Рабочая программа по геометрии

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по геометрииРабочая программа по геометрииРабочая программа по геометрииРабочая программа по геометрииРабочая программа по геометрииРабочая программа по геометрииМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 73

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 73 _____________А.А. Пигина Приказ №_____ от «__»______________



Рассмотрена и рекомендована к утверждению Руководитель МО _____________ И.А. Орищенко Протокол №_____ от «__»______________

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Председатель МС _____________ Н.Б. Иванова Протокол №_____ от «__»______________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии в 7 А классе


Образовательная область математика

МО естественно-математических наук

Учебный год 2013 - 2014

Учитель Гончарова Елена Викторовна




г. Ростов-на-Дону

2013


Пояснительная записка

Статус документа. Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по геометрии к учебнику для 7 - 9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Анатасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Поздняка и И.И. Юдиной.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.

Структура документа. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели изучения курса, структура курса с распределением учебных часов по разделам программы, контроль реализации программы, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирования понятия доказательства.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа, 69 часов за учебный год. По календарю урок выпадает на выходной праздничный день 1.05.2014, поэтому календарно тематическое планирование рассчитано на 68 уроков.

Результаты обучения. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Эти требования структурированы по компонентам: «знать» и «уметь». Контроль реализации учебной программы осуществляется через стартовый, итоговый контроль в форме тестов и промежуточных контрольных работ в традиционной форме. Контрольные и проверочные работы в форме тестов готовят учащихся к восприятию заданий на будущем экзамене, учат правильно оценивать свои возможности и силы, планировать свою деятельность. Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса используется зачетная система.

Учитель имеет право в течение учебного года корректировать учебную программу: изменять последовательность уроков внутри темы, сроки проведения контрольных работ для избегания перегрузки обучающихся.

1. Нормативные документы,

обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования России. 2004. №12. Стр.107 - 119.

  2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. "Дрофа". Москва. 2004. Стр. 96 - 99.

  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету. (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  4. Закон РФ "Об образовании".

  5. Региональный компонент стандарта общего образования.

  6. Школьный компонент стандарта общего образования.

  7. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)

2. Цели изучения курса

Общеучебные компетенции

  1. Развитие мышления, воспитание культуры личности.

  2. Формирование представления о математике как об универсальном средстве описания процессов и явлений.

  3. Развитие умений применять для изучения окружающего мира метод моделирования с помощью изучаемых математических объектов. Развитие навыков исследования полученных моделей.

  4. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.

  5. Формирование базы для успешного изучения других разделов математики, смежных дисциплин.

Предметно-ориентированные компетенции

  1. Формирование алгебраических представлений. Формирование понятия алгебраического выражения. Формирование понятий равенства и тождества. Запись формул, законов, свойств. Дальнейшее развитие вычислительных умений.

  2. Формирование понятия о числовой функции на примере линейной функции. Формирование умения строить и читать график линейной функции. Моделирование реальных процессов с помощью линейной функции.

  3. Формирование понятия уравнения с двумя и более переменными. Умение решать системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Решение задач с помощью систем.

3. Структура и содержание курса


Модуль (глава)

Количество часов

1

Начальные геометрические сведения. Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

12

2

Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

18

3

Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

13

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

20


ИТОГО (по модулям)

63


Итоговое повторение

5

Общее количество часов/резерв

68


  1. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Перечень проверочных работ по модулям

Тема

Дата проведения

1

Начальные геометрические сведения.

8.10.2013

2

Треугольники.

17.12.2013

3

Параллельные прямые.

13.02.2013

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

13.03.2013

5

Прямоугольные треугольники.

8.05.2013

КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА.

1.

Сколько прямых можно провести через две точки?

2.

Сколько общих точек могут иметь две прямые?

3.

Объясните, что такое отрезок, луч, угол.

4.

Какие фигуры называются равными?

5.

Какая точка называется серединой отрезка?

6.

Какой луч называется биссектрисой угла?

7.

Что такое градусная мера угла?

8.

Какой угол называется острым? прямым? тупым?

9.

Какие углы называются смежными? вертикальными?

10.

Чему равна сумма смежных углов?

11.

Каким свойством обладают вертикальные углы?

12.

Какие прямые называются перпендикулярными?

13.

Объясните, какая фигура называется треугольником. Что такое периметр треугольника?

14.

Какие треугольники называются равными?

15.

Что такое теорема, доказательство теоремы?

16.

Сформулируйте и докажите признаки равенства треугольников.

17.

Объясните, какой отрезок называется перпендикуляр, проведенным из данной точки к данной прямой?

18.

Что такое медиана, биссектриса, высота треугольника? Сколько медиан, биссектрис и высот имеет треугольник?

