Рабочая программа по математике, 5 класс. УМК-Н. Я. Виленкин

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено Утверждено

Экспертной группой лицея Методическим Советом

Протокол №____ от Протокол №____ от «____»________20__г. «____»________20__г

____________________ ____________________







Утверждаю____________________

Директор: О.В. Сорокина

«____»________20__г









Рабочая учебная программа

По предмету: Математике

УМК: Н.Я. Виленкин

Класс: 5 А

Количество часов: 170


Разработана на основе государственных стандартов 2004 года


















Составил:

учитель математики:

Кузнецова О.Н.





Пояснительная записка.

Программа курса математики за 5 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы (2004г.), на основании учебного материала учебников «Математика 5» Н.Виленкин, В. Жохов и др., М.,2013г.

Программа курса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов в год.

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Цель изучения математики в 5 классе:

-систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять письменно и устно арифметические действия над числами,

- переводить практические задачи на язык математики,

-подготовка учащихся к изучению систематического курса алгебры и геометрии.

Задачи: научить учащихся

- решать задачи с использованием действий сложение и вычитание;

-применять алгоритмы решения линейных уравнений и задач на уравнения в изменённой ситуации;

- решать задачи на уравнение по алгоритму;

- находить квадрат и куб числа.

- выполнять арифметические действия десятичных дробей и натуральных чисел;

- читать и записывать числовые и буквенные выражения с действиями умножение и деление;

- решать уравнения, задачи, упрощать буквенные выражения, с данными, выраженными десятичными дробями;

- применять знания вычислительных навыков при нахождении значений различных выражений;

- решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел, процентов.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действия с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Ведущие принципы - учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

Программа курса математики за 5 класс представлена 9 разделами курса. Первые 8 разделов рассчитаны на изучение соответствующих программе тем, 9-й раздел рассчитан на повторение курса математики за 5 класс.

Количество часов на изучение некоторых разделов курса изменен по сравнению с примерной программой. Добавлены: по 3 часа на темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» и «Умножение и деление десятичных дробей»; 1 час на тему «Площади и объемы»; 2 часа на тему «Измерительные приборы и инструменты» в связи с трудностями, возникающими при усвоении этих тем. Увеличение количества часов на указанные темы происходит за счет часов отведенных на повторение курса математики за 5-й класс.

Уменьшилось изучение темы «Натуральные числа и шкалы» на 3 часа; на один час изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел», так как эти темы рассчитаны на повторение учебного материала за начальную школу, которое не вызывает затруднений у учащихся.

Каждый раздел имеет свою комплексно - дидактическую цель, в ней указаны те знания, которыми должны овладеть учащиеся, а также заложены те умения, которые должны быть отработаны по программе и контрольную работу по теме.

При подаче учебного материала применяется индивидуальный подход, развивающие и игровые методики обучения. Преподавание ведется с использованием элементов современных педагогических технологий, ИКТ. Осуществляются различные виды поддержки учащихся: коррекция, компенсация, индивидуализация, адаптация.

Используемый учебный методический комплекс для реализации рабочей программы полностью соответствует поставленным целям, задачам и содержанию программы.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится: 5 часа в неделю, итого 170 часов.

В том числе:

Контрольных работ - 9 (1 полугодие) и 9 (2 полугодие); итого -18.

В учебном плане по математике предусмотрено 10 часов на изучение национально-регионального компонента, т.к. национально - региональный компонент (НРК) способствует формированию положительной мотивации обучения математике. Перед учителем математики стоит важная задача - научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить теоретическому анализу их. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными. При изучении математики в 5 классе имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это даёт возможность ученику увидеть применение полученных знаний в жизненных ситуациях, развивая познавательный интерес к предмету.

Со своими учащимися, я практикую следующее.

1. Домашнее задание, где необходимо составить текстовую задачу про животных, обитающих в Бурятии.

2. На уроках использую прикладные задачи. Важно, чтобы учащиеся при составлении задач, пользовались достоверной информацией.

3. Разработки уроков «Экскурсия по родному поселку, району». (презентации и экскурсии)

4. Создание проекта к юбилею родного поселка, школы, района, республики. Учащиеся работают над проектом «Мой поселок в числах» или «Математика нашей школы».

5. Широко используется НРК во внеклассных мероприятиях.

Использование НРК способствует формированию у учащихся самообразовательной, социальной и исследовательской компетентностей и применению разнообразных педагогических технологий.


в учебного

Содержание

и требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ


Цель: систематизация и обобщение сведений о натуральных числах. В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • обозначение натуральных чисел;

  • разрядный состав многозначных чисел;

  • сравнение натуральных чисел;

  • геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, треугольник;

  • понятие координатного луча, единичного отрезка, координаты точек,

  • алгоритмы решения задач с натуральными числами.

