Статья Основные методические приёмы, используемые учителем во время урока

Основные методические приёмы, используемые учителем во время урока.        Цель данной статьи – оказание методической помощи учителю, который напряжённо работая изо дня в день  не успевает ( иногда ) изучать методическую литературу и забывает применять некоторые методические приёмы на уроке, позволяющие сделать урок более интересным, понятным , привлекательным для учащихся, лёгким для восприятия конкретного изучаемого материала, для повторения, проведения контроля знаний и т.д. В связи с этим ав...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка учителя математики

МБОУ СОШ№ 42 г.Владикавказа

Уруймаговой З. Ю.

Основные методические приёмы, используемые учителем во время урока.

Цель данной статьи - оказание методической помощи учителю, который напряжённо работая изо дня в день не успевает ( иногда ) изучать методическую литературу и забывает применять некоторые методические приёмы на уроке, позволяющие сделать урок более интересным, понятным , привлекательным для учащихся, лёгким для восприятия конкретного материала. В связи с этим автор статьи приводит перечень основных методических приёмов урока, который полезно просматривать перед написанием каждого плана урока, определяя цели и задачи урока, тип урока и методы работы на данном уроке. Обращаться к данному перечню нужно в повседневной работе, а не только при подготовке к открытому уроку или при проведении предметных недель. Итак :

1. Работа группами

2. Работа парами.

3.Работа консультантов.

4. Работа на переносных досках.

5.Работа в печатных тетрадях.

6.Устный счёт.

7. Физ. Минутка.

8. Игровой момент.

9.Сигнальная система.

10. Самооценивание.

11.Математический диктант

12.Тестирование.

13.Работа по карточкам.

14. Поиск опечаток в учебнике, ошибок на доске и т. д. (развитие математической зоркости).

15. Пропедевтика преподавания.

16. Осуществление меж. предметных связей.

17. Наличие элементов самостоятельной работы.

18. Создание проблемной ситуации.

19. Грамотная устная речь учащихся, умение комментировать решение, рассуждать.

20.Наличие исторических сведений в ходе урока.

21. Д/з вовремя (до звонка), с комментарием.

22. Требования к рассуждениям учащихся.

23. Вынесение опорных понятий на доску при объяснении нового материала.

24. Обязательна наглядность при изучении нового материала.

Итак: 1 - 24. Кратко прокомментируем каждый пункт перечня.

1-2. Работа в группах, работа парами применяется на уроке с целью разнообразить формы работы, совершенствовать методы самоконтроля, самооценивания и взаимопроверки учащихся; а так же прививает чувство коллективизма и взаимовыручки учащихся.

3.Сильные учащиеся класса, назначенные консультантами помогают своим группам справиться с решением поставленных задач, оценивают работу своих товарищей.

4. При использовании переносной доски, которая может находиться в конце кабинета, расширяется рабочее поле основной доски, не отвлекается внимание всего класса на работающего у переносной доски ученика, повышается накопляемость оценок.

5. Огромный плюс в работе учителя составляют рабочие тетради. В дополнение к учебнику, методичке, дидактическому материалу- они часто являются «палочкой - выручалочкой», которая позволяет глубже изучить данный учебный материал, оперативно делать выводы, быстро ориентироваться в поставленной задаче, понимая « что дано » и «что нужно найти» или «доказать». В использовании на уроке (особенно в классах коррекции) предпочтительнее пользоваться тетрадями, в которых пропущены ключевые слова. В ходе заполнения у учащихся, без всякого заучивания, формируются устойчивые навыки грамотного математического мышления . Кроме того каждая такая тетрадь очень помогает развивать навыки беглого осмысленного чтения, так как в 5 - 6 классах беглое чтение - очень серьёзная проблема. Практически к каждому УМК созданы подобные тетради, например: 1). УМК Волович М. Б.«Математика 5» , « Математика 6» изд. «Вентана-Граф» Москва 2005 г.

2).УМК Погорелов А.В. «Геометрия 7» , «Геометрия 8» авт. Дудницын Ю. П. изд. «Просвещение» Москва 2005г.

3). УМК Атанасян Л. С. «Геометрия 7», «Геометрия 8» изд. «Просвещение» Москва 2004г. и т. д.

Работа в таких тетрадях может проводиться как вслух, так и может быть дана как самостоятельная работа «на оценку».