19.

Какой треугольник называется равнобедренным? равносторонним?

20.

Сформулируйте свойство равнобедренного треугольника.

21.

Сформулируйте и докажите теорему о биссектрисе равнобедренного треугольника.

22.

Что такое определение? Дайте определение окружности. Что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности?

23.

Объясните, как построить отрезок, равный данному, угол, равный данному, биссектрису угла, прямую, проходящую через точку, лежащую на данной прямой, и перпендикулярную к этой прямой., как построить середину отрезка.

24.

Дайте определение параллельных прямых.

25.

Что такое секущая? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей.

26.

Докажите теоремы об углах, образованных при пересечении двух прямых секущей.

27.

Какие утверждения называются аксиомами? Приведите примеры аксиом.

28.

Докажите, что через данную точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.

29.

Сформулируйте аксиому параллельных прямых.

30.

Какое утверждение называется следствием?

31.

Докажите, что прямая, пересекающая одну из двух параллельных прямых, пересекает и другую прямую.

32.

Докажите, что если две прямые параллельные третьей прямой, то они параллельны.

33.

Какая теорема называется обратной данной теореме? Приведите примеры обратных теорем.

34.

Сформулируйте и докажите признаки параллельности двух прямых.

35.

Сформулируйте и докажите теорему о сумме углов треугольника.

36.

Какой угол называется внешним углом треугольника? Докажите, что внешний угол треугольника равен сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним.

37.

Сколько тупых и сколько прямых углов может быть в треугольнике?

38.

Докажите, что в треугольнике:

  1. против большей стороны лежит больший угол;

  2. обратно, против большего угла лежит большая сторона.

39.

Докажите признак равнобедренного треугольника.

40.

Сформулируйте и докажите свойства прямоугольных треугольников.

41.

Сформулируйте и докажите признаки равенства прямоугольных треугольников.

42.

Объясните, что такое наклонная, перпендикуляр, проведенные из данной точки к данной прямой.

43.

Что называется расстоянием от точки до прямой?

44.

Как построить треугольник:

  1. по двум сторонам и углу между ними;

  2. по стороне и двум прилежащим к ней углам;

  3. по трем сторонам.

Всегда ли задачи на построение треугольника по двум элементам имеют решения?

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

  1. На рисунке NDME, MND = 700, ENP = 1100, EM = 14см. Найдите DE.

N


M E

D

  1. Треугольник АВС - равнобедренный с основание АС. Найдите В, если С = 540.


  1. Периметр равнобедренного треугольника равен 14,8м, причем боковая сторона на 2 м больше основания. Найдите стороны этого треугольника.


  1. На рисунке са, сb. Найдите 2, если 1 = 1360.

c

a


2

1

b

  1. Одно из приведенных утверждений неверно. Почему?

а) угол при основании любого равнобедренного треугольника острый;

б) если один из смежных углов прямой, то второй - острый;

в) если ABD и СBE - вертикальные и ABD = 560, то ABC = 1240;

г) в треугольнике XYT ^ XY = TY, YA - биссектриса, тогда XA = TA.


  1. Биссектриса угла при основании равнобедренного треугольника равна стороне треугольника. Определите угол при основании.

7*. Высоты равнобедренного треугольника, проведенные из вершин при основании, при пересечении образуют угол в 1400. Найдите угол противолежащий основанию.

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ УСПЕШНИСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии оценивания результатов по признакам трёх уровней успешности по итогам четверти и учебного года:

Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

оценки: «хорошо» и «нормально» (решение с недочётами)

Повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний

Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами)

Качественные оценки по уровням успешности переводятся в отметки в соответствии со следующей таблицей.

Уровни успешности

5-балльная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решаются типовые, много раз отработанные задача

«2» (или 0)

ниже нормы,

неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

Решаются типовые задачи, подобные тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»

норма, зачёт, удовлетворительно

Частично успешные решения

«4»

хорошо

Полностью успешные решения

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартных задач, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» близко к отлично.

Частично успешные решения

«5» отлично.

Полностью успешные решения


Фамилия и имя учащегося

Не достигнут необходимый уровень

Необходимый (базовый) уровень

Повышенный (программный) уровень

Четверти:

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1.













2.














Критерии оценивания результатов итогового тестирования по признакам трёх уровней успешности:

Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

оценки: «хорошо» и «нормально» (решение с недочётами)

Повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний

Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами)

Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности переводятся в отметки в соответствии со следующей таблицей.

Уровни успешности

5-балльная шкала

Процентная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0)

ниже нормы,

неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-79%

«4»

хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

80 - 99%

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации


«4» близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

80-99% или

50-70% п.у.

