функция - стимуляция и мотивация). Со временем изменение моего мировоззрения привели к тому, что я решила развивать в своей педагогической работе тему «Реализация МС». Причины оказалось две: 1) дети часто на уроках математики задают вопрос: «Где нам это пригодится в жизни?»; 2) другая проблема состояла в том, что учащиеся испытывали трудности при составлении уравнений в задачах в 5 классе. Услышав однажды: «И кто только эти задачи придумал?». Я предложила выполнить такое творческое домашнее задание: самостоятельно составить задачу с одним неизвестным, нарисовать рисунок и решить её. Меня поразило разнообразие составленных задач.

Преподавая математику в классах различных профилей (общеобразовательных, гуманитарных, естественных) я провела сравнительный анализ интересов и особенностей познавательной деятельности учащихся. Учащимся классов естественной группы казалось легко отвлечься от конкретного содержания задачи и уловить ее математическую суть. Для учащихся гуманитарного профиля имеет значение в содержании задачи, условие должно соответствовать реальной действительности.

Пришлось на каком-то этапе изменить одну из основных форм обучения - урок. Так как у учащихся появились потребности в знаниях (почему? где? зачем? применяем математические знания), то на уроках я использовала:

  • Анализ жизненных ситуаций

  • Биографии ученых, общественных деятелей

  • Содержание некоторых разделов смежных наук

  • Обращение к жизненному опыту учащихся

  • История научных открытий

  • Показ практической значимости изучаемого материала

В системе работы с одаренными детьми я делаю акцент на двух аспектах:

  1. Организация традиционной учебной деятельности.

  2. Организация внеурочной и внешкольной совместной деятельности учащихся и учителя.

Соответственно индивидуальных интересов учащихся среднего и старшего звена несколько лет назад мы начали работать над такими темами как: «Математика в военном деле» 10 класс, «Живая геометрия» 7 класс, «Математические закономерности в химических формулах» 8-9 классы, «Черчение и математика: взаимопроникновение и взаимовыручка» 9 класс, «Биология в бассейне математики» 6-10 классы, «Математический огород» 5-6 классы.

Результаты работ учащихся в виде разработок и рефератов и их эмоциональные выступления на школьных конференциях показали, что эти темы интересны и другим учащимся. Выводы учащихся убедили и уверили всех учащихся, что математика интересная и увлекательная наука.

Таким образом, творчество конкретного учителя заключается в определении принципов и механизмов их реализации. Учитель включает в целевой блок - содействие развитию у школьников умений и навыков научных методов познания. Для наиболее полного раскрытия возможности конкретного ученика нужно обеспечить максимальное влияние на мотивационные аспекты не только деятельности, но и личности (стимуляция деятельности и поведения).

Мое творческое кредо: «Зародить непосредственный интерес к предмету в целом и дать ученику возможность оценить роль математики в его планах на будущее». Этом мне помогает эмоциональный комфорт при предъявлении ученику нового для него знания или вида работы, при возникновении сомнений, трудностей, отсутствие боязней ошибки при выражении своего мнения и точки зрения, а также потребность в преодолении шаблонов.

Никому еще не повредило относиться к себе критически. Пласт, который я подняла своей научной темой предоставляет мне возможность развиваться самой (как учителю), генерировать идеи и осуществлять широкий перенос знаний и умений от одной науки к другой. Наиболее мне близка связь математики с природой (т.е. биология, география, физика), а значит проводить и развивать мини-исследования, находить нужную информацию, переносить ее и применять в условиях задачи (сопровождая все мероприятия театральными сценками).

На базовом уровне я выделила два направления: исследовательская работа и театрализованные действия. При его создании использовала успешный опыт Хуторского А. В., Эльконина Д. Б. и др., добавив свое видение. Эти идеи продолжают жить, в настоящее время я ее перерабатываю вместе с дидактическими и другими методическими материалами.

Желаю всем творческих успехов и самореализации!


Библиография


  • Макагон Е.В. «Подготовка педагога-исследователя в условиях последипломного образования». - Сев. 2008.

  • Пригожин А.И. «Нововведения: стимулы и препятствия». - М. 1989.

  • Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». - М. 1996.

  • Хуторской А.В. «Современная дидактика». - Спб. 2001.

  • Гузик М.П. «Учить учиться». - М. 1981.

  • Сысоева С.О. «Педагогическое творчество». - К. 1998.

  • Чередов И.М. «Формы учебной работы в средней школе». - М. 1998.



© 2010-2022