- Преподавателю
- Математика
- Программа по математике для кружка Эрудит
Программа по математике для кружка Эрудит
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шуленина В.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Рассмотрено
на заседании МО учителей математики, физики и информатики от____________ , протокол № 1
Руководитель МО
________/_Е.П.Азарина/
Согласовано
на заседании методического совета от__________________ , протокол № 1
Руководитель МС
________/Н. Д. Покачалова/
Утверждено
Приказ от _________ №_____
Директор МАОУ СШ №51
________/С. В. Бедрова/
Рабочая программа
математического кружка «Эрудит»
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
для 5-6 классов
(уровень образования/класс)
2015-2016 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Шуленина Вера Ивановна (стаж работы 30 лет, 1 квалификационная категория)
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2015г.
Пояснительная записка
Математический кружок - это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Цель кружка: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи кружка:
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Настоящая рабочая программа математического кружка «Эрудит», для 5-6 классов, разработана на основании следующих документов:
-
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". -
2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
-
3. СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-
4. «Положение о порядке освоения учащимися наряду с учебными предметами, курсами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов (модулей), преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)», утверждённое приказом по МБОУ СОШ №51 от 30.08.2013г. №232.
Настоящая рабочая программа составлена на 35 часов (из расчета 1 час в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком).
Большая роль при изучении математики 5 - 6 классов отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиаде. Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д.
Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады.
Тематический план
№ п\п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
По плану
фактически
1-2
Геометрические упражнения со спичками
2
02.09 09.09
3-6
Основы теории множеств
4
16.09 23.09 30.09 14.10
7-10
Логика
4
21.10 28.10 04.11 11.11
11-16
Комбинаторные задачи
6
25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 30.12
17-18
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
2
13.01 20.01
19-23
Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах
5
27.01 03.02 10.02 17.02 24.02
24-27
Задачи, решаемые с конца
4
03.03 10.03 17.03 24.03
28-30
Интересные приемы устных вычислений
3
07.04 14.04 21.04
31-34
Занимательные задачи на проценты
4
28.04 05.05 12.05 19.05
35
Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся.
1
26.05
Итого
35
Содержание изучаемого курса
Геометрические упражнения со спичками - 2 часа Сто. Три. Дом. Рак. Весы. Основы теории множеств - 4 часа Множества и подмножества. Способы задания множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна. Логика - 4 часа Высказывания. Общие утверждения. «Хотя бы один». О доказательстве общих утверждений. Понятие отрицания. Отрицание общих высказываний. Отрицание высказываний о существовании. Комбинаторные задачи - 6 часов Перебор. Дерево из вариантов. Формирование таблиц. Умножение. Задачи на разрезание и перекраивание фигур - 2 часа Прямоугольник. Квадрат. Правильный шестиугольник. Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах - 5 часов Кто прав? Спор. Дележ между двумя. Дележ между тремя. Дележ пополам. Дележ кваса. Волк, коза, капуста. Переправа трех (четырех) рыцаряей с оруженосцами. Переправа через реку с островом. Через ров. Задачи, решаемые с конца - 4 часа Магия чисел. Яблоки. Туристы. Гуси. Крестьянин и царь. И т.д. Интересные приемы устных вычислений - 3 часа Как сосчитать? Сумма последовательных чисел. Сумма натуральных чисел. Сумма нечетных чисел. Быстрое возведение в квадрат. Интересное число. Найти число. Движение пальца. Занимательные задачи на проценты - 4 часа Задачи на вклады. Задачи на скидки. Итоговое занятие - 1 час Творческий отчет учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
-
Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. - М.: «ВАКО», 2015.
Список литературы
-
Энциклопедия для детей. Т.11.: Математика. - М.: Аванта +, 2003.
-
Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М. : Просвещение, 1994.
-
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе: 5-11 классы. - М.: Айрис - Пресс, 2005.
-
http: //kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
-
Левитас Г.Г.Нестандартные задачи по математике.- М.: ИЛЕКСА, 2007.
-
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: 5-6 классы. - М.: Просвещение, 2004.
-
Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008
-
Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981
-
Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
-
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
-
Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005