Рабочая программа факультативного курса

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа факультативного курса

"Практикум по математике"

Кочкина Л.К.учитель математики

ГУ «Константиновская средняя школа»

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся 11 классов общеобразовательной школы, имеющих базовую подготовку по математике и рассчитана на 34 часа.

Программа разработана на основе:

  • закона РК " Об Образовании",

  • государственного образовательного стандарта образования

Курс включает в себя основные разделы средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания учащихся по темам "Тождественные преобразования выражений", "Решение уравнений и их систем", "Решение неравенств и их систем", "Применение производной", « Первообразная, определенный интеграл», «Логарифмические, показательные уравнения»

В программе более широко рассматриваются вопросы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания, а также решаются иррациональные, тригонометрические неравенства, Больше внимания уделяется решению задач с использованием свойств функций.

Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕНТ Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, и практикумов по решению задач, а так же используется такой метод обучения, как метод проектов, который позволяет реализовать исследовательские и творческие способности учащихся. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.



Цели:

  • совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых математических знаний

  • расширение возможностей учащихся в отношении дальнейшего профессионального образования

Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:

  • формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами,

  • формирование поисково-исследовательского метода, аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач

  • осуществление работы с дополнительной литературой,

  • акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс средней школы;

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать: алгоритмы решения уравнений, неравенств, содержащих переменную под знаком модуля; способы решения систем уравнений, неравенств различного уровня сложности; приёмы рационального счета; основные методы дифференцирования сложных функций; применение производной, первообразной при решении задач прикладного характера;

Учащиеся должны уметь: решать уравнения высших степеней, тригонометрические, показательные, логарифмические, содержащие переменную под знаком модуля, применять нестандартные методы при решении уравнений и неравенств, их систем; решать задачи с параметром; применять дифференцирование и интегрирование при решении задач.





Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Форма контроля

всего


1.Тождественные преобразования выражений

3


2 .Функция. Ее характеристика

2

тест

3. Решение уравнений, неравенств и их систем.

7


3.1. Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.

3


3.2. Решение систем уравнений, неравенств

2


3.3. Решение иррациональных уравнений

2

тест

4. Преобразование алгебраических выражений

8


4.1. Преобразование выражений, содержащих радикалы

2


4.2. Преобразование выражений, степени с рациональным показателем

3

тест

4.3. Преобразование тригонометрических выражений

3

тест

5. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем

4


5.1. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (содержащих модуль).

2


5.2. Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов

2

защита проекта

6. Применение производной при решении прикладных задач

2


7. Логарифмическая и показательная функции

4


7.1. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль)

2


7.2. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль)

2

тест

8 .Первообразная. Определенный интеграл

3

тест

9. Итоговое занятие

1

тест

ВСЕГО:

34




Содержание тем учебного курса:

1.Тождественные преобразования выражений (3 часа)

2.Функция, ее характеристика (2 часа)

3. Решение уравнений, неравенств и их систем (7 часов)

Замена переменных, условные равенства. Решение уравнений высших степеней.. Теорема Безу. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решение иррациональных уравнений. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр из заданий Единого Национального Тестирования

4. Преобразование алгебраических выражений (8 часов)

Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений , содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений.

5. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (4 часа)

Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения.

Решение тригонометрических уравнений и их систем с применением комбинированных и нестандартных методов.

6. Применение производной при решении задач (2 часа)

Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций.



7. Логарифмическая и показательная функции (4 часа)

Показательная функция. Условия существования решений показательных уравнений. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль). Логарифмическая функция. Условия существования решений логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль).

8. Первообразная, определенный интеграл (3 часа)

Решение задач практической направленности с применением определенного интеграла.

9. Итоговое занятие (1 час)





Программа была успешно апробирована автором Кочкиной Л.К. в ГУ «Константиновская СШ», Аршалынского района, Акмолинской области.

Можно отметить следующие основные особенности этой программы.

Нацеленность на поступление в вузы.

Известно, что цель обучения математике в школе состоит в том, чтобы каждый учащийся овладел такой системой знаний, умений и навыков, которая давала бы ему возможность:

- строить математические модели простейших учебных и практических ситуаций и находить решения возникающих при этом задач;

- использовать полученную математическую подготовку в практической деятельности и при продолжении образования.

- приобретение учащимися устойчивых прочных знаний по основным разделам математики

- формирование у учащихся необходимых элементов логического мышления и пространственного воображения, а также таких мыслительных умений, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.п.;

- развитие у учащихся познавательной инициативы, стремления к самостоятельной творческой работе, развитие математической интуиции.

В программе отражен весь спектр теоретических тем и практических заданий, необходимых для реализации данных дидактических задач, а, значит, и для успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.

Углубленное прохождение тем, изучаемых в среднем звене школы.

