Статья на тему Меняется Мир -меняемся мы

                             Меняется мир –меняемся мы        Недавно услышала слова Элвина Тофлера «В 21 веке безграмотным считается уже не тот кто не умеет читать и писать, а тот кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» считаю, что эти слова как раз про нас учителей. Проработав   в школе двадцать пять лет, я думала, что почти достигла вершины мастерства. Но, прослушав  курсы  I (продвинутого) уровня, поняла, что ещё многому надо учиться. Много сделать для своей школы, учеников и учит...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Меняется Мир -меняемся мы.

Мухамедова Тлябуви Тохтахуновна

учитель географии «Средняя школа имени Билала Назыма с дошкольным мини центром» КГП

Меняется мир -меняемся мы

Недавно услышала слова Элвина Тофлера «В 21 веке безграмотным считается уже не тот кто не умеет читать и писать, а тот кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» считаю, что эти слова как раз про нас учителей. Проработав в школе двадцать пять лет, я думала, что почти достигла вершины мастерства. Но, прослушав курсы I (продвинутого) уровня, поняла, что ещё многому надо учиться. Много сделать для своей школы, учеников и учителей. Вроде бы звучит банально, но на самом деле это так. Придётся менять взгляды на жизнь, работу, на образование…

Президент страны определил пять стратегических задач, решение которых необходимо для повышения конкурентоспособности страны. И среди них красной линией отведено место образовательной системе Казахстана. Которая предполагает её развитие в два этапа: первый с2011-2015, второй с 2016-2020.

На первом этапе реализации Программы (2011 - 2015 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов.

На втором этапе (2016 - 2020 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высоко затратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования, предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.

Ожидаемые результаты:К 2015 году переходный период будет завершен, и образовательная система Казахстана по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования будет соответствовать модели развитых стран.По развитости системы образования Казахстан выйдет на лидирующие позиции среди стран СНГ. [1]

К 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами.

Для начала давайте попытаемся рассмотреть, как обстоят дела со школьным образованием в передовых странах. Из всех мировых стран Япония всегда отличалась стабильностью и надежностью. И все больше людей заинтересовываются в последнее время историей и культурой этой страны, и мечтают получить образование в Японии. Чем же оно так хорошо и стоит ли оно этого? Система образования в Японии, достаточно отличается от казахстанской, она гораздо сложнее, но при этом более эффективная. Школа в Японии делится на три ступени. Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет).
В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники - самые занятые люди в стране.У нас начальная школа загружена до предела.
Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.
Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.
Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. На основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить.Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технические колледжи» - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.[4]

Давайте посмотрим, как обстоят дела в Великобритании.

Английские школы занимают верхние строчки в общемировой системе образования - это закономерный успех, состоящий из многих показателей. Среди неотъемлемых плюсов британского образования - фундаментальность получаемых знаний, всестороннее личностное развитие учеников, демократичность взаимоотношений при разумной требовательности и дисциплине внутри учебных заведений.

Сегодня в Великобритании школы берут на вооружение передовые апробированные образовательные методики, но не отказываются от использования прославивших их традиций обучения. Специально для будущих абитуриентов в английских школах разработаны особые программы подготовки - согласно специфике системы среднего образования страны.

Так школьное образование Англии считается щадящим. Учатся там 13 лет, а начальная школа абсолютно необременительна для малышей. Почти как в детском саду: общение, развивающие игры, отдаленно напоминающие наши уроки. Оценок, кстати, тоже нет. В школу дети идут с 5-6 лет. Сначала ученик поступает в нулевой класс, потом сдает экзамены по математике, английскому и естественным наукам и только после этого его берут в 3й класс. Через три года - опять аттестация. А вообще аттестация тут совсем не подразумевает, что школьник экзамен не сдаст. Зато учеников поделят по уровням, и в соответствии с ними будет строиться программа обучения. Т.е. более слабым ученикам, - соответственно, облегченная программа. Никто никого не напрягает с учебой. Школьники учатся так, как им это под силу .До 13 лет изучаемые предметы одинаковы для всех. Но после 14 лет начинается 2-летняя программа по выбранному направлению. Далее снова экзамен, теперь уже выпускной , еще два года учебы для того, чтобы сдать GCE A-level l и попасть в ВУЗ.

