• Преподавателю
  • Математика
  • Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика

Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных   результатов, в том числе, программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовате... Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «уни... Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям. Цель выпускной работы - рассмотреть реализацию программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика. Задачи: ·        Рассмотреть общую характеристику универсальных учебных действий  и способы их формирования в образовательном процессе. ·        Изучить основные виды универсальных учебных действий. ·        Познакомиться с критериями и способами оценивания универсальных учебных действий. ·        Рассмотреть условия развития универсальных учебных действий в образовательном процессе. ·        Разработать конструкт урока по математике (5 класс).
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»


Выпускная работа

слушателя дополнительной профессиональной программы

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: идеология, содержание, технология ведения»

ТЕМА

Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика















Екатеринбург

2013

Содержание

Введение

Часть 1. Теоретическая часть.

Глава 1. Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

Глава 2. Основные виды универсальных учебных действий.

2.1. Критерии выделения универсальных учебных действий

2.2. Личностные универсальные учебные действия.

2.3. Регулятивные универсальные учебные действия.

2.4. Познавательные универсальные учебные действия.

2.4.1. Общеучебные универсальные действия

2.4.2. Универсальные логические действия

2.5. Знаково-символические универсальные учебные действия.

2.6. Коммуникативные универсальные действия

Глава 3. Критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся

3.1. Критерии сформированности универсальных учебных действий

3.2. Свойства действия. Общая характеристика

3.3. Уровень сформированности учебной деятельности.

ГЛАВА 4. Условия развития универсальных учебных действий в образовательном процессе

4.1. Условия формирования УУД.

4.2.Общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса.

Часть 2. Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС

Интегрированный урок по математике на тему

«Уравнение»

Введение

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе, программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Цель выпускной работы - рассмотреть реализацию программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика.

Задачи:

  • Рассмотреть общую характеристику универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

  • Изучить основные виды универсальных учебных действий.

  • Познакомиться с критериями и способами оценивания универсальных учебных действий.

  • Рассмотреть условия развития универсальных учебных действий в образовательном процессе.

  • Разработать конструкт урока по математике (5 класс).

Глава 1

Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

  • Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  • Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

  • Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, общепознавательными и логическими; коммуникативными, знаково-символическими действиями) происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Глава 2.

Основные виды универсальных учебных действий.

2.1. Критерии выделения универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

- с этапами процесса усвоения;

- с формой реализации учебной деятельности - в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4)знаково-символический; 5) коммуникативный. Четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.

2.2. Личностные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

2.3. Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:

- Выбирать средства для организации своего поведения;

- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-Тормозить ненужные реакции.

Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Выделение системы универсальных регулятивных действий основывается на функциональном и структурном анализе деятельности. Подчеркнем, что речь идет о любой деятельности, включая учебную.

Регулятивные универсальные действия направлены на управление познавательной и преобразовательной деятельностью. Выбор оптимальной учебной дисциплины определяется возрастом учащегося.

2.4. Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

2.4.1. Общеучебные универсальные действия

Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Особого внимания заслуживает такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Развитие рефлексивности проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Рефлексия учащимся своих действий предполагает осознание им всех компонентов учебной деятельности:

- осознание учебной задачи ( Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?)

- Осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?)

- Оценка учащимся способов действий, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным предметам ( выделение и осознание общих способов действия, выделение общего инвариантного в различных учебных предметах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач).

2.4.2. Универсальные логические действия

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение от­рицания, утверждение и опроверже­ние как построение рассуждения с ис­пользованием различных логических схем - индуктивной или дедуктив­ной).

Номенклатура логических действий включает:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

вывод следствий

установление аналогий

В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач.

Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике.

Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения.

При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:

  • Анализ текста задачи.

  • Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

  • Установление отношений между данными и вопросом.

  • Составление плана решения задачи.

  • Осуществление плана решения.

  • Проверка и оценка решения задачи.

Рассмотрим содержание каждого компонента.

Анализ текста задачи.

Центральным компонентом приема решения задач является умение анализировать текст задачи. Работа над текстом задачи включает семантический, логический и математический анализ.

Семантический анализ, направленный на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:

выделение и осмысление:

- отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,

- грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.),

- количественных характеристик объекта, задаваемых словами - кванторами («каждого», «какого-нибудь», «любое», «некоторое», «всего», «все», «почти все», «одинаковые», «разные», «столько же», «поровну», «большинство», «меньшинство» и т.д.).

Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.

Выделение обобщенного смысла задачи - о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).

Логический анализ предполагает:

- умение заменять термин их определениями,

- выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).

Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи.

Анализ условия направлен на выделение:

а) объектов (предметов, процессов):

- рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,

- количества объектов и их частей.

б) величин, характеризующих каждый объект.

в) характеристик величин:

- однородные, разнородные,

- числовые значение (данные),

- известные и неизвестные данные,

- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,

- отношения между известными данными величин.

Анализ требования:

- выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).

Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того когда данные задачи специально вычленены в краткой записи, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств - моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношений, которые часто трудно выявляются при чтении текста1.

Установление отношений между данными и вопросом.

Реализация этого компонента общего приема решения задач предусматривает установление отношений между: данными условия, данными требования и данными условия и требования задачи. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ решения задачи (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий.

При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Как было указано выше, выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами - равенство, часть-целое, разность, кратность, сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач.

Формирование логических универсальных действий в образовательном процессе. Связь с учебными предметами.

В ходе изучения любого учебного предмета, в частности, математики, происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических.

Специфическими действиями при изучении математики являются: умения вычислять, составлять и решать уравнения, переводить на язык математики условия текстовых задач, находить их решения и т. д.

Общелогическими действиями выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение объектов по их признакам; классификация, основанная на закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение.

Если логические универсальные действия уже сформированы у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала. Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся. Первоначально логические приемы мышления должны быть усвоены как специальный предмет усвоения. Далее логические приемы мышления выступают как познавательные средства, обеспечивающие успешное усвоение любых учебных предметов, знаний, умений и компетенций.

Практика показывает, что если простые логические действия в опреде­ленной мере формируются у каждого человека стихийно (хотя очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большин­ства людей сами по себе не формируют­ся, их развитие требует специальной целенаправленной методической рабо­ты (Белошистая, Левитес, 2002).

Необходимым условием полноценного формирования интеллектуальной культуры современного человека и ее базовым компонентом является логическая грамотность (Л.И.Никольская). Под логической грамотностью понимается свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность - в процессе изучения математики. Именно в математике логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Логические действия, выступая инструментальным базисом математики, позволяет также упорядочить и систематизировать имеющиеся математические знания, вывести и конструировать новые знания. В информатике дети также сталкиваются с основами логических операций, где, например, узнают, что самой простой логической операцией является операция НЕ (по-другому ее часто называют отрицанием, дополнением или инверсией), что существует логическое «И» (конъюнкция, или логическое умножение).

Итак, именно математика, информатика и другие предметы естественно-научного цикла, позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывает возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.

2.5. Знаково-символические универсальные учебные действия.

Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

- преобразование модели - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Моделирование широко используется в обучении, как особая форма наглядности для выявления и фиксации существенных особенностей и отношений. В качестве моделей - заместителей объектов выступают как предметные, так и знаковые образования (схемы, чертежи, формулы). Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств, которые, как правило, не являются специальным объектом усвоения с точки зрения характеристик их как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в психологии и педагогике в качестве существенного показателя понимания текста учащимися.

Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Все это ставит задачу анализа использования моделирования в школьном обучении.

Анализ философской литературы показал, что в моделировании выделяется ряд компонентов, выступающих этапами в практике его использования: выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы (компоненты) входят и в состав учебного моделирования:

  • предварительный анализ текста задачи;

  • перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели;

  • работа с моделью;

  • соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Таким образом, умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Визуализация словесно заданного текста при изучении математики с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Использование одних и тех же знаково-символических средств при построении модели для математических задач с разными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения. Каждая учебная дисциплина определяет требования к используемым моделям и их особенности, связанные с предметным содержанием дисциплины.

2.6. Коммуникативные универсальные действия

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определенный социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

В современной западной концепции «шести ключевых умений» среди наиболее важных и широких умений (general transferable skills), которые должны осваивать учащиеся, два (из шести!) непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий (Taylor Н., Francis J., 2003). Это:

общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы (рroject work), где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя - из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Коммуникативная компетентность - умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).

