- Преподавателю
- Математика
- Авторская рабочая программа Расчеты на все случаи жизни
Авторская рабочая программа Расчеты на все случаи жизни
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ВАГАНОВА Я.В. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Харловская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю _______
Директор МКОУ Харловской СОШ
Т.А.Галишева
приказ № ____ от ______________
Рабочая программа
по учебному предмету
«Примени математику»
8 класс
Учитель:
Ваганова Яна Владимировна,
II квалификационная категория
с. Харловское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Расчеты на все случаи жизни» составлена на основе нормативных документов:
-
положение о формировании части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса и компонента образовательного учреждения МКОУ Харловской СОШ, принятое педагогическим советом, протокол № 5 от 10.02.2014, утвержденное Приказом № 12 от 14.02.2014;
-
учебный план МКОУ Харловской СОШ на 2014-2015 учебный год, принятый педагогическим советом, протокол № 1 от 29.08.2014, утвержденным приказом № 87 от 01.09.2014.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие элементы:
-
Титульный лист (название программы);
-
Пояснительную записку;
-
Содержание разделов (тем) учебного предмета;
-
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
-
Критерии оценки учебной деятельности;
-
Тематическое планирование;
-
Поурочно-тематическое планирование;
-
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы;
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Расчеты на все случаи жизни» рассчитан для учащихся 8 класса. Программа имеет практическую значимость, направлена на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов. Предлагаемый предмет «Расчеты на все случаи жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал предмета будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Предмет складывается из трех содержательных модулей: царица наук-математика, математика в профессии, домашний быт и математика.
Таким образом, в ходе освоения содержания предмета «Расчеты на все случаи жизни» учащиеся получают возможность:
-
расширить кругозор;
-
развивать творческое мышление и способности, логику;
-
сформировать положительную мотивацию к изучению смежных наук.
Цели изучения предмета
Изучение предмета «Примени математику» в 8 классе направлено на расширение знаний учащихся и достижение следующих целей:
-
познакомить обучающихся с различными направлениями применения математических знаний;
-
представить возможность расширить кругозор в различных областях применения математики;
-
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качества мышления, развитие математических способностей, логики;
-
расширение представлений о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
-
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Место предмета в учебном плане школы
Согласно учебному плану школы «Примени математику» - предмет школьного компонента и рассчитан на учащихся 8 класса. На изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения предмета ученики должны понимать, что математическая составляющая - это основа разных сфер деятельности человека - от экономики до разных видов искусства. Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствуя развитию логического мышления учащихся.
Учащиеся должны овладеть специфическими способами решения задач разного типа; научиться преобразованию знания во внеучебных ситуациях, реализовать свои знания в практической ситуации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Царица наук - математика.
Распродажа. Тарифы. Штрафы. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Деловая игра «Проценты в современной жизни».
Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований. Задачи с литературным сюжетами. Метод Крамера.
Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину. Уравнения и неравенства на ограниченном множестве. Рациональные алгебраические уравнения с параметрами. Задачи с историческими сюжетами. Параметрическое уравнение прямой.
Метод линейного сплайна. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций. Симметрия, ее виды. Симметрия в природе, искусстве, архитектуре, музыке, литературе, предметах декоративно-прикладного искусства. Трассировка графика.
Математика в профессии.
Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием. Орнамент.
Задачи с золотой пропорцией и связанные с ней соотношения. Свойства золотого прямоугольника. Возвышенный треугольник. Секреты пятиконечной звезды. Золотая пропорция в природе, в искусстве.
Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда. Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий.
Домашний быт и математика.
Способы задания числового множества. Символьные вычисления. Полигон и гистограмма. Числовые характеристики среднего (среднее арифметическое, мода, медиана). Числовые характеристики разброса (размах, отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение).
Перестановки. Многоэтажные эксперименты. Размещения. Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры. Проект "Опрос общественного мнения".
Показываются межпредметные связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило не изучаемыми в школе. Рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения учебного предмета «Расчеты на все случаи жизни» ученик должен:
-
использовать методы рационального счета для нахождения значений числовых выражений;
-
уметь применять разные методы решения уравнений и неравенств (графический, введение новой переменной, метод рационализации и др.) для решения задач с практическим содержанием;
-
освоить метод линейного сплайна;
-
уметь решать практико-ориентированные задачи, содержащие сложные проценты;
-
уметь решать несложные задачи с экономическим содержанием;
-
применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания закономерностей, существующих в окружающем мире;
-
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
-
использовать приобретенные знания, умения, навыки, способы в практической деятельности и повседневной жизни.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка деятельности - это результат проверки уровня усвоения материала по 4-балльной системе оценивания: 5(«отлично»), 4(«хорошо»), 3(«удовлетворительно»), 2(«неудовлетворительно»).
Оценка «отлично». Учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении нестандартных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру.
Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи в жизни.
