Конспект урока Измерение углов. Транспортир

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саракташский районный отдел образования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Черкасская средняя общеобразовательная школа имени Чумакова Г.Т»




Урок математики. 5 класс

Измерение углов. Транспортир.




Дедловский Юрий Анатольевич,

учитель математики,

высшая квалификационная категория,

педагогический стаж 35 лет




Черкассы 2012 г.

Данный урок - урок открытия нового знания. В тематическом планировании под № 147. Проводится в IV четверти 5 класса. На изучение темы отводиться 3 урока(№147-149). Дети уже имеют начальное представление о транспортире и измерение углов из материала 4 класса.

На данном уроке дети повторно знакомятся с таким чертёжным инструментом как транспортир

Объект исследования - углы. Дети вспоминают части транспортира, учатся находить значение величины угла, отрабатывают алгоритм пользования транспортиром, учатся классифицировать виды углов по величине - прямые, острые, тупые.

На уроке предполагается работа в группах по 3-4 человека.

Дети учатся сами определять тему урока, ставить учебную задачу, контролировать свои действия. В конце урока обязательно рефлексия - делают вывод о том, что нового узнали, выполнили ли учебную задачу, каких результатов достигли.

Дети учатся использовать приобретённые знания и навыки при выполнении практических работ.

Цели урока:

1.Образовательные:

  • познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов;

  • научить пользоваться транспортиром.

2. Развивающие:

  • развивать внимание, мышление учащихся;

  • развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации, творческие задания;

  • развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимоуважения;

воспитывать у учащихся навыки учебного труда.

4.Формировать универсальные учебные действия:

  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, согласованность действий с партнёрами, планирование учебного сотрудничества),

  • личностные (умение соблюдать установленные правила),

  • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),

  • познавательные (умения классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;

  • Чертёжные инструменты (треугольники, линейки, транспортиры);

  • Раздаточный материал.

Ход урока.

Деятельность учащихся на уроке

Деятельность учителя

Формирование УУД на каждом этапе урока

I.Организационный момент.

Задача: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс.

Дети приветствуют учителя. Рассаживаются за столы, которые расставлены для работы в группе (5 групп по 3 - 4 человека)

Вступление

Математика пришла.

Занимай свои места.

Найди для головы

Полезное занятие!

Чтоб от безделья не зевать

Полезно голову ломать!

Регулятивные (самоконтроль, организация учебного места)

II.Этап мотивации к учебной деятельности.

Задача: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Для измерения длины, времени, массы.

У детей получается отчёт. Самопроверка.

Дети выбирают руководителей групп, специалистов, определяют их обязанности, вспоминают правила работы в группах.

Руководитель будет обобщать высказывания детей, контролировать действия членов своей группы.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

- работаем вместе

-прислушиваемся к мнению товарищей

- высказываемся по очереди

-доверяем руководителю озвучить решение группы.

У каждой группы на столе лежит коробка с различными предметами. Среди них полоска бумаги.

Нам понадобится линейка. Дети измеряют полоску бумаги.

Учитель предлагает рассмотреть линейку, весы, часы. Для чего нужны эти предметы? Что они измеряют?

Предлагаю поработать в группах. Для этого нужно распределить обязанности и выбрать руководителя. Какие обязанности будет выполнять руководитель? Чем занимаются остальные?

Вспомним правила работы в группе.


Каким чертёжным инструментом вы воспользуетесь, чтобы измерить полоску бумаги? Какая мерка вам нужна?

Познавательные УУД (умение классифицировать, извлечение из памяти сохранённой информации)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, аргументация своего мнения)

Регулятивные УУД

(определение и понимание учебной задачи)

  1. Актуализация и постановка проблемы.

Задача: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащихся затруднений в выполнении.

Угол - фигура, состоящая из двух лучей, берущих начало в одной точке.

У детей на столах два угла. Измеряют при помощи треугольника, линейки - знакомых чертёжных инструментов.