уметь:

  • читать, записывать и сравнивать натуральные числа;

  • чертить, измерять и сравнивать отрезки;

  • записывать результат измерения и сравнения с помощью знаков;

  • чертить координатный луч;

  • отмечать на координатном луче точки;

  • называть число, соответствующее делению на координатном луче;

  • различать и чертить геометрические фигуры;

  • переводить именованные числа в более крупные или мелкие меры.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся закрепление и развитие навыков сложения и вычитания натуральных чисел, освоение понятий буквенного выражения и его числового значения, линейного уравнения.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;

  • свойства сложения;

  • числовое и буквенное выражение и их числовые значения;

  • понятие линейное уравнение;

  • алгоритмы решения уравнений и задач, решаемых составлением уравнения.

уметь:

  • выполнять действия сложения и вычитания многозначных чисел;

  • читать и записывать числовые и буквенные выражения;

  • видеть и называть компоненты в числовом и буквенном выражениях;

  • решать задачи с использованием действий сложение и вычитание;

  • находить значения числового и буквенного выражений;

  • решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами.

  • применять знания вычислительных навыков при нахождении значений выражений;

  • применять алгоритмы решения линейных уравнений и задач на уравнения в изменённой ситуации;

  • решать задачи на уравнение по алгоритму;

  • уметь преобразовывать буквенные выражения, используя свойства сложения.




УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся закрепление и развитие навыков умножения и деления натуральных чисел, решение уравнений и текстовых задач, освоение понятий квадрата и куба числа.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • алгоритмы умножения и деления многозначных чисел;

  • свойства умножения;

  • деление с остатком;

  • понятие квадрата и куба числа;

  • алгоритм решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий;

  • алгоритм решения задач, решаемых составлением уравнений;

  • упрощение (преобразование) буквенных выражений.

уметь:

  • выполнять действия умножения и деления многозначных чисел;

  • читать и записывать числовые и буквенные выражения;

  • видеть и называть компоненты в числовом и буквенном выражениях;

  • упрощать простые буквенные выражения;

  • решать уравнения на основе зависимости между компонентами;

  • решать простые задачи на уравнение по алгоритму;

  • находить квадрат и куб числа.

  • применять знания вычислительных навыков при нахождении значений выражений;

  • применять алгоритмы решения линейных уравнений и задач на уравнения в изменённой ситуации;

  • уметь упрощать усложненные буквенные выражения;

  • составлять программу действий при решении математических выражений с действиями 1, 2 и 3 ступени.


ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ

Цель: овладение содержанием обеспечивает расширение представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать знания о единицах измерения.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • формулы: пути, площади прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда, куба;

  • единицы измерения площадей и объёмов геометрических фигур;

  • переход от одних единиц измерения к другим.

уметь:

  • вычислять по формуле пути расстояние, скорость и время;

  • измерять линейные размеры изучаемых геометрических фигур;

  • вычислять по формулам площадь прямоугольника и квадрата;

  • решать задачи на движение;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;

  • выражать одни единицы измерения другими в соответствии с условием задачи.

  • применять знания формул при решении разнообразных геометрических задач;

  • использовать изученные формулы при решении задач в изменённой ситуации;

  • сравнивать фигуры и их площади, анализировать и делать выводы.

ОБЫКНОВЕНЫЕ ДРОБИ

Цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся освоение понятия дроби в объёме, достаточном для введения десятичных дробей.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • окружность, круг и их элементы;

  • обыкновенные дроби, что показывает числитель и знаменатель;

  • алгоритмы решения трех основных задач на дроби;

  • сравнение обыкновенных дробей;

  • алгоритмы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем;

  • неправильные дроби, выделение целой части числа;

  • смешанные числа их сложение и вычитание.

уметь:

  • различать окружность и круг;

  • чертить окружность, показывать и называть её элементы;

  • читать и записывать обыкновенные дроби;

  • выполнять действия сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем, смешанных чисел;

  • сравнивать дроби и выделять целую часть числа;

  • решать три основных типа задач на дроби;

  • понимать зависимость между делением и дробью.

  • применять знания окружности и круга при решении геометрических задач;

  • применять алгоритмы решения трех основных задач на дроби в изменённой ситуации;

  • уметь преобразовывать выражения с дробями.


СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся усвоение понятия десятичных разрядов и десятичной дроби; выработку умений читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • десятичные разряды;

  • чтение, запись, сравнение и округление десятичных дробей;

  • алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей;

  • решение текстовых задач на сложение и вычитание, где данные представлены десятичными дробями.

уметь:

  • читать и записывать десятичные дроби;

  • называть разряды десятичных дробей;

  • сравнивать и округлять десятичные дроби;

  • выполнять действия сложения и вычитания десятичных дробей;

  • решать задачи на сложение и вычитание, где данные представлены десятичными дробями.

