Программа по математике для кружка Эрудит

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО учителей математики, физики и информатики от____________ , протокол № 1

Руководитель МО

________/_Е.П.Азарина/

Согласовано

на заседании методического совета от__________________ , протокол № 1

Руководитель МС

________/Н. Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от _________ №_____

Директор МАОУ СШ №51

________/С. В. Бедрова/



Рабочая программа



математического кружка «Эрудит»

(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)



для 5-6 классов

(уровень образования/класс)



2015-2016 учебный год

(срок реализации программы)



Программу составила Шуленина Вера Ивановна (стаж работы 30 лет, 1 квалификационная категория)

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)










Липецк

2015г.

Пояснительная записка

Математический кружок - это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Цель кружка: создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи кружка:

- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

- развить комбинаторные способности учащихся;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

Настоящая рабочая программа математического кружка «Эрудит», для 5-6 классов, разработана на основании следующих документов:


  • 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
    N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • 2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

  • 3. СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • 4. «Положение о порядке освоения учащимися наряду с учебными предметами, курсами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов (модулей), преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)», утверждённое приказом по МБОУ СОШ №51 от 30.08.2013г. №232.

Настоящая рабочая программа составлена на 35 часов (из расчета 1 час в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком).

Большая роль при изучении математики 5 - 6 классов отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиаде. Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д.

Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады.

Тематический план


№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

фактически

1-2

Геометрические упражнения со спичками

2

02.09 09.09

3-6

Основы теории множеств

4

16.09 23.09 30.09 14.10

7-10

Логика

4

21.10 28.10 04.11 11.11

11-16

Комбинаторные задачи

6

25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 30.12

17-18

Задачи на разрезание и перекраивание фигур

2

13.01 20.01

19-23

Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах

5

27.01 03.02 10.02 17.02 24.02

24-27

Задачи, решаемые с конца

4

03.03 10.03 17.03 24.03

28-30

Интересные приемы устных вычислений

3

07.04 14.04 21.04

31-34

Занимательные задачи на проценты

4

28.04 05.05 12.05 19.05

35

Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся.

1

26.05


Итого

35

Содержание изучаемого курса

Геометрические упражнения со спичками - 2 часа Сто. Три. Дом. Рак. Весы. Основы теории множеств - 4 часа Множества и подмножества. Способы задания множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна. Логика - 4 часа Высказывания. Общие утверждения. «Хотя бы один». О доказательстве общих утверждений. Понятие отрицания. Отрицание общих высказываний. Отрицание высказываний о существовании. Комбинаторные задачи - 6 часов Перебор. Дерево из вариантов. Формирование таблиц. Умножение. Задачи на разрезание и перекраивание фигур - 2 часа Прямоугольник. Квадрат. Правильный шестиугольник. Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах - 5 часов Кто прав? Спор. Дележ между двумя. Дележ между тремя. Дележ пополам. Дележ кваса. Волк, коза, капуста. Переправа трех (четырех) рыцаряей с оруженосцами. Переправа через реку с островом. Через ров. Задачи, решаемые с конца - 4 часа Магия чисел. Яблоки. Туристы. Гуси. Крестьянин и царь. И т.д. Интересные приемы устных вычислений - 3 часа Как сосчитать? Сумма последовательных чисел. Сумма натуральных чисел. Сумма нечетных чисел. Быстрое возведение в квадрат. Интересное число. Найти число. Движение пальца. Занимательные задачи на проценты - 4 часа Задачи на вклады. Задачи на скидки. Итоговое занятие - 1 час Творческий отчет учащихся.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. - М.: «ВАКО», 2015.







Список литературы

  1. Энциклопедия для детей. Т.11.: Математика. - М.: Аванта +, 2003.

  2. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М. : Просвещение, 1994.

  3. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе: 5-11 классы. - М.: Айрис - Пресс, 2005.

  4. http: //kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».

  5. Левитас Г.Г.Нестандартные задачи по математике.- М.: ИЛЕКСА, 2007.

  6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: 5-6 классы. - М.: Просвещение, 2004.

  7. Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008

  8. Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981

  9. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995

  10. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984

  11. Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005


© 2010-2022