Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей", используемый учебник "Математика 5" Виленкин Н.Я. Цель урока : создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей и умения его применять. Тип урока - урок изучения новых знаний. Формы организации урока - индивидуальная, фронтальная, групповая в парах. Проблемная ситуация построена на использовании национально-регионального компонента. В ходе урока прослеживается также и школьный компонент, есть задания свя...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Разработка урока математики в 5 классе

по теме: «Сравнение десятичных дробей» урок №1



(Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

/Н.Я.Виленкин и др./ - 23 изд., испр.- Мнемозина, 2012, - 280с. : ил.)




Выполнила: Сороковикова И.Г.

учитель математики








Цель урока: создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей и умения его применять.

Задачи:

- познакомить учащихся с равными десятичными дробями и научить их распознавать среди других дробей, научить сравнивать неравные десятичные дроби;

- поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся, развивать логику, умение анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы;

- активизировать мыслительную деятельность, внимание, память; развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;

- прививать любовь к предмету, формировать устойчивые познавательные интересы, способствовать установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывать в детях чувство коллективизма;

- продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности, воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.

Формирование УУД

регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.

познавательных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, Осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

коммуникативных УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

Тип урока: урок новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая ( в парах), индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проекционное оборудование

1. Организационный момент, включающий:

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы учителя

Слушают притчу

Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Рассказывает притчу Задаёт вопросы о её смысле и отношении к нашему уроку.

(Приложение №1)

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись десятичных дробей;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Один ученик у доски комментирует (заранее написав решение на доске), остальные проверяют. Задают вопросы.

Сверяют ответы д/з и ищут ошибки.



Работают индивидуально в тетрадях.(С взаимопроверкой по слайдам: ребята обмениваются тетрадями и отмечают «+» верно выполненные задания.

Данный диктант состоит из 5 заданий. Задания предназначены для контроля знаний и умений представлять обыкновенные дроби в виде десятичных , записи десятичной дроби,

1. Проверяет выполнение одного из номеров домашнего задания вызвавшего затруднения.

№ 1166, 1167 - Предлагает найти ошибки сделанные при записи ответов из тетради : 124,004; 8,012; 18,00103; 160,1; 0,3; 0,07; 0,0001.

2.Чтение десятичных дробей

Игра в снежки.

3. Контроль усвоения материала (Математический диктант). Учитель выводит на экран и прочитывает задания, координирует работу учащихся по его выполнению.

Слайд 1-2

Формируемые УУД
Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение работать в паре
Слайд 3 (приложение 2)

Слайд 4 (приложение 3)


3. Изучение нового учебного материала.

Цель:

  1. актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:

  2. организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

  3. согласовать цель и тему урока.

  4. ) вывести правило сравнения десятичных дробей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обсуждают проблемную ситуацию, определяют тему урока и озвучивают свои цели урока, чтобы они хотели узнать по этой теме сегодня на уроке.




Слушают, отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь, делают выводы о равенстве десятичных дробей, о сравнении дробей с одинаковыми целыми частями и равным количеством знаков в записи дробей, о сравнении дробей с разными целыми частями при использовании размерных величин



Фронтальная работа с классом.

1.Создаёт проблемную ситуацию. (Предлагает посмотреть на ряд представленных десятичных дробей и рассказать о них определить, какая из них больше, какая самая маленькая)

Совместно с учащимися определяют тему и цель урока.

Совместно планируют найти ответ на 2 вопроса:

  1. Когда десятичные дроби равны;

  2. Как сравнить десятичные дроби;

2.Предлагает учащимся составить алгоритм сравнения десятичных дробей и привести примеры Координирует работу учащихся по его выполнению.

3. Следит за верностью представленных ответов при необходимости корректирует.

После ответа предлагает задать вопросы по представленному материалу, затем выводит на экран задания для выполнения, координирует работу учащихся.

Слайд 5, 6,7


Формируемые УУД
Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости между объектами

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Приложение 4

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: планирование решения учебной задачи, выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся, формируем умение слушать и понимать других;
умение работать в группе.
умение оформлять свои мысли в устной форме;


4. Закрепление учебного материала

. Цель: зафиксировать изученное учебное содержание, проверить своё умение применять алгоритм сравнения десятичных дробей

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют сравнение десятичных дробей.

Проверяют решение. Комментируют и повторяют правило.. Самооценка.

Выполняют распознавание дробей, выстраивая ряд убывающих дробей, ряд возрастающих дробей. Расшифровывают слова.

  1. Выполнение № 1175. Работа по учебнику.

Корректирует работу учащихся, проходя по рядам.

