Формы и методы успешного обучения детей с ОВЗ

Школьная неуспешность  обусловлена рядом внешних и внутренних факторов.                   Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых  к ребёнку, с его возможностями. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка нервно- психических, психо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Формы и методы успешного обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Сотникова Н.В. , учитель математики, член ПМП консилиума

Льговской с(к)о школы-интернат VIII вида

«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей»

Д.Пойя


Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. Большинство детей не имеют интереса к учёбе, они замкнуты и апатичны. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы.

Школьная неуспешность обусловлена рядом внешних и внутренних факторов Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребёнку, с его возможностями. Своевременное выявление причин, приводящих к не- успеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка нервно- психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.

Пониженная способность к усвоению знаний нашей категории воспитанников- умственная деятельность, характеризующаяся недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает интуитивно-практическое мышление над словесно-логическим. Усугубить положение могут трудности психологического и социального характера. Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа специалистов - это психолог, логопед, социальный работник, педагоги, родители, администрация образовательного учреждения. Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико - воспитательных функций и задач является ПМПк .

Цель ПМПк : на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач, решаемых консилиумом, является разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития. Система коррекционно- развивающего обучения - это форма дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Коррекционно - развивающее обучение выстроено на системном подходе и, будучи личностно ориентировано на каждого ребёнка, направлено на обеспечение успешности и качества усвоения знаний, общее развитие воспитанников.

Основное содержание моей работы, как учителя-дефектолога и члена ПМПк, состоит в следующем: - выявление и обследование детей, нуждающихся в специализированной помощи; -определение пути работы с ними с рекомендациями учителю о приёмах наиболее эффективной помощи в каждом отдельном случае;

-разработка индивидуальных коррекционных программ развития в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПк;

- анализ результатов школьной успешности, сопоставление личностного и психического развития ребёнка и на основании этого корригирование программы дефектологических занятий; - проведение консультаций для родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания ребёнка.

Пути повышения эффективности обучения ищут многие педагоги. В учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важнейших направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся.

XXI век - век поиска эффективных технологий обучения. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определённую дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель - развитие интеллектуальных , духовных и физических способностей, интересов и мотивов. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения, имеющий свою вариативность. Наиболее приемлемый и уже апробированный мною вариант - это обучение в команде. Подтверждением того служит открытый интегрированный урок швейного дела и математики, проведённый мною и Полховой С.В. 02.12.2009г. в 7 «А» классе. Основные принципы данного варианта:

А) индивидуальная ответственность каждого ученика, что стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга (успех всей группы зависит от вклада каждого участника) ;

Б) равные возможности каждого ученика в достижении успеха (каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими);

В) члены группы не соревнуются друг с другом, т.к. у каждого своя «планка» и своё время на её достижение.

Очень эффективно, на мой взгляд, была использована на уроке такая разновидность организации учебного процесса как командно-игровая деятельность. Это хорошо прослеживается на примере игр «Кроссворд» , «Танграм», физкультминутки «Идём в магазин». Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успешным оказался и последний этап урока- этап рефлексии (склонность анализировать свои переживания, размышлять о своём состоянии). Школьницы проговаривали, что узнали на уроке, какие чувства испытывали, что понравилось.

Задача педагога при таком подходе к обучению :

- научить детей 1 уровня, которым свойственна инертность мышления, неумение применять знания, а иногда и воспринимать их, низкая успеваемость, узнавать, различать и запоминать увиденное ; необходимо укрепить в таких детях уверенность в своих силах, давая им посильные задания, повышая положительную мотивацию учения;

-учащихся 2 уровня обучаемости, у которых уровень интеллекта немного выше, которые способны осмыслить некоторые связи между понятиями, обладающие навыками самостоятельной работы, необходимо научить понимать и воспроизводить изученное ;

-у учеников 3 уровня обучаемости, умеющих выделять главное, сочетать теорию с практикой, необходимо поддерживать стремление к поиску, к творчеству.

Необходимо иметь в виду , что целью такого обучения является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями, навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Но и очень важен эффект социализации , формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учатся творить. Важно то , что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий, но их симпатии, доброжелательные отношения друг другу переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности.

Какими бы формами и методами в обучении мы не пользовались, успешность их будет зависеть только от нас с вами, от нашего позитива, от нашей доброжелательности к коллегам и воспитанникам, от нашего плодотворного сотрудничества, а не соревнования.

Литература:

1. А.Д.Вильшанская Школьный психолого-медико-педагогический консилиум.- Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Ф.Р.Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9кл. - М.: ВАКО ,2007г.

3. Т.В.Алышева Рабочая тетрадь по математике , 7кл. - М. «Просвещение», 2006г.











© 2010-2022