Научная статья РОЛЬ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Решение задач экологического содержания на уроках математики и их влияние на отношение к природе и экологическим проблемам учащихся. Сложности решения экологических задач.

The decision of problems of the ecological maintenance at lessons of mathematics and their influence on the relation to the nature and environmental problems of pupils. Complexities of the decision of ecological problems.

В наше время большую роль играет нравственное отношение человека к природе. «Экология - развивающаяся междисциплинарная область знаний, включающая представления всех наук о взаимодействиях живых организмов, включая человека, с окружающей средой» [1].

Все люди переживают по поводу состояния окружающей среды, так как от нее зависят судьбы человечества. Каждый человек не может спасти человечество от угрозы, но не может не видеть беды в будущем, и не может не думать о ней.

Математика и экология, в настоящее время, можно сказать, несколько взаимосвязаны. Учителя математики могут предложить ученикам задачи, в основе которых лежат данные о природе. Решая эти задачи, учащиеся задумаются о проблемах, связанных с экологией, и постараются не допускать ошибок, связанных с непродуманным отношением к природе. Решение задач экологического характера позволяет видеть красоту в математике. Задачи должны быть составлены так, чтобы учащиеся смогли решить их в математике, и рассмотреть их со стороны природы, со стороны отношения к природе.

Предлагаю рассмотреть несколько задач, решению которых обучают учащихся пятых-шестых классов. Их решения элементарны, потому что они сформулированы не так как возникают в природе, т.е. с недостающими или из лишними данными. Эти недостатки или излишества могут поставить в тупик ученика. Ему нужно научиться находить недостающие сведения или из личного опыта, или постараться сделать правдоподобные предположения.

Также трудным представляется учащимся отбросить лишние данные в тексте задачи. Учащиеся понимают, что именно было лишним, когда уже нашли ответ задачи.

В данной статье предложим решение некоторых задач, связанных с экологией. Тематика математических задач, на которых основаны решения, не указаны. Почему? Потому что в реальности никто не подскажет учащимся, из какой темы надо взять теорию.

Задача 1.

В Новосибирске с 1979 г. до 1997 г. работало три завода, на которых перерабатывалось 250 000 мусора в год. Сколько мусора переработано ими?

Решение:

рассматривается время с 1979 г. по 1997 г., то есть 18 лет. За год перерабатывалось 250 000 мусора. За 18 лет было переработано 250 000*18=4 500 000 ( мусора).

В задаче указано число заводов, это условие является излишним.

Задача 2.

В США каждый выбрасывается в атмосферу более 200 млн. т. вредных веществ. Из них более 40% происходит по вине транспорта, главным образом автомобилей. Сколько тонн вредных веществ выбрасывается в атмосферу транспортными средствами США?

Решение:

200:100 40=80(млн. т.).

Задача 3.

Сосновый лес задерживает на своих кронах 20% выпадающих осадков еловый 40% пихтовый 60% за время дождя выпало 10 см. осадков сколько вылилось влаги если прятались под пихтой елью сосной считайте площадь, занимаемая вами равна одной шестой квадратного метра.

Решение:

Выпадение 10 см. осадков означает, что выпало 10 см осадков на 1 см площади. Переведем площадь, которую занимает человек, в сантиметры одна шестая квадратного метра будет равна 1666,7. Тогда объем выпавшей воды составит 16,7 (л).

Пихта задержит 60% осадков, значит, на человека

прольется 40% дождя, то есть

16,70,4 = 6,68 (л.),

ель задержит 40% воды, на человека прольется

16,70,6 = 10,02 (л.),

удержит 20% воды, 80% прольется на человека, то есть. 16,7 0,6 = 10 (л.), а сосна =13,36 (л).

Задача 4.

Город Новороссийск с население свыше 1 млн. человек занимает площадь около 15 тыс. га. За один год такая территория при хорошем озеленении производит в среднем 25 тыс. тонн кислорода. Однако, для обеспечения здоровья граждан требуется не менее 10 млн. т. кислорода. Во сколько раз нужно увеличить площадь зеленых насаждений, чтобы получить для города необходимый объем кислорода?

Решение:

10 000 000:25 000 = 400 (раз).

Данные о площади города, о числе его жителей не нужны для решения задачи.

Большое число данных «запутывает» учащихся в решении задач, им трудно сразу понять, какие именно данные необходимо отбросить, поэтому задача - хорошая тренировка в создании полезных математических моделей.

Полагаю, что рекомендации по созданию и решению экологических задач, подобных предложенным к рассмотрению в данной статье, помогут учащимся находить недостающие и излишние данные и корректно решать задачи экологического характера.

Литература

1. Иванов А.К. Экологические проблемы настоящего. Интернет-ресурс: library.biophys.msu.ru/MathMod/EM.HTML

© 2010-2022