6. Устный счёт - важнейший компонент урока. Почти каждый урок учитель должен уделять внимание устному счёту, так как он развивает быстроту реакции, экономит время на уроке (особенно во время самостоятельных и контрольных работ).Можно совмещать его с физ. минуткой.

7. Физ. минутка - проводится обычно в младших ( 5-6 ) классах средней школы. Она очень желательна на уроке, так как большинство ребят имеют неправильную осанку, устают от долгого сидения в одной позе и т. д. Так же физ. минутка разряжает напряжённую атмосферу урока.

8. Создание игровой ситуации на уроке , как и физ. минутки , очень желательно, так как вызывает живой интерес к предмету, способствует преодолению страха перед трудностями в изучении математики.

9. Применение сигнальной системы на уроке каждый учитель решает для себя сам. Чтобы пользоваться данным приёмом нужна серия уроков для отработки навыков у учащихся.

10. Самооценивание - своеобразный показатель претензий ребёнка на какую-либо оценку - очень хороший прогноз для учителя. Самооценивание применяется при проверке: домашнего задания, тестов, математических диктантов и т. д.

11. Математический диктант - очень хороший организующий приём на уроке. Он учит слушать и слышать учителя, так как читается каждое предложение один раз (переспрашивать не имеет смысла-повтора не будет, следовательно - отвлекаться нельзя). Учащиеся, владеющие такой формой работы хорошо сразу «схватывают» новый материал, быстрее проходит его закрепление.

12.Нет никакой необходимости говорить о нужности тестирования в свете предстоящего ЕГЭ.

13. Дифференцированный подход к учащимся вам помогут обеспечить карточки с индивидуальными заданиями разного уровня сложности.

14. Ввиду того , что в некоторых учебниках по математике, алгебре, геометрии встречаются разного рода ошибки, а иногда присутствуют специальные задания «Найди ошибку»-можно использовать их наличие на благо урока. Учащиеся, зная о наличии ошибки в тексте, правиле, задаче развивают логику, математическую зоркость и т. д.

15. Нельзя игнорировать и такой важный аспект урока, как пропедевтика. Каждый учитель знает, как дорога каждая минута урока, когда происходит отставание от тематического планирования, особенно в конце года. Профилактика отставания ( когда к каждой теме не хватает 2-3 урока для лучшего усвоения материала) это пропедевтика.

16.По возможности учитель должен в поурочных планах уделять внимание меж. предметным связям .Например: темы «Координатная плоскость», «Масштаб»- можно связать с географическими понятиями, задачи на % смешивание с химией, на свойства материалов с физикой и т. д.

17. На каждом из уроков необходимы элементы самостоятельной работы учащихся, которые так же обеспечивают накопляемость оценок.

18. Как воздух необходимо: 1).создание проблемной ситуации на уроке, для совершенствования учащимися реализовывать накопленные знания 2).умение справиться с проблемой и ощущение радости творчества и победы, и ,как результат, вера в свои силы.

19. Наличие грамотной математической речи - бич наших уроков. Поэтому учитель обязан следить за правильным употреблением понятий, строгим следованиям, вытекающих друг из друга , логических выводов, логически грамотно построенным комментарием к задаче, уравнению и т.д.

20. Исторические сведения из жизни знаменитых геометров , алгебраистов древности и наших дней; доклады на разные темы; исторические задачи, парадоксы и т.д. - всё это развивает интерес к предмету и улучшает усвояемость материала.

21. Д/з должно задаваться в середине урока (после объяснения нового материала), с комментарием всех пунктов Д/з, а не в конце урока (как это обычно практикуется: под шум собирающихся уходить детей).

22. Желательны в речи и действиях учителя на уроке и такие требования а). «-Закончите фразу учителя…» б) «-Учитывая вопрос, грамотно сформулируйте ответ» в). «-Сделайте вывод г)«-Обоснуйте..» д) «-Докажите» е ) «- Приведите другой способ решения».

23.При объяснении нового материала желательно выносить опорные слова на доску, особенно, если данные понятия совершенно незнакомы детям, впервые вводятся на уроке.

24. Наглядность - тема, достойная отдельного обсуждения, но в данном случае нужно отметить её необходимость особенно в младших классах.

© 2010-2022