  • находить значения выражений в измененной ситуации;

  • использовать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач и упражнений в изменённой ситуации;

  • преобразовывать буквенные выражения, используя свойства сложения;

  • решать задачи на «движение по реке».



УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Цель: овладение содержанием позволяет выработать у учащихся умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • алгоритмы умножения десятичных дробей на натуральные числа и умножения десятичных дробей;

  • алгоритмы деления десятичных дробей на натуральные числа и деления десятичных дробей;

  • свойства умножения;

  • решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями;

  • среднее арифметическое нескольких чисел.

уметь:

  • выполнять действия умножения и деления десятичных дробей и натуральных чисел;

  • читать и записывать числовые и буквенные выражения с действиями умножение и деление;

  • видеть и называть компоненты в числовом и буквенном выражениях;

  • решать уравнения, задачи, упрощать буквенные выражения, с данными, выраженными десятичными дробями;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

  • применять знания вычислительных навыков при нахождении значений различных выражений;

  • применять алгоритмы умножения и деления десятичных дробей в изменённой ситуации;

  • уметь преобразовывать и находить значения математических выражений на все действия с десятичными дробями и натуральными числами;

  • решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.


ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ

Цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся формирование умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять построение и измерение углов.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • понятие процента, обращение дробей в проценты;

  • решение основных задач на проценты;

  • назначение таблиц и диаграмм;

  • обозначение и сравнение углов;

  • величину угла, единицы измерения углов;

  • алгоритмы измерения и построения угла заданной величины.

уметь:

  • читать и записывать проценты;

  • переводить проценты в десятичную дробь;

  • обращать десятичную дробь в проценты;

  • решать три вида задач на проценты;

  • распознавать, изображать и обозначать углы;

  • измерять и строить углы заданной градусной меры;

  • читать диаграммы;

  • применять знания при решении разнообразных геометрических задач;

  • использовать изученные приемы при решении задач в изменённой ситуации;

  • строить и читать диаграммы;

  • сравнивать геометрические фигуры и делать выводы.


ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ ЗА 5 КЛАСС

Цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся повторение, систематизацию основных правил, алгоритмов и приемов вычисления выражений, решения задач и упражнений.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  • натуральные числа и действия над ними;

  • геометрические фигуры, площади и объёмы некоторых фигур, единицы измерения;

  • обыкновенные дроби, сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

  • десятичные дроби и действия над ними;

  • алгоритм решения задач на составление уравнений;

  • проценты и задачи на проценты.

уметь:

  • читать, записывать и сравнивать многозначные числа и десятичные дроби;

  • выполнять письменные вычисления;

  • решать уравнения на основе нахождения компонентов;

  • решать задачи изученных видов;

  • распознавать и изображать геометрические фигуры.

  • решать задачи с использованием алгоритмов по образцу и в измененной ситуации;

  • применять знания в практической деятельности.








Тематическое планирование

Математика-5,

учебник: Виленкин Н.Я.

5 часов в неделю. Всего 170 часов


урока

Тема урока

Кол-во часов

1полугодие


  1. Натуральные числа и шкалы

16

1

Вводный урок. Повторение.

1

2 - 4

Обозначение натуральных чисел

3

5 -7

Отрезок. Треугольник

3

8 - 9

Плоскость. Прямая. Луч.

2

10-12

Шкалы и координаты.

3

13-14

Меньше или больше.

2

15

Контрольная работа №1.

1


2.Сложение и вычитание натуральных чисел

22

17-19

Работа над ошибками к/р . Сложение натуральных чисел и его свойства

3

20-22

Вычитание натуральных чисел.

3

23

Практикум « Сложение и вычитание натуральных чисел»

1


24

Контрольная работа №2.

1

25-28

Работа над ошибками к/р . Числовые и буквенные выражения

4

29-31

Буквенная запись свойств

3

32-35

Уравнение

4

36

Практикум по решению уравнений и задач

1

37

Контрольная работа №3.

1

3.Умножение и деление натуральных чисел

22

39-41


Работа над ошибками к/р .Умножение натуральных чисел и его свойства

3

42-44

Деление

3


Контрольная работа №4.

1

45-46

Работа над ошибками к/р .Деление с остатком

2

48-51

Упрощение выражений

4

52-53

Порядок выполнения действий

2


Решение уравнений и задач



Контрольная работа №5.

1

54-56

Работа над ошибками к/р . Степень.

3

57-58

Вычисление значений выражений, содержащих степень

2


Квадрат и куб числа.


59

Вычисление значений выражений, содержащих квадрат и куб числа.

1


4. Площади и объёмы

16

61-62

Формулы

2

63-64

Формула площади прямоугольника.

2

65-67

Единицы измерения площадей.

3


Контрольная работа №6.


