• Преподавателю
  • Математика
  • Подготовка к ЕГЭ по математике учеников с ОВЗ в условиях использования дистанционных образовательных технологий

Подготовка к ЕГЭ по математике учеников с ОВЗ в условиях использования дистанционных образовательных технологий

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е. Н. Дзюба, учитель математики

ГКОШИКО «Лицей-интернат « Областной центр образования»

г. Калуга, Калужская область

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧЕНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В Калужской области реализуется проект «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» [1, с. 519].

Взаимодействие между учителем и учеником при таком обучении осуществляется посредством программы «Skype». Функция «Видеозвонок» позволяет ученику и учителю видеть и слышать друг друга. Для уроков математики я также использую функцию «Демонстрация экрана», в результате работы которой на экране ученика отображается рабочий стол учителя. Когда ученик освоился и привык к дистанционным занятиям, то он демонстрирует свой экран учителю, показывая работу с тестами, программой «Живая Математика», работает в программе «Gimp», где с помощью графического планшета или мышки можно писать, как на школьной доске [2, с. 107].

Для ребят с ограниченными возможностями здоровья сдать ЕГЭ по математике сложнее. Причинами можно считать следующее: уменьшено количество часов по математике в индивидуальном учебном плане (2- 4 часа в неделю); частые болезни и госпитализации отрывают ребят от учебного процесса; особенности мышления и умственной деятельности, связанные с характером заболевания, влияют на восприятие учебного материала, память и мыслительные процессы. Но для поступления в высшее или среднее профессиональное учебное заведение нужны результаты ЕГЭ.

Вот и встает перед выпускником и учителем математики задача: подготовиться к единому государственному экзамену. В данной статье изложен мой опыт подготовки учеников 10-11 класса с ограниченными возможностями здоровья к ЕГЭ по математике.

Готовится к ЕГЭ по математике с применением дистанционных образовательных технологий невозможно без использования ресурсов Интернета. Очевидно, что материал сайтов должен быть безопасен для ученика и содержать официальную информацию. Поэтому не каждый сайт, содержащий сведения о процедуре экзамена, варианты КИМов прошлых лет, тренировочные задания, подходит для использования в образовательных целях. На уроках я пользуюсь материалами следующих сайтов:

  • Официальный информационный портал Единого государственного экзамена ( ege.edu.ru ). Знакомство учеников и их родителей с ЕГЭ нужно начинать с документов, регламентирующих проведение данного экзамена, особенностями его организации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. На этом сайте можно посмотреть бланки ЕГЭ, скачать их и распечатать, прочитать правила заполнения бланков, посмотреть видеоконсультацию. Здесь много полезной информации, которая поможет выпускнику узнать всю нормативно - правовую базу экзамена.

  • Сайт ФИПИ (fipi.ru). В разделах, посвященных ЕГЭ по математике содержатся варианты КИМов прошлых лет, демонстрационный вариант текущего года, а также открытый сегмент, где можно пройти онлайн-тестирование. В данном сегменте содержатся как задания части В, так и примерные задания части С. Для составления карточек к обобщающим урокам, подбора задач для домашней и классной работы удобно использовать Справочно-поисковый модуль.

  • Открытый банк задач ЕГЭ по математике (mathege.ru). Демоверсия ЕГЭ отражает, в первую очередь, структуру экзамена и уровень требований к выпускникам. Открытый банк заданий отражает весь спектр заданий единого экзамена. Здесь представлены все возможные задания первой части теста (группа В). Каждая категория имеет большое количество заданий, для работы используются кнопки «прототипы» и «аналогичные задания». Удобная навигация по сайту, дополнительное структурирование задач по темам, возможность пройти онлайн-тестирование по заданиям группы В, - делает этот сайт незаменимым помощником, как на уроках, так и при выполнении домашней работы, а также для самоподготовки ученика. Задания сайта удобно распечатывать, копировать и передавать с помощью программы Skype.

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменам РЕШУ ЕГЭ (reshuege.ru ). В разделе «математика» представлены варианты онлайн-тестов, содержащих часть В и С. Все задачи имеют решение, которое можно посмотреть на этапе проверки теста. Большим плюсом этого сайта является возможность составления своего теста. Так можно составить онлайн-тест, состоящий только из задач В1. Или включить в тест только задачи по алгебре или геометрии. С помощью такого теста можно организовать самостоятельную работу или осуществить повторение способов решения задач каждого раздела. Тест формируется автоматически, без участия учителя, что хорошо показывает объективность проверки знаний экзаменом в форме ЕГЭ. При работе с такими тестами повышается мотивация к обучению, происходит психологическая подготовка ученика.

  • Сайт «Яндекс ЕГЭ. Математика» (ege.yandex.ru/mathematics) . В закладке «Математика» в режиме «Тестирование» предложены 30 вариантов онлайн-тестов, содержащих только часть В. В режиме реального времени ученику на этом сайте удобно оценить свою готовность к экзамену, выявить задания, которые пока не даются. Здесь можно решать примеры из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. При этом время работы не ограничено, а для ответа на каждый вопрос дается три попытки. Данный сайт полезно рекомендовать и родителям учеников 9-11классов, которые совместно с детьми решают вопрос о выборе формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или традиционная форма).

