Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе по теме «Формулы» (УМК И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович) составлена с учетом реализации программы ФГОС ООО. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, преимуществом которого является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. А это, в свою очередь, способствует формированию УУД и развитию обучающихся в процессе их собственной деятельности при минимальной косвенной помощи учителя. В конц...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока математики по теме «Формулы»

Ф. И. О. педагога: Вдовенко Ирина Викентьевна
Предмет: математика

Класс: 5 а

Тип урока: по основной дидактической цели - урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения - комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом.

Цели урока: Образовательные: повторение правил нахождения площади и периметра прямоугольника; введение понятия формулы; формирование умения пользоваться формулами при решении задач;

Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового запоминания) памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.

Задачи урока: повторить правила нахождения площади и периметра прямоугольника; ввести понятие формулы; сформировать умение пользоваться формулами при решении задач;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе Microsoft Office Power Point

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организаци-онный момент

1мин.

включаются в деловой ритм урока

-приветствует обучающихся

- проверяет внешнее состояние классного помещения

-проверяет подготовленность обучающихся к уроку

обучающийся

-научится записывать на математическом языке формулы: площади и периметра прямоугольника, пути, четных и нечетных чисел, составляя буквенные выражения

- получит возможность научиться применять формулы для решения задач практического содержания

Лчностные УУД:

Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные УУД : Анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД: Осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

2. Проверка домашнего задания

2мин.

- отвечают на вопросы учителя

-устанавливают правильность выполнения домашнего задания

-устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях

-выясняет степень усвоения заданного на дом материала

-определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины

-создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов

Вопросы:

-равные фигуры имеют одинаковую площадь?

-фигуры, имеющие одинаковую площадь, равны?

-если фигуры не равны, то их площади тоже не равны?

-фигуры, имеющие разные площади, не могут быть равны?

-какие фигуры называют равными?

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

3. Тема урока и его цель.

2 мин.

-разгадывают ребус

-формулируют тему урока и записывают ее в тетради

-определяют цель собственной учебной деятельности на уроке

- предлагает обучающимся разгадать ребус, где зашифрована тема урока

- сообщает образовательную цель урока, поясняет обучающимся, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

Ребус

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

4. Актуализация опорных знаний и умений.

8 мин.

-читают и анализируют тексты задач

-двое по очереди работают у доски

-записывают решения задач в тетради

- отвечают на вопросы учителя

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-предлагает решить задачи на актуализацию опорных ЗУН

-контролирует решения на доске

-задает вопросы по ходу решения задач

-выявляет пробелы в опорных ЗУН

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-№1. Большая сторона комнаты, имеющей форму прямоугольника, равна 7 м и на 4 м больше меньшей стороны. Найдите периметр и площадь

данной комнаты.

-№2. Найдите время, за которое катер

преодолеет 264 км, если будет двигаться по течению, скорость которого 2 км/ч. Известно, что собственная скорость катера 20 км/ч.

5. Изучение нового материала

8 мин.

-отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое знание

-формулируют понятие «формулы»

- записывают основные формулы в тетради

-записывают решение заданий в тетради

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-опираясь на выше решенные задачи, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы

-обеспечивает первичное обобщение новых знаний

-показывает на доске решение заданий по новой теме

- обращает внимание на алгоритм выполнения заданий

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Вопросы:

-как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?

-как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?

-как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения?

-каким образом можно перевести правила вычисления площади и периметра прямоугольника, пройденного пути на математический язык?

-№ 206(а), № 208(а)

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

6. Устный счет + физкультминутка

3 мин.

-производят устные вычисления

- находят значения числовых выражений

- расшифровывают слово

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-создает условия для смены деятельности обучающихся

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Физкультминутка: на каждый правильный ответ задания «Расшифруй» обучающиеся поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, на неправильный - качают головой влево и вправо.

-натуральные числа обозначают буквой n

7. Закрепление нового материала

12 мин.

-вспоминают понятия четных и нечетных чисел

-пытаются вывести формулы четного и нечетного чисел

Формула четного числа : 2n.

Формула нечетного числа: 2n+1.

-работают самостоятельно

-самостоятельно в тетрадях выполняют задания по теме

-осуществляют взаимопроверку выполненных заданий по предложенным образцам

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-с помощью наводящих вопросов выясняет уровень усвоения обучающимися понятий четных и нечетных чисел

- предлагает вывести формулы четного и нечетного чисел, при условии того, что любое натуральное число обозначают буквой n

-предлагает самостоятельно, с последующей взаимопроверкой, выполнить задания по изученной теме

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-дать определение четного и нечетного чисел

-чем отличаются числа в желтом и сером столбцах?

-что вы можете сказать о каждом последующем числе?

-что вы можете сказать о каждом предыдущем числе?

-вывести формулы четного и нечетного чисел

-«Лестница успеха»

№ 206(г), № 208 (г)

№ 209 (а)

Запишите буквенные выражения, представляющие собой запись двух нечетных чисел, между которыми находится данное четное число - 2n. Найдите по данным выражениям эти числа, если n = 21.

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

8. Задание на дом

1мин.

-определяют объем и содержание своей домашней работы

-определяет и разъясняет

обучающимся критерии успешного выполнения домашнего задания

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Домашнее задание: прочитать материал п. 12 (с. 61-62)

№ 206 (б, в), № 207 (б, в)

по желанию: придумать по картинке задачу

9. Итоги урока. Рефлексия

3 мин.

