- Преподавателю
- Математика
- Педагогическое эссе Я - учитель!
Педагогическое эссе Я - учитель!
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Львова Е.Н. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
«Я - учитель!»
Мир меняется. Меняется так, что то, что вчера еще казалось несбыточной мечтою, сегодня уже реальность, а назавтра - традиция, которую можно забыть. Темпы изменений настолько высоки, что захватывают ум и сердце…
Иногда в жизни наступает такой момент, когда требуется остановиться, замереть и подумать: кто я? А все ли правильно делаю?
«Всё, что было или есть, началось с мечты». Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это, несомненно, первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя. Тoлько в школе пытливые детские умы способны задавать вопросы, ответы на которые ищут веками.
И вот - я учитель! Учитель математики!
Чему я хочу и чему могу научить своих детей? Может быть, красоте? Ведь математика - самая красивая наука. В ней прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество доказательств.
А невероятные объекты Эшера? А замечательные свойства ленты Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и задач, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.
Я учу познанию. Роджер Бэкон говорил, что «тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Богатство идей, универсальность методов, умение анализировать ситуацию, делать невероятные предположения, умение определять границы своего незнания - вот что дает математика. А геометрия - это вообще единственный школьный предмет, демонстрирующий аксиоматическое построение научной теории.
Я учу мысли. Это не многовариантную геометрическую задачу мы исследуем, а учимся понимать, что любое явление нужно рассматривать с разных сторон, что необходимо предвидеть и прогнозировать разные направления вектора развития ситуации, что, получив некий результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование дальше.
Я учу общению. Это не задачу с параметром мы решили несколькими способами, а осознали, что на любую проблему может быть несколько точек зрения, что обсуждение методов решения и выбор наилучшего из них - это и есть умение договариваться, это и есть толерантность.
Я учу ответственности. Доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика - наука строгая и объективная. Умения логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют, в том числе, человека с четкими нравственными принципами и установками.
Я учу доброте. Решая вместе какую-нибудь заковыристую задачку, мы учимся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признаем за другим человеком право на ошибку.
Вокруг нас так много злобы, мир просто сошел с ума. Религиозные распри, войны, санкции… Может быть, пора вернуть добро хотя бы в школу? Мне кажется, для этого в школу надо вернуть ребенка. Складывается такое ощущение, что школа наша существует для Инструкции, Отчета, Результатов ЕГЭ и ОГЭ, Репутации образовательной организации…
А ведь главное действующее лицо в школе - это Ученик. Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами и недостатками, с феноменальной памятью, с невероятными математическими способностями или абсолютной функциональной неграмотностью, дисциплинированный или непослушный.
Такие разные дети! Личности…
Я работаю в школе более 20 лет, и каждый раз, когда я говорю ученикам «Урок окончен», я знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
И самый радостный и одновременно горький миг моей работы - это миг расставания. Я ни о чём не жалею! И вот уже мои выпускники, взрослые люди, звонят, пишут, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, о своих победах, о том, что каждый из них нашел свое место в жизни. И в этом есть и моя заслуга.
Особую гордость доставляет то, что некоторые из них продолжают моё дело.
А это значит - урок продолжается…