Дети в группах совещаются и ищут свои способы доказательства. Высказывают предположения. Дают разные ответы. Возможно проверить способом наложения углов. Возможно какая - нибудь группа догадается взять ножницы, вырезать углы и наложить их друг на друга.

Возникает затруднение.

Ответы детей. Возможно кто-нибудь вспомнит транспортир.

Отгадывают и получают ключевое слово «транспортир»

Конспект урока Измерение углов. Транспортир

Найдите изображения углов. Вспомните, какая фигура называется угол?

Теперь измеряем углы, которые лежат в ваших конвертах: красный и синий. Какой больше? Как догадались?

Сравните углы и начертите в тетради точно такие же. Каким инструментом вы пользовались, чтобы начертить больший угол?

Посмотрите на доску, я не начертил эту фигуру, т.к. очень сложно начертить при помощи треугольника и линейки угол. Докажите, что у вас получились именно такие же углы.

А вы знаете, что существует специальный чертёжный инструмент для измерения и построения углов? Знаете как он называется?

Учитель предлагает отгадать при помощи кроссворда название этого нового для учащихся чертёжного инструмента.

Кроссворд

1. Результат деления.
2. Лучи образующие угол.
3. Точка, из которой выходят лучи образующие угол.
4. Угол, который образуют два дополнительных друг другу луча.
5. Результат сложения.
6. Угол, который составляет половину развернутого угла.
7. Инструмент, который используют для построения прямого угла.
8. Угол, меньше прямого.
9. Угол, больше прямого, но меньше развернутого.
10. Результат умножения.
11. Результат вычитания.

Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, определение и понимание учебной задачи)

Познавательные УУД (постановка проблемы)

Личностные УУД (выражение своих мыслей, познавательная мотивация)

  1. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Задача: сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели.

Тема урока: Измерение углов с помощью транспортира. Цель урока: Научиться пользоваться транспортиром при измерении и построении углов. Объекты исследования: различные углы.

Дети самостоятельно формулируют тему урока, называют объект исследования, формулируют цель урока

В каждой группе текст.

История транспортира.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько же частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360 дней. Поэтому круг разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень удобным, на нём можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название - градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней

Историческая справка

Слово «градус» - латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей - градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус - на 60 минут, а минуту - на 60 секунд:

Конспект урока Измерение углов. Транспортир

  • Почему древние математики разделили круг на 360 равных частей?

  • Когда возник этот прибор?

  • Какое название получила каждая часть?

Есть шкала и центр. Полукруглая шкала разделена на 180 частей или градусов.

Дети по-разному прикладывают транспортир. В каждой группе получаются разные результаты.

Руководители групп подходят к доске и записывают величину углов.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Что будет объектом исследования?

Перед началом работы определим учебную задачу.

Познакомимся с историей возникновения транспортира.

Беседа по содержанию.

Придумайте вопросы по содержанию.

А теперь давайте подробнее рассмотрим транспортиры.

Рассмотрите транспортиры. В чём они схожи?

Конспект урока Измерение углов. Транспортир(ПОЛУКРУГЛАЯ ИЛИ КРУГЛАЯ ШКАЛА, ЦЕНТР ТРАНСПОРТИРА,

ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ ТРАНСПОРТИРА.)

Итак, в руках у вас прибор для измерения углов. Приложите транспортир и определите величину углов, лежащих у вас на столе.

Конспект урока Измерение углов. Транспортир

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнёрами)

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)


Умение работать с текстовой информацией.

Умение анализировать текст, ставить вопросы по содержанию, поиск необходимой информации



  1. Открытие новых знаний.

Задача: выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

Мы не умеем ими пользоваться.

Нужно создать алгоритм измерения углов при помощи транспортира.

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ ТРАНСПОРТИРОМ

1.Совместим вершину угла с центром транспортира

2.Расположить транспортир так что бы при этом одна из сторон совпала с основной линией транспортира (то есть совместить с 0 )

3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

4. Определить градусную меру угла, учитывая его вид.

Дети правильно прикладывают транспортиры и записывают данные на листах бумаги. Руководители групп выходят и показывают наработки групп.

Не у всех получились одинаковые результаты.