Оценка «неудовлетворительно». Ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов (тем)
Количество часов
В том числе на контрольные работы
Царица наук - математика
11
1
Математика в профессии
13
1
Домашний быт и математика
10
1
Резерв
1
Итого
35
3
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РАСЧЕТЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ» 8 класс
№ урока
Раздел программы, тема урока
Элементы содержания
Коррекция программы
Царица наук - математика
1,
2
Вычисления и преобразования
Распродажа. Тарифы. Штрафы. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Деловая игра «проценты в современной жизни»
3,
4
Преобразование алгебраических выражений
Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований. Задачи с литературным сюжетами. Метод Крамера.
5,
6,
7
Уравнения, неравенства и их системы
Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину. Уравнения и неравенства на ограниченном множестве. Рациональные алгебраические уравнения с параметрами. Задачи с историческими сюжетами. Параметрическое уравнение прямой.
8,
9,
10
Графики функций
Метод линейного сплайна. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций. Симметрия, ее виды. Симметрия в природе, искусстве, архитектуре, музыке, литературе, предметах декоративно-прикладного искусства. Трассировка графика.
11
Контрольная работа № 1
Математика в профессии
12,
13,
14,
15,
16,
17
Действия с геометрическими фигурами
Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием. Орнамент.
Задачи с золотой пропорцией и связанные с ней соотношения. Свойства золотого прямоугольника. Возвышенный треугольник. Секреты пятиконечной звезды. Золотая пропорция в природе, в искусстве.
18,
19,
20,
21,
22,
23
Доказательные рассуждения при решении задач
Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда. Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий.
24
Контрольная работа № 2
Домашний быт и математика
25,
26,
27
Статистическая информация
Способы задания числового множества. Символьные вычисления. Полигон и гистограмма. Числовые характеристики среднего (среднее арифметическое, мода, медиана). Числовые характеристики разброса (размах, отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение).
28,
29,
30
Комбинаторные задачи
Перестановки. Многоэтажные эксперименты. Размещения. Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры. Проект "Опрос общественного мнения".
31,
32,
33
Решение практических задач
Показываются межпредметные связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило не изучаемыми в школе. Рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием.
34
Контрольная работа № 3
35
Резерв
ОПИСАНИЕ МЕТРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Оборудование, дидактические материалы и цифровые ресурсы
-
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
-
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
-
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
-
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
примечание
1.1
Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8
Д
1.2
Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
Д
1.3
Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.
Д
1.4
Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. № 8.
Д
1.5
Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005
Д
1.6
Математика. 8-9 калссы: сборник элективных курсов. Вып. 1/ авт.-сост. В.Н. Суденецкая, Л.А. Сагателова. -Волгоград: Учитель, 2007
Д
1.7
Математика. 8-9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения непростых неравенств», «Избранные задачи по планиметрии», «Решение задач с помощью графов»/ авт.-сост. Л.Н. Харламова. - Волгоград: Учитель, 2008
Д
2.
Печатные пособия
2.1
Портреты выдающихся деятелей математики
Д
Кабинет №1
3.
информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики:
3.1
Образовательные интернет-ресурсы:
it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
festival.1september.ru - ИД "Первое сентября"
fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция ЦОР
window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
infoteka.intergu.ru/ - Интергуру
videoresursy.ru/ - Медиаресурсы для образования и просвещения
Доступ в кабинете № 3, актовом зале школы
3.2
Инструментальная среда по математике
4.
Экранно-звуковые пособия
4.1
Видеоэнциклопедия для народного образования. От Архимеда до наших дней. История развития математики на фоне развития человечества.
Д
Видеокассета
4.2
Видеоэнциклопедия для народного образования. От Архимеда до наших дней. Геометрия Эвклида
Д
Видеокассета
5.
Технические средства обучения
5.1
Компьютер LENOVO
Д
Кабинет №1
5.2
Сканер
Д
Кабинет № 5
5.3
Принтер лазерный HP Laser P1102
Д
Кабинет №1
5.4
Копировальный аппарат
Д
Кабинет № 5
5.5
Мультимедиапроектор
Д
Кабинет № 3
5.6
Средства телекоммуникации
Д
Кабинет № 3
5.7
Диапроектор или графопроектор (оверхэд)
Д
Кабинет № 3
5.8
Экран (на штативе или навесной)
Д
Кабинет № 3
6.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6.1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
Д
Кабинет №1
6.2
Доска магнитная
Д
Кабинет №1
6.3
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Д
6.4
Комплект стереометрических тел (демонстрационный)
Д
Кабинет №1
6.5
Комплект стереометрических тел (раздаточный)
Ф
Кабинет №1
6.6
Набор планиметрических фигур
Ф
Кабинет №1
7.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
7.1
Стол
Д
1
7.2
Шкаф
Д
3
7.4
Стенд экспозиционный
Д
Кабинет №1
7.5
Ящики для хранения таблиц
Д
7.6
Штатив для таблиц
Д
Кабинет №1
7.7
Парты
8
7.8
Стулья
16