обращение к таким темам, как вычисления, упрощение выражений, решения рациональных уравнений и неравенств и т.д. Речь идет не об «освежении» памяти учащихся по принципу «повторение - мать учения», а об углубленном рассмотрении данных тем, в том числе и с новых позиций. Благодаря такому подходу, учащиеся более качественно понимают числовые системы, происходит ликвидация часто встречающегося неверного представления о числовых множествах, а именно: отождествления иррациональных чисел и корней, восприятия целых чисел как не рациональных и т.п. Обобщение и систематизация видов и методов решения рациональных уравнений, неравенств и их систем дополняется новыми, нестандартными идеями при решении соответствующих заданий повышенной сложности.

Изучение тем программы с позиций курса высшей математики.

Включение в программу элементов высшей математики вызвано отнюдь не желанием помочь учащимся в будущем быстрее адаптироваться к условиям высшего учебного заведения, а необходимостью корректного рассмотрения тем школьного курса. Например, перед тем, как начать изучение конкретных видов функций (линейной, квадратичной и т.д.) и соответствующих уравнений и неравенств, нужно рассмотреть большую тему «Функции и ее характеристики». Это способствует лучшему усвоению как последующего материала, так и «функциональной терминологии» в целом.

























Приложения к программе:

1. Темы проектов для исследовательской работы:

-методы решения тригонометрических уравнений;

-квадратный трехчлен, расположение корней квадратного трехчлена;

2. Тестовые задания по темам (без вариантов ответов):

-Функция, ее характеристика

-решение иррациональных уравнений

-преобразование степени с рациональным показателем

-преобразование тригонометрических выражений

-логарифмические, показательные уравнения, неравенства

-производная, первообразная



Тест к п.2

Постройте графики следующих функций:

1. Рабочая программа факультативного курса. 2. Рабочая программа факультативного курса.

3. Рабочая программа факультативного курса. 4. Рабочая программа факультативного курса.

5. Рабочая программа факультативного курса. 6. Рабочая программа факультативного курса;

7. Рабочая программа факультативного курса. 8. Рабочая программа факультативного курса.

9. Составьте уравнение касательной к графику функции Рабочая программа факультативного курса в точке Рабочая программа факультативного курса.



Тест к п.3

1. Решите уравнения:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса;

Решите систему уравнений:

1. Рабочая программа факультативного курса

1. Решите неравенства:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса;

тест к п.8

1. Найдите первообразную для функции Рабочая программа факультативного курса, график которой проходит через точку Рабочая программа факультативного курса:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; 2. Найдите неопределенные интегралы:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса;

2. Вычислите определенные интегралы:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса;

1. Найдите площадь фигуры, заключенной между графиком кривой Рабочая программа факультативного курса и касательной, проведенной к ней в точке Рабочая программа факультативного курса.

Тест к п.4

1. Известно, что Рабочая программа факультативного курса, причем Рабочая программа факультативного курса. Найдите значения Рабочая программа факультативного курса, Рабочая программа факультативного курса и Рабочая программа факультативного курса.

2. Известно, что Рабочая программа факультативного курса. Найдите значение выражения Рабочая программа факультативного курса.

3. Преобразуйте выражение так, чтобы угол стал в пределах Рабочая программа факультативного курса (в пункте г) - в пределах Рабочая программа факультативного курса):

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса; г) Рабочая программа факультативного курса.

4. Сравните: а) Рабочая программа факультативного курса и Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса и Рабочая программа факультативного курса.

5.Вычислите: а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в

Тест к п.4

1. Вычислите Рабочая программа факультативного курса.

2. Упростите:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса.

3. Упростите:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса при Рабочая программа факультативного курса;

4. Упростите: а) Рабочая программа факультативного курса при Рабочая программа факультативного курса;

5. Упростите Рабочая программа факультативного курса, где Рабочая программа факультативного курса.

6. Вынесите множитель из-под знака корня:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса при Рабочая программа факультативного курса.

7. Внесите множитель под знак корня:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса.

8. Приведите к одному показателю: а) Рабочая программа факультативного курса;

9. Вычислите: а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса.

10. Избавьтесь от иррациональностей в знаменателях дробей:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса; г) Рабочая программа факультативного курса; д) Рабочая программа факультативного курса.

11. Упростите: Рабочая программа факультативного курса.

13. Сравните (без калькулятора):

а) Рабочая программа факультативного курса и Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса и Рабочая программа факультативного курса.

Тест к п.7

1. Найдите ОДЗ выражений: а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса.

2. Вычислите:

а) Рабочая программа факультативного курса; б) Рабочая программа факультативного курса; в) Рабочая программа факультативного курса.

3. Найдите Рабочая программа факультативного курса, если Рабочая программа факультативного курса.

4. Определите знак числа: Рабочая программа факультативного курса.

5. Упростите выражения:

б) Рабочая программа факультативного курса;







Литература:

  1. Закон РК «Об Образовании».

  2. Государственный образовательный стандарт образования

  3. Локоть В.В. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. М.: АРКТИ, 2005

Сборник тестовых контрольных заданий по математике для подготовки к ЕНТ Рустюмова И.П. Рустюмова С.Т.

© 2010-2022