Что-то делаем неправильно.

Есть на транспортире две шкалы с делениями: внешняя и внутренняя.

Дети затрудняются ответить. Нужно понаблюдать.

Проводится наблюдение.

Вывод: Если угол острый, то смотрим значение по внутренней стороне, а если тупой, то по внешней стороне

Угол меньше 90 градусов - острый, а больше 90 градусов - тупой

Давайте сравним полученные результаты. Транспортиры у всех одинаковые, а результаты получились разные. В чём проблема?

Как решить проблему?

Но сначала немножко отдохнём.

Физкультминутка.

  • Покажите руками угол 0, 90°, 180°, 360.

  • Покажите руками острый угол, тупой угол.

  • Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

  • Повернитесь на 180°. А теперь на 90°, а теперь на 360.

Продолжаем работать.



Пользуясь алгоритмом (он лежит перед детьми) определите величину углов на вашем столе.

Какой вывод можно сделать?

Почему результаты получились разные. На что нужно обратить внимание? Посмотрите внимательно на транспортир. Что вы заметили?

По какой шкале нужно смотреть значение измерений?

Обратимся к последнему пункту алгоритма.

ПРОВЕРЬТЕСООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ПОЛУЧЕННАЯ МЕРА УГЛА ЕГО ВИДУ(ТУПОЙ, ПРЯМОЙ,ОСТРЫЙ)

Сделайте вывод: какой угол можно считать острым, а какой тупым?

Личностные УУД (определение своей роли в группе, стремление к эффективной работе, осознание ответственности за общее дело, эмпатия по отношению к другим)

Познавательные УУД (выстраивание логической цепи рассуждений, формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно - следственных связей, создание алгоритма действий

Коммуникативные УУД (умение договариваться, учёт разных мнений)

  1. Первичное закрепление.

Задача: Применить полученные знания в практических действиях.

Острые - 35, 80, 63, 45

Тупые - 135, 170, 92, 112

Чертят углы и проверяют задание у одноклассников.

Детям предлагаются величина углов - нужно определить острый угол или тупой?

135, 35, 80, 170, 63, 92, 45, 112

Начертите в тетради каждый индивидуально один острый и один тупой угол. Значения углов подпишите. Обменяйтесь тетрадями в группе и проверьте.

О каком угле мы с вами еще не вспомнили? [О развернутом и полном]
Какой угол называется развернутым, полным? Острым? Прямым? Тупым?

Мы знаем, что два угла можно сравнивать друг с другом.
Какой способ для этого мы использовали? [Наложение]

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные УУД (выполнение действий по алгоритму)

Коммуникативные УУД (формулирование и аргументация своего мнения)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача: самостоятельное выполнение учащимися заданий, самопроверка, сравнение с алгоритмом.

Анализируют изображение , выявляют ошибки.

Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.

Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:

а) в 3 ч; в) в 10 ч; д) в 2 ч 30 мин;


б) в 5 ч; г) в 6 ч; е) в 5 ч 30 мин?

Личностные УУД (адекватное понимание причин успешности или неуспешности)

Познавательные УУД (выполнение действий по алгоритму)

Регулятивные УУД

(мобилизация сил для преодоления препятствий, распределение времени)

  1. Рефлексия деятельности.

Задача: Организовать самооценку учениками деятельности на уроке.

Измерение углов с помощью нового чертёжного инструмента - транспортира.

Мы учились измерять углы с помощью транспортира. Научились отличать острый угол от тупого по его величине.

Дети записывают свои ответы.

Вспомним о теме нашего урока.

Какую цель мы перед собой ставили?

Как вы считаете достигли ли мы её?

У каждого из вас есть листок, на котором написано

Я повторил….

Я научился ……

Я узнал…..

Личностные УУД (самооценка по критериям успешности, адекватное оценивание себя)

VIII. Итог урока.

Домашнее задание.

Начертить в тетради с помощью транспортира пять острых углов, пять тупых углов, прямой угол. Значения величин углов подписать

Спасибо за хорошую работу на уроке!


© 2010-2022