-анализируют, дают оценку успешности достижения своей цели и намечают перспективу на будущее

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

Технологическая карта урока математики для 5 класса «Формулы»

-подводит итоги урока

-выставляет и комментирует оценки за урок

-предлагает обучающимся проанализировать и дать оценку своей деятельности на уроке, оценить степень усвоения изученного материала по принципу «светофора»

Принцип «светофора»:

-«красный» - не усвоил изучаемую тему

-«желтый» - усвоил изучаемую тему, но есть проблемы

-«зеленый» - усвоил изучаемую тему

Самоанализ урока алгебры в 5 классе по теме «Формулы».


Урок математики проведен в 5 классе по теме: «Формулы».

По программе на тему «Натуральные числа» запланировано 46 часов, данный урок был 31 по плану.

Учебник: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- 6-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2012.- 270 с.: ил.

Класс организован, дисциплинирован. На уроке присутствовало 22 обучающихся. Класс имеет высокие учебные возможности. Поставив перед собой конкретные цели и задачи на данный урок, каждый ребенок активно включился в учебную деятельность для их реализации. Характерно, что дети выходили на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на первичное закрепление изученного. Обстановка в классе была доброжелательной, отношения между одноклассниками и учителем доверительные, работоспособность высокая. О достижении целей, задач и планируемых результатов урока говорило правильное воспроизведение обучающимися образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач, стремление к самостоятельному решению трудных проблем и положительные оценки за урок . Стоит отметить, что инициация рефлексии по принципу «светофора» показала следующие результаты: 20 детей оставили зеленые кружочки (довольны результатами своей деятельности на уроке и уроком в целом), 2 -желтых кружочка, красных - не было.

Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

Образовательные: повторение правил нахождения площади и периметра прямоугольника; введение понятия формулы; формирование умения пользоваться формулами при решении задач;

Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового запоминания) памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.

Методы организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

- словесный (беседа, рассуждение, ответы учащихся в ходе индивидуальной работы);

- проблемный (проблемные вопросы на этапе актуализации знаний, в процессе анализа решений выполняемых заданий);

- практический (решение заданий в процессе закрепления нового материала, выполнении дифференцированной самостоятельной работы на завершающем этапе урока);

- иллюстративный (объяснение результатов с опорой на слайды презентации к уроку, демонстрация алгоритма действий при устном счете);

- частично-поисковый (установление причинно - следственных связей);

-стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся).


Задачи этапов урока

Приёмы выполнения

  • Организационный этап

Быстро включить обучающихся в деловой ритм

Приветствие обучающихся создало обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой на урок (на перемене проветрила кабинет, проверила состояние парт, доски, оборудования, освещённость и готовность класса к уроку).

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Исследовательское задание, дополнительные вопросы.

  • Тема урока и его цель.

Сформулировать тему урока

с помощью игрового момента (разгадывание ребуса) формулируется тема урока

  • Актуализация опорных знаний и умений.

Обеспечить актуализация субъектного опыта

Актуализация прежних знаний и способов действий через решение задач на вычисление площади, периметра прямоугольника и времени движения в ситуациях, приближенных к жизненным. Разбор ключевых моментов рассуждений: задаются классу вопросы, которые позволят определить, действительно ли они понимают, как выполняется задание, осознали ли всю цепочку рассуждений, проведенных в ходе решения и обсуждаются допущенные ошибки и их причины

  • Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала


Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, работа с определением через «открытие нового знания». Представление эталона решения задач по новой теме.

Одновременно проводится эффективная работа над развитием математически грамотной речи и словесно-логической памяти (опираясь на смысловое запоминание), о чем должна свидетельствовать деятельность обучающихся.

  • Устный счет + физкультминутка

Создать условия для смены деятельности обучающихся

Отработка навыков устного счета и одновременно проведение физкультминутки, в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.

Каждый правильный ответ сопровождается хлопками ладошек над головой, неправильный - поворотами головы влево и вправо.

  • Закрепление нового материала

-Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала

-Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий.

Разноуровневая самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.

  • Задание на дом

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Уровни домашнего задания:

-Стандартный минимум

-Творческий

  • Итоги урока. Рефлексия

-Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

-Инициировать рефлексию обучающихся: проанализировать и дать оценку своей деятельности на уроке, оценить степень усвоения изученного материала

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Принцип «светофора»


Методы и приемы обучения - соответствовали задачам урока и применялись в комплексе.

Дидактические принципы обучения математике соблюдены в полном объеме.

Реализация ФГОС ООО на данном уроке осуществлялась через следующие аспекты:

-Обучение через открытие.

-Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.

-Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

-Развитие личности.

-Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

-Демократичность, открытость.

-Осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены.

-Моделирование задач и поиск путей их решения.

-Создание ситуации успеха.

План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся научились применять формулы при решении задач и расширили свои представления о применении знаний по изучаемой теме в различных ситуациях. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям и дано с комментарием.

Еще в XYII веке математик Блез Паскаль говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным». Поэтому старалась на уроке использовать игровые ситуации, задания, выходящие за рамки учебника. Это помогло создать положительный эмоциональный фон урока и способствовало развитию положительной мотивации учебной деятельности.

Считаю, что мое стремление осуществлять дидактическую рефлексию в процессе всего урока позволило обучающимся в достаточной степени овладеть знаниями и умениями по изучаемой теме, поверить в себя и в свои познавательные способности по предмету.


© 2010-2022