Организовывает проверку


  1. Расставить в порядке возрастания дроби и расшифровать слово

  2. Расставить в порядке убывания дроби и расшифровать слово.

Формируемые УУД:

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Приложение 5

Слайд 8

Приложение 6

Приложение 7




Приложение 8

Выполняют предложенные упражнения.

Физминутка.

Хлопаем в ладоши, если слышим правильное утверждение.

Топаем ногами, если слышим неправильное утверждение


Работа в парах. Комментирование результатов.

Самопроверка.

Развивающие упражнения.




Соберите картинку.

Выполнить сравнение дробей, выбрать нужный фрагмент картинки.

Самостоятельная работа.


5. Задание на дом, итог урока, рефлексия

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сравнения десятичных дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Делают вывод о достаточности полученных знаний на уроке. Определяют достижение своих целей поставленных в начале урока. Определяют и проговаривают места затруднения и успешности на уроке. Участвуют в выставлении оценок (комментируя свою позицию). Слушают комментарии по выполнению д/з, записывают д/з.

Обобщает знания, полученные на уроке и, анализируя работу класса, определяет достижение цели урока, выставляет оценки. Предлагает д/з из учебника и творческое задание.

п. 31, № 1200, 1201, 1205,

Творческое задание: сочинить сказку с десятичными и обыкновенными дробями.


Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Личностные УУД:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.



Приложение №1

Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: "Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю". Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: "Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?" Рыбак немного помолчал, а потом ответил: "В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь".

Приложение №2 Игра в снежки (на интеракивной доске) При попадании снежка - прочтите дробь.

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

0,5

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

6,75

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

0,07

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

5,013

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

1,0001

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

29,045

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

133,57

67,0043Разработка урока математики в 5 классе по теме Сравнение десятичных дробей

Приложение 3. Математический диктант. Записать числа.

0,7 45,2 76,1 99,9 99,09 76,10 0,70 56,08 88,009 0,000007

Приложение 4. Создание проблемной ситуации. Фотографии учащихся 5 класса в национальных костюмах.

1) Для пошива платья потребовалось 3,45 м ткани, а для пошива костюма для мальчика 3,85 м ткани. На какой костюм потребовалось больше ткани? Как узнать?

2)На шапочку для девочки ушло 0,5 м ткани, а на шапочку для мальчика ушло 0,50 м ткани. На какую шапочку ушло больше ткани? Ответ обоснуйте.

Приложение 5. Закрепление. Объяснить, почему выбраны эти слова. (школа готовится к 50-летнему юбилею)

1)расставить в порядке убывания числа и расшифровать слово

8,14

4,08

3,15

2,018

2,008

ш

к

о

л

а



2)Расставить в порядке возрастания числа и расшифровать слово.

0,09

0,091

1,3

1,33

9,065

9,1

ю

б

и

л

е

й



Приложение 6. Развивающие упражнения.

1)Вместо * поставьте цифры, чтобы неравенство было верным

5,7* ˃ 5,78 6,6 ˂ 6,* 14,0*8˂14,038

2)Какой знак нужно поставить между числами 3 и 4, чтобы получилось число меньшее 4, но большее 3.

3)Расставьте по росту девочек, если Галя выше Вики, рост Маши1,45 м, Лена ниже Маши, рост Вики 1,52 м.

Приложение 7. Физминутка.

Если правильно - хлопаем в ладоши, если неправильно - стучим ногами.

6/7 правильная дробь, 7/8 - неправильная дробь,

Приложение 8.

Фамилия, имя___________________________ Фамилия, имя____________________________________

1 вариант. 2 вариант

1.Подчеркните равные дроби 4,1 4,10 4,01 1. Подчеркните равные дроби 6,02 6,2 6,020

2. Выполните сравнение 2. Выполните сравнение

5,09……5,08 4,23……. 4,33 8,98 …… 8,99 76,65……76,56

4,54……5,45 0,0000001 0,000001 6,78……….7,68 0,0005 ………. 0,00000005

3.Запишите пропущенные числа 3.Запишите пропущенные числа

2 мм=………см 5мм =……….см

34 кг =…………..т 56кг =……………т

58 коп = ….…....руб 99 коп =……………руб

456 см =…………..м 345см =…………м

3 кг 243 г =…………….кг 37кг678г = ……….……..кг



Алгоритм (правило) сравнения десятичных дробей

  1. К десятичной дроби справа можно приписывать нули или отбрасывать нули, стоящие в ее конце, дробь получается равная данной.

  2. Алгоритм сравнения десятичных дробей:

  1. Уравнять число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули;

  2. Отбросить запятую;

  3. Сравнить получившиеся натуральные числа;

  4. Сделать вывод о десятичных дробях.


© 2010-2022