- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по алгебре 7 класс Умножение одночлена на многочлен
Разработка урока по алгебре 7 класс Умножение одночлена на многочлен
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дорджиева Е.Б. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытое урочное занятие
по алгебре в 7 классе по теме:
«Умножение одночлена на многочлен.
Вынесение общего множителя за скобки»
Пояснительная записка
Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».
В связи с этим в современной педагогике и педагогической психологии отказываются от традиционной схемы взаимоотношений учителей и учащихся, когда учитель выступает в роли «носителя» информации. В новой схеме учитель выступает в роли организатора образовательного процесса.
Схемы взаимоотношений меняются, соответственно должны меняться и методы обучения. Работая в школе, я сделала вывод, что в современных условиях нельзя добиться положительных результатов, не владея диагностикой, без профессионального роста, без углубления знаний по педагогике и психологии, без освоения новых технологий.
Поэтому на уроках математики я применяю технологию укрупнения дидактических единиц (УДЕ), автором которой является выдающийся калмыцкий ученый, действительный член РАО, профессор, доктор педагогических наук Эрдниев Пюрвя Мучкаевич. В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества». По словам академика В.И. Журавлева, открытие технологии УДЕ можно назвать «идеей века». Технология УДЕ получила признание не только в Калмыкии, России, но и в многих зарубежных странах. Работы П.М. Эрдниева переведены на японский, немецкий, французский, английские языки.
П.М. Эрдниев указал четыре основных способа укрупнения дидактических единиц:
-
совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;
-
метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов;
-
решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные;
-
усиление удельного веса творческих заданий.
В представленной ниже разработке урока алгебры для 7 класса я попыталась показать, как можно внедрить все перечисленные способы.
Так, первый способ реализован в представленной разработке урока в виде совместного изучения тем «Умножение многочлена на одночлен» и «Вынесение общего множителя за скобки».
Второй способ укрупнения дидактических единиц - метод деформированных примеров наглядно продемонстрирован в ходе урока (2, 4 и 5 этапы урока). В процессе решения таких примеров активизируется внимание учащихся, развивается их мышление, так как они совершают взаимно-обратные логические операции.
Третий способ укрупнения дидактических единиц - решение прямой задачи и преобразование ее в обратные и аналогичные. Решение задач имеет центральное значение для развития мышления учащихся: при решении задач дети знакомятся с зависимостями между входящими в них величинами; с различными сторонами жизни, учатся думать, рассуждать, сравнивать и т.п.
Четвертый способ укрупнения дидактических единиц - усиление удельного веса творческих заданий. Например, составить и решить задачу на основе готового уравнения (домашнее задание).
Используя технологию УДЕ, можно получить значительный выигрыш во времени.
Учитывая, что в моем классе дети разного уровня развития, считаю, что добились хорошего результата. В этом мне помогла технология УДЕ, созданная П.М. Эрдниевым.
Философия УДЕ - достижение целостности математических знаний как главного условия саморазвития интеллекта учащихся.
Методология УДЕ - это создание информационно совершенной во времени новой последовательности разделов и тем школьной математики.
Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать сегодня.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Цели урока:
-
образовательные:
-
научить умножать многочлен на одночлен;
-
ввести понятие разложение многочлена на множители;
-
сформулировать правила умножения многочлена на одночлен и вынесения общего множителя за скобки;
-
установить связь между двумя этими правилами;
-
развивающие:
-
-
развитие логического мышления, математической речи;
-
воспитывающие:
-
воспитание сознательного отношения к учебе, развитие интереса к математике, науке.
Формы реализации целей и задач: беседа, устный счет, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
-
Организационный момент. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока (Слайд №1,2).
-
Актуализация знаний (устная работа).
А) Повторить свойства умножения и деления степеней с одинаковым основанием (Слайд №3):
а5 ∙ а2 = □
а4 ∙ а□ = а9
□ ∙ а3 = а15
□ ∙ □ = а20
а17 : а3 = □
а21 : а□ = а16
□ : а5 = а11
□ : □ = а8
Б) Вычислить (Слайд №4):
2а3 ∙ 18х2а =
43m ∙ 2ym3 =
□ ∙ 3xy = 9x3y2
5mn2 ∙ □ = 15m2n2y2
В) Повторить распределительное свойство умножения:
Запишем это свойство в общем виде (Слайд №5):
-
Объяснение нового материала
Используя распределительное свойство, решим следующий пример. Найти произведение многочлена 3х2-2ху+5 и одночлена 4х2:
4х2 ∙ (3х2-2ху+5) = 4х2∙3х2 - 4х2∙2ху + 4х2∙5 = 12х4-8х3у+20х2
Читаем равенство (1) слева направо:
Правило: Чтобы умножить одночлен на многочлен, достаточно умножить каждый член многочлена на этот одночлен и полученные произведения сложить.
Читаем равенство (1) справа налево:
Правило: Если все слагаемые имеют один и тот общий множитель, то его можно вынести за скобки.
