- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа факультативного курса
Рабочая программа факультативного курса
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кочкина Л.К. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Авторская программа факультативного курса
"Практикум по математике"
Кочкина Л.К.учитель математики
ГУ «Константиновская средняя школа»
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся 11 классов общеобразовательной школы, имеющих базовую подготовку по математике и рассчитана на 34 часа.
Программа разработана на основе:
-
закона РК " Об Образовании",
-
государственного образовательного стандарта образования
Курс включает в себя основные разделы средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания учащихся по темам "Тождественные преобразования выражений", "Решение уравнений и их систем", "Решение неравенств и их систем", "Применение производной", « Первообразная, определенный интеграл», «Логарифмические, показательные уравнения»
В программе более широко рассматриваются вопросы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания, а также решаются иррациональные, тригонометрические неравенства, Больше внимания уделяется решению задач с использованием свойств функций.
Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕНТ Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, и практикумов по решению задач, а так же используется такой метод обучения, как метод проектов, который позволяет реализовать исследовательские и творческие способности учащихся. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цели:
-
совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых математических знаний
-
расширение возможностей учащихся в отношении дальнейшего профессионального образования
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
-
формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами,
-
формирование поисково-исследовательского метода, аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
-
осуществление работы с дополнительной литературой,
-
акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс средней школы;
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать: алгоритмы решения уравнений, неравенств, содержащих переменную под знаком модуля; способы решения систем уравнений, неравенств различного уровня сложности; приёмы рационального счета; основные методы дифференцирования сложных функций; применение производной, первообразной при решении задач прикладного характера;
Учащиеся должны уметь: решать уравнения высших степеней, тригонометрические, показательные, логарифмические, содержащие переменную под знаком модуля, применять нестандартные методы при решении уравнений и неравенств, их систем; решать задачи с параметром; применять дифференцирование и интегрирование при решении задач.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Форма контроля
всего
1.Тождественные преобразования выражений
3
2 .Функция. Ее характеристика
2
тест
3. Решение уравнений, неравенств и их систем.
7
3.1. Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.
3
3.2. Решение систем уравнений, неравенств
2
3.3. Решение иррациональных уравнений
2
тест
4. Преобразование алгебраических выражений
8
4.1. Преобразование выражений, содержащих радикалы
2
4.2. Преобразование выражений, степени с рациональным показателем
3
тест
4.3. Преобразование тригонометрических выражений
3
тест
5. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем
4
5.1. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (содержащих модуль).
2
5.2. Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов
2
защита проекта
6. Применение производной при решении прикладных задач
2
7. Логарифмическая и показательная функции
4
7.1. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль)
2
7.2. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль)
2
тест
8 .Первообразная. Определенный интеграл
3
тест
9. Итоговое занятие
1
тест
ВСЕГО:
34
Содержание тем учебного курса:
1.Тождественные преобразования выражений (3 часа)
2.Функция, ее характеристика (2 часа)
3. Решение уравнений, неравенств и их систем (7 часов)
Замена переменных, условные равенства. Решение уравнений высших степеней.. Теорема Безу. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решение иррациональных уравнений. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр из заданий Единого Национального Тестирования
4. Преобразование алгебраических выражений (8 часов)
Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений , содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений.
5. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (4 часа)
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения.
Решение тригонометрических уравнений и их систем с применением комбинированных и нестандартных методов.
6. Применение производной при решении задач (2 часа)
Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций.
7. Логарифмическая и показательная функции (4 часа)
Показательная функция. Условия существования решений показательных уравнений. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль). Логарифмическая функция. Условия существования решений логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль).
8. Первообразная, определенный интеграл (3 часа)
Решение задач практической направленности с применением определенного интеграла.
9. Итоговое занятие (1 час)
Программа была успешно апробирована автором Кочкиной Л.К. в ГУ «Константиновская СШ», Аршалынского района, Акмолинской области.
Можно отметить следующие основные особенности этой программы.
Нацеленность на поступление в вузы.
Известно, что цель обучения математике в школе состоит в том, чтобы каждый учащийся овладел такой системой знаний, умений и навыков, которая давала бы ему возможность:
- строить математические модели простейших учебных и практических ситуаций и находить решения возникающих при этом задач;
- использовать полученную математическую подготовку в практической деятельности и при продолжении образования.
