Статья Из опыта сотрудничества МАОУ ФМШ № 56 г. Улан-Удэ и ФТФ БГУ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

И одно из условий реализации этих задач - использование традиций и опыта сотрудничества средней и высшей школ.

Физико-математическая школа №56 , реализуя концепцию непрерывности и преемственности высшего и среднего образования, проводит совместную работу с Физико-техническим факультетом БГУ с 2009 года. Именно в этом году школа получила статус «Физико-математическая школа». Работа педагогического коллектива направлена на освоение новых технологий, внедрение активных форм обучения, создание условий для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Двустороннее взаимовыгодное сотрудничество «школа - вуз» в образовательном пространстве школы выступает ресурсом инновационной деятельности учителя, его профессионального мастерства и направлено на решение задач, стоящих перед школой.

Основные направления взаимодействия МАОУ ФМШ №56 с ФТФ БГУ:

1) учебно-методическое, которое содержит в себе:

-деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией;

-личные профессиональные контакты учителей физики с преподавателями по обмену опытом;

Методическая поддержка педагогической деятельности коллектива - приоритетное направление нашего сотрудничества с факультетом. В школе создаются условия для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность максимально широкого круга учителей и учащихся. В условиях профильного обучения в учебный план включены элективные курсы, которые ведут преподаватели факультета, а также учебные часы в предпрофильных и профильных классах.

В рамках внутришкольного контроля важной составляющей многоплановой работы школы и факультета является экспертное участие ведущих преподавателей в оценке уровня знаний учащихся. Такая независимая экспертиза знаний и умений позволяет учащимся и учителям иметь наиболее полную и объективную оценку знаний по физике.

2) научно-методическое, которое характеризуется:

-работой элективов на базе школы;

-разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;

-осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями ФТФ при разработке учебных программ школы по профильным дисциплинам;

-совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся преподавателями;

-совместным проведением научно-практических конференций учащихся учителями школы и преподавателями ФТФ БГУ;

-совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и открытых уроков, конкурсов, летней физико-математической школы, в которой с учащимися занимаются как учителя школы, так и преподаватели ФТФ, т.к. преподавание физики невозможно без серьезной исследовательской работы.

Уже 4-й раз по инициативе преподавателей ФТФ и ИМИ БГУ и ФМШ№56 проходит городская олимпиада МИФ (математика, информатика, физика), целью которой является выявление одаренных и талантливых школьников, привлечение их к профильному изучению математики, информатики, физики, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации.

Олимпиада отличается массовостью, возможностью как можно большему количеству учащихся испытать себя, проверить свои знания. Ежегодно около 500 учащихся города являются участниками нашей олимпиады.

Олимпиада МИФ постоянно увеличивает число участников, способствует профориентации учащихся, повышает уровень доверия во взаимоотношениях школа-вуз.

Одним из главных направлений сотрудничества является руководство научно-исследовательской работой учащихся по физике:

- выявление и обучение учащихся с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности;

-использование в учебном процессе системы вариативных заданий, способствующих развитию логических умений и творческих способностей учащихся,

-обучение учащихся навыкам исследовательской работы (выбор темы, цель, задача, объект, предмет, анализ литературы, исследовательская часть, научный стиль, доклад);

- работа в лабораториях факультета.

Итогом такой работы стало 18 победителей и призеров городских, республиканских, межвузовских, всероссийских олимпиад и конференций по физике с 2009 по 2013 г.г.

В современных условиях обновления содержания профильного образования, учебно-воспитательный процесс по-прежнему представляет собой взаимодействие ученика и учителя. Поэтому на другой чаше весов научно-исследовательской деятельности в школе лежит профессиональная компетентность учителя-предметника , которая стимулирует профессиональное самосовершенствование учителя, способствует самореализации педагога и совершенствованию его творческого потенциала т.к. благодаря активному участию в научно-исследовательской работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе;

обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям;

научно-исследовательская деятельность стимулирует профессиональное развитие педагога.

3) кадровое, которое содержит в себе:

-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вуза к особенностям работы в среднем образовательном учреждении;

-направление специалистов ФТФ в школу для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе;

-обеспечение учебного процесса школы высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин;

4) профориентационное, которое включает:

-создание и развитие внутрисистемных связей, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят ФТФ БГУ;

-информирование о правилах приема и условиях обучения на факультете;

-демонстрацию фильмов и рекламных вузовских буклетов о ФТФ для родителей и выпускников школы;

-выступление представителей факультета в школе с лекциями о специальностях, по которым готовит ФТФ БГУ;

-беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем;

-проведение дней открытых дверей .

Образовательное пространство школы построено на принципах содружества и сотворчества учащихся, педагогов, родителей и учёных. Создается система ранней профориентации, и школьники приобщаются к довузовской системе обучения уже в стенах школы. Выпускники профильных классов быстрее других адаптируются к условиям обучения в высшей школе. Большинство наших выпускников являются успешными студентами, занимают лидирующие места в учебных рейтингах ВУЗов. Многие целенаправленно занимаются научной деятельностью, что свидетельствует о высоком уровне профессионального самоопределения выпускников.

Ежегодно учащиеся нашей школы посещают мероприятие «День открытых дверей ФТФ БГУ», в рамках которого проводятся экскурсии по факультету, университету для ознакомления с учебными корпусами, лабораториями, общежитиями, спортивной базой и т.д.

Считаем, что результаты нашего сотрудничества высоки: обеспечивается непрерывность и преемственность среднего и высшего образования, повышается образовательный уровень учащегося и расширяется диапазон развития его личности.

Таким образом, систему сотрудничества школы и ВУЗа в настоящее время можно выстроить так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения высшего образования по разным направлениям, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

© 2010-2022