Задачи общения, сотрудничества и взаимодействия решаются, главным образом, при опоре на речевые средства и действия. Речевая компетенция - это система речевых действий, т.е. использование языковых средств с учетом закономерностей их функционирования для построения высказываний от простейшего выражения чувства до передачи нюансов интеллектуальной информации. Условием эффективного усвоения языковых средств служит их активное применение в контексте реальной коммуникативной деятельности.

Глава 3.

Критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся

3.1. Критерии сформированности универсальных учебных действий

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

3.2. Свойства действия. Общая характеристика

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

- в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная - с заместителями - символами, знаками, моделями) форма действия;

- действие в словесной, или речевой, форме;

- действие в уме - умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития).

Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий. Разумность определяет такие особенности ориентировки учащегося как степень целенаправленности и успешности поиска и выделения необходимых и достаточных для решения задачи условий. Далеко не всегда действие, приводящее к правильному результату, характеризуется разумностью - оно может быть заучено путем механического запоминания и воспроизводится без понимания сущностных связей и отношений предметного содержания действия.

Сознательность (осознанность) - возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата. Разумность и осознанность в значительной степени обеспечивают обобщенность действия.

Обобщенность характеризует возможности переноса и применения учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действия определяет меру понимания и осознания действия в его функционально-структурной и содержательной и характеристиках, понимания адекватности способа действия реальным условиям его выполнения и рефлексии выбора оснований выполнения действия.

Освоенность или мера овладения действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой. Обычно здесь говорят о степени автоматизированности действия, временных и силовых показателях.

3.3. Уровень сформированности учебной деятельности.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

В целом, можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий:

1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Глава 4.

Условия развития универсальных учебных действий в образовательном процессе.

4.1. Условия формирования УУД

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей и подростков. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Условиями, обеспечивающими развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, и в известном смысле последовательностью работ, которые необходимо осуществить, являются:

определение функций, содержания и структуры УУД

  • определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно психологическому содержанию конкретного вида УУД; выделение конкретной формы данного вида УУД;

  • организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;

  • организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия);

  • разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Критериями типологии задач, решение которых должно обеспечить планомерное формирование требуемых свойств действия, являются: 1)функциональное назначение, 2) содержание и форма построения задач.

По функциональному признаку выделяют учебные (для организации усвоения) и контрольные (для входного, текущего и итогового контроля).

По содержанию и форме построения задачи можно подразделить на специально-предметные, логические и психологические.

В соответствии со специально-предметным критерием должна быть выделена целостная система типовых ситуаций действия, отражающая сущностные закономерности предметной области в заданном диапазоне применения.

Логический критерий определяет соотношение существенных и несущественных для решения задач условий и задает 4 возможных типа задач 1)задачи, содержащие только существенные для решения условия;

2)задачи, включающие как существенные, так и несущественные условия;

3) задачи, включающие не все существенные условия;

4) задачи, включающие не все существенные и несущественные условия. Отметим, что в школьном обучении в значительном числе случаев применяется только первый тип логического построения задач. Такое ограничение не обеспечивает формирования должной меры разумности и обобщенности действия, что может быть достигнуто лишь при использования задач всех четырех типов.

Психологический критерий построения задач определяет соотношение наглядных, наблюдаемых условий и условий, существенных для решения задач. Здесь также можно говорить о 4 типах задач 1)существенные признаки даны наглядно; 2) наглядные характеристики отсутствуют; 3)наглядно представлены несущественные признаки; 4)существенные признаки не представлены наглядно.

В противоположность традиционному дидактическому принципу перехода от простого к сложному, предъявление задач должно осуществляться по принципу контрастности сложности и варьирования типа задач. Следует начинать предъявление задач с задач средней трудности, а не с легкой, чтобы объективировать перед учащимся ситуацию «разрыва» между требованиями цели и инструментальной основой действия, т.е. той системой средств, которыми к настоящему моменту владеет учащийся. Ситуация «разрыва» побуждает активный поиск и ориентировку учащегося и способствует формированию универсальных учебных действий. Слишком трудная задача «оглупляет» и может стать причиной отказа учащегося от действия.

Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях; выделение качественных показателей сформированности универсальных учебных действий применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями формирования УУД.

4.2.Общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса.

Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.

Уровень сформированности универсальных учебных действий находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов-новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Общими рекомендациями по формированию универсальных учебных

действий в ходе образовательного процесса являются:

Необходимость выделения цели формирования универсальных учебных действий как описания УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении.

Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:

- от выполнения действия с опорой на материальные средства к

умственной форме выполнения действия,

- от со-регуляции и совместного выполнения действия и с

учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению,

основанному на саморегуляции.

Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов универсальных учебных действий и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы универсального учебного действия применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

Разработка системы рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Разработка учебно-методических пособий, адресованных учителям с целью обеспечения формирования универсальных учебных действий. В случае необходимости проведение специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогического персонала.

Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС

Интегрированный урок по математике на тему

«Уравнение»

Цели урока:

Воспитательные: Обеспечить условия:

для воспитательной дисциплины на уроке, через вооружение учащихся техникой учебной работы;

для критического отношения к своему труду, умения оценивать его на отдельных этапах урока.

Развивающие: Обеспечить условия:

для развития мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся;

Образовательные: Обеспечить условия:

для формулировки учащимися определения уравнения;

для формулировки учащимися определения корня уравнения;

для формулировки учащимися правил нахождения неизвестного: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;

для формирования понятия, что значит решить уравнение;

для формирования навыка решения уравнений.

Планируемые результаты

Личностные: уметь сотрудничать, сопереживать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания по математике при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить на карте месторождения углерода и углеродсодержащих соединений; уметь работать с лабораторным оборудованием, реактивами; проводить химические реакции; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Предметные: уметь давать характеристику углероду как химическому элементу. Знать полезные ископаемые, содержащими в своем составе углерод, а также понятия «баррель», «карат».

Тип урока:

Методы обучения:

Форма обучения:

Средства обучения:

Физическая карта, атласы по географии, значки полезных ископаемых, ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Коллекция «Нефть и продукты ее перегонки», «Уголь и продукты его переработки».

Образцы полезных ископаемых, содержащих карбонаты.

Приборы и реактивы, необходимые для получения углекислого газа и его качественного определения: известняк, соляная кислота, известковая вода, газоотводная трубка, пробирки.

Презентация урока; презентация - тест «Полезные ископаемые»; интерактивный слайд; инструкционные карточки для работы групп, задания с тестами.

Компьютер и мультимедийный проектор.

На доске схема для заполнения учащимися.

Название этапа урока

Организационно-мотивационный этап

Основная задача этапа

СРеализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математикаРеализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математикаоздание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Личностные действия

Метапредмет

ные действия

Предметные действия

Психологический настрой учащихся.

Дети посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения. Я тоже желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке.

Учащиеся смотрят друг другу в глаза, желают товарищу хорошего настроения.

Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.

Личностные: самоопределение

Название этапа урока

2. Постановка целей и задач урока.

Основная задача этапа

Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их УПД.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирую

щие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Личностные действия

Метапредмет

ные действия

Предметные действия

Учитель просит учащихся прочитать высказывание Эйнштейна (Слайд № 1).

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Правильно тема сегодняшнего урока «Уравнение» (Слайд № 2)

Откройте тетради и запишите число и тему урока в тетрадях.

Скажите, а вы уже встречались с уравнениями?

Приведите примеры уравнений, которые вы решали в начальной школе.

Учитель записывает приведенные примеры на доске.

Что вы находили в уравнениях, решаемых в начальной школе?

Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке?

А чему новому мы научимся?

Учитель подводит итог данного этапа урока.

Учащиеся читают высказывание.



Уравнение.


Записывают в тетрадях число и тему урока.

Да, в начальной школе.

Учащиеся приводят примеры.

Неизвестные компоненты действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Что такое уравнение.

Решать задачи с помощью уравнений.

Определение учащимися темы урока и учебных задач урока.

Название этапа урока

Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)

Основная задача этапа

Создание условий для:

формулирования учащимися определения уравнения;

формулирования учащимися нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;

формулирования учащимися определения корня уравнения.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирую

щие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

(Слайд № 3)

Ребята, раз вам знакомы уравнения, то посмотрите, пожалуйста, на выражения найдите среди них уравнения и запишите их в тетрадь. (Слайд № 4)

Организует проверку выполнения задания. (Слайд № 5)


Как вы определили, что выписанные выражения являются уравнениями?

Что их объединяет?

Возвращается к слайду № 4. Почему выражения под № 1, 5, 9 нельзя назвать уравнением?

А теперь попробуйте сказать, что мы будем называть уравнением.