- приобретение учащимися устойчивых прочных знаний по основным разделам математики
- формирование у учащихся необходимых элементов логического мышления и пространственного воображения, а также таких мыслительных умений, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.п.;
- развитие у учащихся познавательной инициативы, стремления к самостоятельной творческой работе, развитие математической интуиции.
В программе отражен весь спектр теоретических тем и практических заданий, необходимых для реализации данных дидактических задач, а, значит, и для успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
Углубленное прохождение тем, изучаемых в среднем звене школы.
обращение к таким темам, как вычисления, упрощение выражений, решения рациональных уравнений и неравенств и т.д. Речь идет не об «освежении» памяти учащихся по принципу «повторение - мать учения», а об углубленном рассмотрении данных тем, в том числе и с новых позиций. Благодаря такому подходу, учащиеся более качественно понимают числовые системы, происходит ликвидация часто встречающегося неверного представления о числовых множествах, а именно: отождествления иррациональных чисел и корней, восприятия целых чисел как не рациональных и т.п. Обобщение и систематизация видов и методов решения рациональных уравнений, неравенств и их систем дополняется новыми, нестандартными идеями при решении соответствующих заданий повышенной сложности.
Изучение тем программы с позиций курса высшей математики.
Включение в программу элементов высшей математики вызвано отнюдь не желанием помочь учащимся в будущем быстрее адаптироваться к условиям высшего учебного заведения, а необходимостью корректного рассмотрения тем школьного курса. Например, перед тем, как начать изучение конкретных видов функций (линейной, квадратичной и т.д.) и соответствующих уравнений и неравенств, нужно рассмотреть большую тему «Функции и ее характеристики». Это способствует лучшему усвоению как последующего материала, так и «функциональной терминологии» в целом.
Приложения к программе:
1. Темы проектов для исследовательской работы:
-методы решения тригонометрических уравнений;
-квадратный трехчлен, расположение корней квадратного трехчлена;
2. Тестовые задания по темам (без вариантов ответов):
-Функция, ее характеристика
-решение иррациональных уравнений
-преобразование степени с рациональным показателем
-преобразование тригонометрических выражений
-логарифмические, показательные уравнения, неравенства
-производная, первообразная
Тест к п.2
Постройте графики следующих функций:
1. . 2. .
3. . 4. .
5. . 6. ;
7. . 8. .
9. Составьте уравнение касательной к графику функции в точке .
Тест к п.3
1. Решите уравнения:
а) ; б) ;
Решите систему уравнений:
1.
1. Решите неравенства:
а) ; б) ;
тест к п.8
1. Найдите первообразную для функции , график которой проходит через точку :
а) ; б) ; 2. Найдите неопределенные интегралы:
а) ; б) ; в) ;
2. Вычислите определенные интегралы:
а) ; б) ; в) ;
1. Найдите площадь фигуры, заключенной между графиком кривой и касательной, проведенной к ней в точке .
Тест к п.4
1. Известно, что , причем . Найдите значения , и .
2. Известно, что . Найдите значение выражения .
3. Преобразуйте выражение так, чтобы угол стал в пределах (в пункте г) - в пределах ):
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Сравните: а) и ; б) и .
5.Вычислите: а) ; б) ; в
Тест к п.4
1. Вычислите .
2. Упростите:
а) ; б) ; в) .
3. Упростите:
а) ; б) ; в) при ;
4. Упростите: а) при ;
5. Упростите , где .
6. Вынесите множитель из-под знака корня:
а) ; б) ; в) при .
7. Внесите множитель под знак корня:
а) ; б) .
8. Приведите к одному показателю: а) ;
9. Вычислите: а) ; б) ; в) .
10. Избавьтесь от иррациональностей в знаменателях дробей:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
11. Упростите: .
13. Сравните (без калькулятора):
а) и ; б) и .
Тест к п.7
1. Найдите ОДЗ выражений: а) ; б) .
2. Вычислите:
а) ; б) ; в) .
3. Найдите , если .
4. Определите знак числа: .
5. Упростите выражения:
б) ;
Литература:
-
Закон РК «Об Образовании».
-
Государственный образовательный стандарт образования
-
Локоть В.В. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. М.: АРКТИ, 2005
Сборник тестовых контрольных заданий по математике для подготовки к ЕНТ Рустюмова И.П. Рустюмова С.Т.