В Великобритании многое по-другому. Учебный год делится не на четверти, а триместры, большая перемена длится час, таблицу умножения дети узнают только к 6му классу, а форма - это символ школы, отличительный знак.

Система образования в Германии состоит из начального, среднего и высшего образования. На всех уровнях данной структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения.
Существует несколько типов средних школ. Какая школа оптимальна для учащегося - решается в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. Типы средних школ в Германии: Основная школа ( Hauptschule ) - рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище. Реальная школа ( Realschule ) - рассчитана на 6 лет обучения, высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет;Гимназия ( Gymnasium ) - обучение длится 8-9 лет. Как правило, гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному (языки, литература, искусство).Общественному (общественные науки) и техническому (естественные науки, математика, техника). По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании ( Abitur ). Немецкий Abitur является эквивалентом нашего аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level. Гимназии ориентированы на поступление в Университет.[2]

Изучив систему образования некоторых передовых стран, давайте попытаемся проанализировать и выбрать то, чего нет у нас в Казахстане и что мы можем, взять для достижения мировых стандартов.

Из Японской системы можно взять:1. Обязательный экзамен при переходе из средней школы в старшую. Мы тоже сдаём экзамен для получения аттестата о среднем образовании, но здесь сдают ещё экзамен на определение профиля школы.2. Проводиться конкурс стипендий для продолжения учёбы в старших классах.3.Разгрузить начальную школу от домашних заданий.

Из английской системы:1.Щадящая система. 2.С 6-го класса, после экзамена, идёт разделение по способностям. 3.К каждому ученику прикреплен учитель -тьютор. 4.В классах не более 9-15человек (Было бы идеально! ). 5.В старшей школе классы делятся на 5-7профилей,а не на 2 как у нас.

Из немецкой системы:1. По окончании средней школы дети уходят со специальностью. 2.Ученики12-13 классов без вступительных экзаменов считаются студентами вузов, по оценкам аттестата.

Почти все лучшие качества Мировой системы образования можно применить, и применяются у нас в Казахстанской системе. Что же нам мешает быть на равных с передовыми странами? Попытаемся посмотреть на нашу систему образования с этой точки зрения.

Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан Казахстана. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы).

Что нужно казахстанскому школьному образованию: реформы или новые программы, пересмотр модели системы 12-летней школы или подготовка учительских кадров по примеру стран-лидеров в области образования В Казахстане в 2004 году впервые было осуществлено применение Единого национального тестирования. По мнению руководства Министерства образования и науки, оно должно было обеспечить объективную оценку качества знаний выпускников и абитуриентов и искоренить коррупцию в системе образования. Задача благородная. Но, как складывается в жизни, результаты последних лет ЕНТ - не звоночек, а просто уже колокол. Качество знаний среднего выпускника общеобразовательной школы нашей страны на уровне ниже удовлетворительного. Это показало ЕНТ прошлого года

Ученики нашей школы тоже участвуют в этой гонке за пресловутыми баллами. Как и все другие готовимся, учимся, учим, зубрим, ночами не спим, ждем очередное испытание и молимся, чтобы повезло и наши ученики все попали на грантовое обучение. Мониторинг последних лет показывает, качество знаний постепенно растёт. Дети знают, что могут надеяться только на свои знания. Поэтому подготовка ведётся очень серьёзная. Но результаты не оправдывают пока надежды. «Повышение качества знаний » - это большая проблема не только моей школы, но и проблема всего Казахстанского образования.

"Все думают об изменении мира, но никто не думает о том, чтобы изменить себя" - эти слова Льва Толстого наталкивают меня на мысль, что измения и преобразования надо начинать с себя. Не надо ждать кого то, кто принесёт на блюдечке с золотой каёмочкой. Почти всё лучшее из мировой системы образования приемлемо, как я уже говорила выше, в Казахстане и в моей школе в частности.