Откройте учебник на странице 75.

Найдите и прочитайте определение уравнения.

Совпадает ли определение, напечатанное в учебнике с тем, что сформулировали мы?

Расскажите определение друг другу.

Мысленно воспроизведите это определение.

Слайд № 5.

Назовите, какими компонентами сложения и вычитания являются неизвестные в выписанных уравнениях.



Ребята, в начальной школе вы уже решали подобные уравнения, давайте вспомним, как найти неизвестные компоненты сложения и вычитания.

Откройте учебник на странице 76.

Найдите и прочитайте правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Совпадают ли правила, напечатанное в учебнике с теми, что вы сформулировали?

Расскажите правила друг другу.

Мысленно воспроизведите эти правила.

Найдите неизвестное слагаемое в уравнении

х + 23 = 74.

Организует проверку решения с помощью слайда № 6.

Как проверить, правильно решено уравнение или нет?

Сделайте проверку.

Организует проверку выполнения задания с помощью слайда № 6.

Какое равенство получилось при подстановки числа 51 в исходное уравнение?

Число 51 называют корнем уравнения. Попробуйте дать определение корня уравнения.

Откройте учебник на странице 75.

Найдите и прочитайте определение корня уравнения.

Совпадает ли определение, напечатанное в учебнике с тем, что вывили мы?


Расскажите определение друг другу.

Мысленно воспроизведите это определение.

Ребята, как выдумаете, что значит решить уравнение?

Правильно. Решить уравнение это значит найти его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.

Организация работы с рубрикой «глаголь» стр. 77

Формирование грамотной математически правильной речи учащихся.


Учащиеся зачитывают выписанные уравнения.


Отвечают на вопросы учителя.

Во всех выражениях имеется неизвестная.

Они содержат знак равенства.

Эти выражения содержат неизвестную, но они не являются равенствами, так как в них нет знака «равно».

Равенство, содержащее неизвестную букву, значение которой надо найти, называется уравнением.

Читают определение.

Да.


Мысленно воспроизводят прочитанное определение.

В уравнении 34 - х = 8,

х - неизвестное вычитаемое.

В уравнении 76 + у = 109;

у - неизвестное второе слагаемое.

В уравнении х - 27 = 60;

х - неизвестное уменьшаемое.

В уравнении х + 23 = 74;

х - неизвестное первое слагаемое.

Учащиеся формулируют правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Читают правила.

Да.

Мысленно воспроизводят прочитанные правила.

Решают уравнение в тетрадях.

Необходимо полученный результат подставить в исходное уравнение.

Делают проверку в тетрадях.

Проверяют.

Мы получили верное равенство.

Значение буквы, при котором уравнение обращается в верное равенство, называют корнем уравнения.

Читают определение.



Мысленно воспроизводят прочитанное определение.

Решить уравнение это значит найти его корни.




Учащиеся выписывают в тетрадь выражения, которые на их взгляд являются уравнениями.

Соотносят свои ответы с отвечающим учеником с помощью сигнальных карточек. (Зеленая - согласен с ответом, красная - нет. В случае если ответ ошибочный, то учащиеся, поднявшие красную карточку дают свой ответ.)







Рассказывают определение.

1Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математикавариант 2вариант

2Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика вариант 1вариант



Соотносят свои ответы с отвечающим учеником с помощью сигнальных карточек. (Зеленая - согласен с ответом, красная - нет. В случае если ответ ошибочный, то учащиеся, поднявшие красную карточку дают свой ответ.)





Рассказывают правила.

1Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математикавариант 2вариант

2Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика вариант 1вариант


Проверяют решение уравнения.







Учащиеся сопоставляют полученное правило с образцом.

По мере необходимости обсуждают допущенные ошибки, если такие были.

Рассказывают определение.

1Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математикавариант 2вариант

2Реализация программы развития универсальных учебных действий учителем в рамках предмета математика вариант 1вариант





































Учащиеся знакомятся с правилами чтения выражений содержащих обыкновенные дроби. Один из учеников с хорошей техникой чтения читает содержание рубрики.

Наличие продукта интеллектуаль

ной деятельности учащихся:

формулирования учащимися определения уравнения;

формулирования учащимися нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;

формулирования учащимися определения корня уравнения.

Запоминание сформулирован

ных определений и правил посредством поэтапного формирования умственных действий.