Использование сайтов при подготовке к экзамену доступно каждому ученику, обучающемуся с применением дистанционных образовательных технологий.

Для подготовки к ЕГЭ нужно использовать задания из разных источников, в том числе и из печатных пособий для подготовки к ЕГЭ. Применение на дистанционных уроках математики этого распространенного средства тренировки выпускников, вызывает некоторые затруднения. Не у каждого ученика, проживающего в глубинке, есть возможность купить книгу, а иногда и не одну, рекомендованную ФИПИ. Особенно эта проблема актуальна для ребят, проживающих в маленьких городах, поселках и т. д. Как я решаю эту проблему? На уроках использую книги из своей методической библиотеки, сканирую страницу с нужными заданиями и отправляю по электронной почте ученику для тренировки или в качестве домашнего задания. В этом даже положительный момент получается - ребята не видят ответов, которые есть в любом печатном издании. Отсканированный лист можно открыть в программе Gimp и внести ответы с помощью мышки или графического планшета, сохранить и отправить учителю для проверки.

Подготовку целесообразно начинать в 1 четверти 10 класса. Ученику дается информация об особенностях проведения ЕГЭ по математике, показываются варианты прошлых лет, бланки ЕГЭ. Часть заданий ЕГЭ доступна для ученика уже в начале 10 класса, так как теория была пройдена на уроках математики в 5 - 9 классах (В1, В2, В3, В4, В6, В10, В13). Поэтому на уроках мною выделены «пятиминутки ЕГЭ», где повторяется формулы, разбирается решение ключевых задач.

Очень часто у ребят «хромает» устный счет, плохо идут вычисления в столбик. Поэтому в начале урока я часто провожу разминку. В программе Skype задаю вопросы на вычисление или пишу их в строке текстового сообщения. Ученик присылает ответ с помощью сообщения или говорит вслух.

Все расчеты прошу фиксировать, столбики ребята пишут в тетради, выполняя классные и домашние работы (об этом договариваемся сразу в начале 10 класса).

Интенсивно ведется работа с формулами и теоретическим материалом. На уроках проходят математические диктанты, мини-зачеты. Ребята с интересом выполняют задания «Исправь ошибку в формуле», «Сколько я знаю формул?», придумывают свои правила для запоминания, делают краткие справочники по каждой теме. Кроме того ведется тетрадь «Мои ошибки», куда фиксируются формулы, в которых были допущены ошибки при выполнении различных видов тестов. Обязательно делается работа над ошибками.

По мере прохождения программы в систематическую работу включаются задания В5, В7, С1, В12 (тригонометрия), В8, В14 (производная и ее приложения). Задания для работы на уроке и дома беру как из школьного учебника, дидактических материалов и пособий по подготовке, а так же из рассмотренных выше сайтов. Аналогичная работа ведется и на уроках геометрии. В 11 классе на уроках математики увеличивается количество заданий из банка ЕГЭ. Для ребят доступны задания В1 - В14, а с сильными учащимися пробуем решать и часть С.

Часто использую задачи В12 как мотивационные при изучении новых видов уравнений. Ученики привыкают к большим формулам, тренируются подставлять в них исходные данные, понимают практическую значимость математики и каждого ее раздела.

Начиная с конца III четверти 11 класса, когда основной теоретический материал пройден, организуются пробные экзамены. Это может быть дистанционное тестирование. Бланки ЕГЭ ученик распечатывает заранее. Учитель, связываясь с учеником в назначенное время посредством программы Skype, по электронной почте отправляет вариант теста, который учащийся тоже распечатывает. Далее в режиме «Видеозвонок» проходит и сам экзамен. Через каждые 15-20 минут делаем перерывы. По состоянию здоровья, такое тестирование можно проводить частями, разделив задания теста на 2-3 части. Далее заполненные учеником бланки сканируются и отправляются учителю для проверки.

Обязательно нужно проводить пробное тестирование, полностью имитирующее процедуру ЕГЭ. Ребят привозят в учебное заведение, организуют все условия для проведения пробного экзамена. Еще раз проговариваются правила заполнения бланков, раздаются тесты. Для ребят с ограниченными возможностями здоровья экзамен увеличен на 1,5 часа. Организуется техническая и медицинская помощь. Предусмотрено питание и перерывы.

Таким образом изучение всех разделов математики 10 - 11 класса идет параллельно с подготовкой к ЕГЭ. Ребята уже в 10 классе знают структуру экзамена, основные типы заданий, пробуют свои силы в решении тестов из различных источников.

Для ребят с ограниченными возможностями здоровья получение качественного высшего или среднего профессионального образования является гарантией их дальнейшей социализации, востребованности на рынке труда. А успешное прохождение ЕГЭ по математике - это первый шаг к поступлению в выбранное учебное заведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дзюба Е. Н. Преподавание математики с использованием дистанционных образовательных технологий и программы «Живая математика» //Инновации в области содержания учебно-методического комплекса: материалы Всероссийских педагогических чтений. 25 мая 2012 г. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. - 408 с.

  2. Дулинов. М. В. Реализация проекта «Дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» // Совершенствование механизмов управления комплексными программами и проектами в социальной сфере: Сборник материалов круглого стола. - М.: Экон-информ, 2010 - с. 519-531.

© 2010-2022