Что бы достичь мировых стандартов образования, я считаю, надо провести у нас в школе следующие преобразования:

1.Облегчить программы начальных классов \взять пример с английской системы и продлить именно эту ступень \.

2. Уже в средних классах ввести профилирование школ\Из английской системы\.

3.Поднять статус учителя \тогда молодёжь пойдёт в школу\.

4. «Подушевая оплата» труда - это новое, правильное направление в реформах.

5. Выпустить достаточное количество хороших учебников \сначала учебники, затем программы или всё вместе\.

6.Дала бы право выбора учителям предметникам в выборе альтернативных учебников \ «в споре рождается истина»\.

7.Классных руководителей освободить от преподавания предметов.\Освободить школу от городских мероприятий\.

8.Заинтересовать и ввести в систему работу с родителями, найти реального лидера среди родителей, который реально возглавлял бы работу попечительского совета.

9. У нас в школе, считаю, надо после шестого класса провести серьёзный экзамен. Для того, чтобы определить кого и как готовить к ЕНТ, для поступления в ВУЗ.

10.На всех уроках стараться вести уроки на четырёх языках \казахский, русский, английский, уйгурский, так как наша школа уйгурская\.

11.Взять из американской системы лозунг, что главное не зубрёжка, а понимание и применение на практике своих знаний.

Шульман (2007) описывает хорошее преподавание как то, которое использует «голову, руки и сердце», а именно, теоретическое понимание, практические навыки и профессиональная целостность помогут мне в осуществлении моих планов и предложений.Тем более все они осуществимы и я постараюсь в своей практике воплотить их в жизнь.[4]

Вопрос, зачем я это буду делать, и почему необходимо меняться? отпадает сразу после слов: «Потому что, когда вы стали учителем, вы приняли решение, делать то, что больше чем жизнь, то, что ценнее, чем деньги, признание и статус. Вы стали учителем из-за изменений - изменений в мире. Вы меняетесь, потому что вы хотите делать что-то правильное - просто потому, что это правильно, и вы понимаете необходимость быть примером для других, чтобы они смогли делать что-то правильное тоже. Вы привыкли усердно работать, долгими часами. Вы привыкли к обязательствам и малому признанию. Вы знаете, то, что вы делаете, имеет продолжительный результат.

Вы меняетесь, потому что мир изменился, и вы знаете, что неизменный статус-кво - это самая рискованная вещь, которую вы можете допустить на данный момент. Вы меняетесь, потому что вы любите обучение и детей, и вы знаете, что они нуждаются в вас, чтобы вы направляли их в этом быстро меняющемся мире. И чтобы это сделать, вы должны обрести сначала свой путь, поэтому вы и они должны измениться.»[8]

Воплощение всех предложений, я надеюсь, приведёт к тому, что наши учащиеся хоть как то приблизятся к международным стандартам: станут замечательными сотрудниками и организаторами хороших начинаний. Великолепными генераторами, превосходными интерпретаторами, большими универсалами, великолепными личностями и сильными тансляторами в 21 веке. [7]

Все эти меры должны нас привести к конкретным результатам, тем более начало положено: 120000 учителей должны обучиться по новой Кембриджской программе. Эти учителя, надеюсь, будут, новым передовым «локомотивом» ведущим Казахстан в первую тридцатку мира.

Использованная литература.

  1. Аскарбек Кусаинов.\ «Качество образования в мире и Казахстане»\ 2.Интернет ресурсы rest.kuda.ua/2631

3/cpm.kz/index.php?option=com_users&task=user.login〈=ru

4. ru.wikipedia.org/wik

5ru.wikipedia.org/wiki/

6.Руководство для учителя.стр108.Теория Шульмана.

7 Ричард Халкет. Навыки 21 века. «Руководство для преподавателя»

8. С. Бич, 2012.



© 2010-2022