68-69

Прямоугольный параллелепипед

1


Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

2

70

71

Формула объёма.

Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

1

1

72

Единицы объема

2

73-74


Решение задач с использованием формул объема

2


75

Контрольная работа №7.

1


Дробные числа

5. Обыкновенные дроби


20

78

Работа над ошибками к/р .Окружность и круг

2

79

Доли. Обыкновенные дроби

2


Контрольная работа №8.


Обобщающее повторение материала за 1 полугодие

3

Контрольная работа №9 (за 1 полугодие).

1

Работа над ошибками к/р


Резерв

3

2 полугодие


80-81

Сравнение дробей

2

82-83

Правильные и неправильные дроби

2

85-86

Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем

2

87-89

Деление и дроби

3

90

Контрольная работа №1.

1

91-92

Работа над ошибками к/р . Смешанные числа.

2

93-95

Сложение и вычитание смешанных чисел

3


Решение уравнений


96

Контрольная работа №2.

1


6.Сложение и вычитание десятичных дробей

16

97-98

Работа над ошибками к/р. Десятичная запись дробных чисел

2

99-100

Сравнение десятичных дробей

3

102-105

Сложение и вычитание десятичных дробей

4

108-109

Приближенные значения. Округление чисел

2

110

Практикум по округлению чисел

2

112

Контрольная работа №3

1


7. Умножение и деление десятичных дробей

28

113-115


Работа над ошибками к/р. Умножение десятичных дробей на натуральное число

3

116

Практикум по умножению дробей

1


117-120

Деление десятичных дробей на натуральные числа

4

121

Практикум по делению дробей

1

122-123

Решение упражнений на умножение и деление

2

124

Контрольная работа №4

1

125- 128

Работа над ошибками к/р. Умножение десятичных дробей

4

129 -132

Деление на десятичную дробь

4

133-134

Практикум по решению упражнений

2


Контрольная работа №5


135-137

Работа над ошибками к/р. Среднее арифметическое

3

138

Решение текстовых задач

2

139

Практикум по решению упражнений

1


8. Измерительные приборы и инструменты

18

142-144

Проценты

1


Запись процентов в виде десятичных дробей.

2


Контрольная работа №6

1

145-147

Работа над ошибками к/р.

Решение задач на проценты

1


Нахождение процентов числа

2


Нахождение числа по процентам

2


Определение процентного отношения чисел

1

148

Контрольная работа№7

1

149-150

151

Работа над ошибками к/р . Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

2

1

152-153

Измерение углов. Транспортир

2

154-155

Круговые диаграммы

2

156

Практикум по решению упражнений

1

157

Контрольная работа№8

1


Повторение курса математики за 5 класс

12

159-162


Работа над ошибками к/р Вычисления выражений на все действия с десятичными дробями

4

163-165

Решение уравнений

3

166-168


Решение задач различными способами: арифметическим, уравнением, на проценты

3

169

Итоговая контрольная работа №9

1

170

Обобщающий урок.

1


Резерв

2









Литература

для учителя:


  • А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2011.

  • Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.

  • Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М.: Илекса, 2010.

  • Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.

  • Киселева Г.М. Математика 5-6 классы. Организация познавательной деятельности. - Волгоград: Учитель, 2012.

  • Математика. 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. / Т.А.Лопатина, Г.С.Мещерякова.- Учитель, 2011

  • Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. (М.: Мнемозина) / В. И. Ахременкова. - Москва: ВАКО, 2013

  • Математика. 5-6 классы. Тесты для промежуточной аттестации / Под ред. Ф.Ф. Лысенко Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова. Ростов н/Д: Легион - М, 2010.

  • Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. - Экзамен, 2012.

  • Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класса. М.: Экзамен, 2013.

  • Рудницкая В. Н. Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.

Виленкина и др. "Математика. 5 класс". ФГОС. - Экзамен, 2013.

  • Рудницкая В. Н. Рабочая тетрадь №1 и №2 для контрольных работ по математике. 5 класс. - М.: ФГОС. - Экзамен, 2014.

  • Рудницкая В. Н. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. - М.: ФГОС. - Экзамен, 2014

  • ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.

Электронные учебные пособия


  • Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2013.

  • Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2013.

  • Электронное учебное пособие по математике, 5 класс. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2014.

  • Электронное учебное пособие по математике, тренажер, 5 класс. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2014.




Для ученика:


  • А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2011.

  • Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.

  • Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.

  • Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. - Экзамен, 2012.

  • Рудницкая В. Н. Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.

Виленкина и др. "Математика. 5 класс". ФГОС. - Экзамен, 2013.

  • Рудницкая В. Н. Рабочая тетрадь №1 и №2 для контрольных работ по математике. 5 класс. - М.: ФГОС. - Экзамен, 2014.

  • Рудницкая В. Н. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. - М.: ФГОС. - Экзамен, 2014


© 2010-2022