Применение новых знаний в различных ситуациях, развитие навыка самоконтроля.

















Выработка умения правильного чтения уравнений.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: формирование умения постановки цели, выявления пробелов в своём знании

Познавательные: умение решать учебные проблемы,

Название этапа урока

Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа

Создание условий для формирования навыков нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Предлагает учащимся устно решить оставшиеся три уравнения (Слайд №5)


Организует работу по решению задач с помощью уравнений. (Слайд № 7)

№ 364 (а)

Организует работу над условием задачи.

Что требуется найти в задаче?

Ребята нам известно, сколько было грибов в корзине?

Как можно обозначить неизвестную величину?

Какие ключевые слова возьмем для краткой записи задачи?

Сделайте краткую запись в тетрадях.

Осуществляет контроль за выполнением задания, оказывает индивидуальную помощь.

Организует проверку выполнения задания. (Слайд № 7)

Что обозначили за х?

Ребята, что сделали с количеством грибов в корзине, если туда еще положили 27 грибов?

Как найти, сколько грибов стало в корзине?

И чему стало равно это количество?

Осуществляет запись пояснения к составлению уравнения на доске.

Пусть х грибов было в корзине, после того, как в корзину положили еще 27 грибов в ней стало х + 27 - грибов. По условию задачи известно, что в корзине стало 75 грибов, составим уравнение:

х + 27 = 75.

Организует проверку записи решения уравнения и ответа с помощью слайда № 7.

Учащиеся решают уравнения.


Отвечают на вопросы учителя.

Сколько грибов было в корзине.

Нет.

Неизвестное количество можно обозначить буквой.

Было, положили, стало.

Выполняют самостоятельно в тетрадях.

Сколько грибов было.

Количество грибов увеличилось на 27.

Нужно сложить количество грибов, которое было в корзине с тем, что добавили.

В корзине стало 75 грибов.

Учащиеся записывают пояснение в тетрадь.

Решают уравнение. Один ученик комментирует решение с места.

Осуществляют проверку верности записи решения.

Соотносят свои ответы с отвечающим учеником с помощью сигнальных карточек. (Зеленая - согласен с ответом, красная - нет. В случае если ответ ошибочный, то учащиеся, поднявшие красную карточку дают свой ответ.)






Осуществляют проверку.

С помощью сигнальных карточек красного и зеленого цвета оповещают учителя

о результатах выполнения задания.







Отработка чтения уравнений, умений нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации

затруднения, самооценивание

Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение осуществлять знаково-символические действия, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: сотрудничество в группе,

построение речевых высказываний,

аргументирование своего мнения.

Название этапа урока

Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.

Основная задача этапа

Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.

Создание условий для развития умения самоконтроля учащихся.

Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей в форме полилога.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Предлагает учащимся выполнить тестовое задание. (Слайд № 8)


Организует проверку выполнения теста с помощью слайда № 9.

По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока, с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.

Учащиеся читают задание.

Выполняют тестовое задание. Заполняют таблицу ответов, выданную каждому ученику.




Учащиеся с помощью сигнальных карточек дают учителю информацию о выполнении каждого задания.

Применение новых знаний в различных ситуациях, самоконтроль и самооценка своих знаний.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: анализ, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими

людьми в поиске необходимой информации

Название этапа урока

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Основная задача этапа

Подведение итогов урока.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Рефлексивный итог урока.

Какие знания помогали на уроке?

Что вам мешало в работе на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Что хотелось бы повторить на следующих уроках?

Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?

Как оцениваете свою работу на уроке?

Учитель выставляет оценки за урок.

Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «Смогли потому что…», «Не получилось потому что…», «Дома и на следующем уроке надо потренироваться в…»

Оценивают свою работу на уроке.

Формулировка новых знаний и умений, причин успеха и неуспеха, оценка своей деятельности на уроке.

Личностные: адекватное понимание причин успеха

(неуспеха) в учебной деятельности.

Регулятивные: самооценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Название этапа урока

Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Основная задача этапа

На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Формируемые

УУД

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Слайд № 10.

П. 10 №№ 385 (а, в, г), 387(б), 393(а).

Рассказать дома (папе, маме, старшему брату или сестре) правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, определение уравнения, корня уравнения.



Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.

Принятие домашнего задания.

Точность и корректность вопросов.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, аналогия.

1


© 2010-2022