Все члены многочлена 3х2-2ху+5 делятся на 4х2, поэтому исходный многочлен можно записать в виде:
12х4-8х3у+20х2 = 4х2∙3х2 - 4х2∙2ху + 4х2∙5 = 4х2 ∙ (3х2-2ху+5)
Замена многочлена равным ему произведением одночлена и многочлена (либо произведением многочленов) называется разложением многочлена на множители.
-
Закрепление изученного материала.
-
Выполнить: а) умножение многочлена на одночлен; б) разложение многочлена на множители. (Заменить одну из форм записи другой формой.)
(Слайд №6)
Умножение одночлена на многочлен
-
4b (3b2 - 1) = 12b3 - 4b
-
□ (□ - □) = □ - □
-
6xy (-3+4x) = …
-
………………….
-
-5k2p (4k2-3kp+1) = …
-
…………………..
Разложение многочлена на множители
12b3-4b = 4b (3b2 - 1)
30k2 - 12k = □ (□ - □)
………………………
12a3 - 8a2b + 4a2 = …
………………………
-8c3 - 6c2 + 4c = …
-
Восстановить пропущенные выражения в следующих разложениях многочлена на множители (Слайд №7):
-
4а4 - 6а3 + 2а2 = 2а2 (2а2 - 3а + 1)
-
18ху - □ + □ = 2ху (□ - у + 3)
-
□ + 8k2p - □ = □ ∙ (5k2 - 2kp + p2)
-
Решить № 622 (с. 128 учебника).
а) при х=3: -2х(х2-х+3)+х(2х2+х-5)=-2х3+2х2-6х+2х3+х2-5х=3х2-11х=
=3∙32 -11∙3=27-33=-6
при х=-3: 3х2-11х=3∙(-3)2-11∙(-3)=27+33=60
-
Решить № 660 (а, б).
а) 3,28х-х2=х(3,28-х)=2,28∙(3,28-2,28)=2,28∙1=2,28
б) а2у+а3=а2(у+а)=(-1,5)2∙(-8,5-1,5)=2,25∙(-10)=-22,5
-
Решить № 631 (а) и № 662 (а).
631 а) 3х(2х-1)-6х(7+х)=90
6х2-3х-42х-6х2=90
-45х=90
х=-2
662 а) 5х2+3х=0
х(5х+3)=0
х=0 или 5х+3=0
х1=0 х2=-0,6
-
Самостоятельная работа. (Слайд №8) Раздать учащимся карточки с заданиями самостоятельной работы.
I вариант
1. Выполнить:
Умножение одночлена на многочлен
-
-3 (с3 - 2с2 - 1)
-
……………….
Разложение многочлена на множители
……………………
-5с3 + 10с2 - 5с + 5
2. Восстановить пропущенные выражения в следующих разложениях многочлена на множители:
1) □ - 14a3b = 2a3 (3a - □)
2) - □ + □ - □ = -6c2 (p - 2c + 1)
II вариант
1. Выполнить:
Умножение одночлена на многочлен
-
х3 (2ах - 3а + х)
-
………………..
Разложение многочлена на множители
………………….
3by4 - 4by3 -2ay3 + y4 =
2. Восстановить пропущенные выражения в следующих разложениях многочлена на множители:
1) -8х4p2 + □ = □ (4x4 - 6p2)
2) □ - □ +p = □ ∙ (a2 - 3a + 1)
-
Повторение. Решить задачу.
Задача №1. (Слайд №9)
В нашем школьном саду 90 плодовых деревьев. Яблонь на деревьев меньше, чем груш, а вишен в 3 больше, чем яблонь. Сколько в саду яблонь, груш и вишен в отдельности?
Решение:
Составим уравнение и решим его:
х - 5 + х + 3(х - 5) = 90
х - 5 + х + 3х - 15 = 90
5х = 110
х = 22 (дер) - груш
22 - 5 = 17 (дер) - яблонь
17 ∙ 3 = 51 (дер) - вишен.
Ответ: в саду 22 груши, 17 яблонь, 51 вишня.
- А сейчас составим и решим обратную задачу. (Слайд №10)
Задача (обратная к задаче №1). В нашем школьном саду 17 яблонь, что на 5 деревьев меньше, чем груш, а вишен в 3 раза больше, чем яблонь. Сколько всего деревьев в нашем саду?
Решение:
17+5=22 (дер) - груш
17 ∙ 3=51 (дер) - вишен
17+22+51=90 (дер) - всего
Ответ: в нашем саду всего 90 деревьев.
-
Итог урока. Выставление оценок.
-
Домашнее задание. (Слайд №11) Составить и решить задачу по данному уравнению
k + 3k + (3k - 10) = 165.
Список литературы
-
Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова - М.: Просвещение, 2007.
-
Эрдниев П., Эрдниев Б. Алгебра: Альтернативный учебник для 7-го класса. - Элиста: Калм. кн. Изд-во, 1993.
-
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986.