«5» отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

100%

Или

70-100% п.у.

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

«5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%



Список класса

Итоговое тестирование

Не достигнут необходимый уровень

Необходимый (базовый) уровень

Повышенный (программный) уровень

Максимальный (необязательный) уровень





Итого


































5. Календарно-тематический план

при расчасовке 2 часа в неделю в течение всего учебного года (68 часов)

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Параграф учебника

Глава I.Начальные геометрические сведения (12 часов)

3.09

1

Прямая и отрезок

Изучение нового материалла

Свойство прямой

§1,п.1-2

5.09

2

Луч и угол

Комбинированный

Понятие луча и угла; обозначения луча и угла

§2,п.3-4

10.09

3

Сравнение отрезков и углов

Комбинированный

Понятия биссектрисы угла

§3,п.5-6

12.09

4

Измерение отрезков

Комбинированный урок

Понятие длины отрезка; св-ва длин отрезков

§4,п.7-8

17.09

5

Решение задач

Закрепление

Решать задачи

19.09

6

Измерение углов

Урок изучения нового материала

Понятие градуса и градусной меры угла

§5,п.9-10

24.09

26.09

7-8

Смежные и вертикальные углы

Комбинированный урок

Понятие смежных и вертикальных углов

§5,п.11

1.10

9

Перпендикулярные прямые

Комбинированный урок

Понятие перпендикулярных прямых и их св-ва

§6,п.12-13

3.10

10

Решение задач.

Урок повторения и обобщения

Решать задачи по теме

8.10

11

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

Урок контроля ЗУН уч-ся

10.10

12

Работа над ошибками

Коррекция знаний

Глава II. Треугольники (18 часов)

15.10

13

Треугольники

Урок изучения нового материалла

Понятие треугольника и его элементов; равные треугольники

§1,п.14

17.10

22.10

14-15

Первый признак равенства треугольников.

Решение задач

Комбинированный урок Урок закрепления изученного.

Первы признак равенства треугольника

§1,п.15

24.10

29.10

31.10

16-18

Медианы биссектрисы и высоты треугольника.

Свойства равнобедренного треугольника

Комбинированный урок

Понятие перпендикуляра к прямой, медианы,

Биссектрисы и высоты тр-ка; понятие равнобедренного треугольника

§2,п.16-18

12.11

19

Решение задач

закрепление изученного

Теоретический материал по теме урока

14.11

19.11

20-21

Второй признак равенства треугольников. Решение задач

Комбинированный урок. Урок закрепления изученного

Доказательство второго признака

§3,п.19

21.11

26.11

22-23

Третий признак равенства треугольников. Решение задач

Комбинированный урок. Урок закрепления изученного


Доказательство третьего признака

§3,п.20

28.11

24

Окружность

Комбинированный

Понятие окружности

§4,п.21

3.12

5.12

25-26

Решение задач на построение

Комбинированный

Решать простейшие задачи

§4,п.22-23

10.12

12.12

27-28

Решение задач

Урок закрепления изученного

Формулировки и док-ва признаков равенства тр-ков

17.12

29

Контрольная работа №2 «Треугольники»

Урок контроля ЗУН уч-ся

Решать простейшие задачи по теме

19.12

30

Работа над ошибками

Коррекции знаний

Решать простейшие задачи

Глава III. Параллельные прямые (13 часов)

24.12

26.12

14.01

31-33

Признаки параллельности прямых

Комбинированный урок

Понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов

§1,п.24-26

16.01

21.01

34-35

Решение задач

Урок закрепления

Решать простейшие задачи

23.01

36

Аксиомы параллельных прямых

Урок изучения нового материалла

Понятие аксиомы

§2,п.27-28

28.01

30.01

37-38

Свойства параллельных прямых

Комбинированный урок. Урок закрепления изученного

Решать простейшие задачи по теме

§2,п.29

4.02, 6.02

11.02

39-41

Решение задач.

Закрепление

Решать простейшие задачи

13.02

42

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

Урок контроля ЗУН уч-ся

Решать простейшие задачи по теме

18.02

43

Работа над ошибками

Коррекции знаний

Решать простейшие задачи

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

20.02

25.02

44-45

Сумма углов треугольника.

Решение задач

Урок изучения нового материала

Теорема о сумме углов треугольника

§1,п.30-31

27.02

4.03

46-47

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Комбинированный урок

Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника

§2,п.32

6.03

11.03

48-49

Неравенство треугольника.

Решение задач

Комбинированный урок

Теорема о неравенстве треугольника

§2,п.33

13.03

50

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контроль ЗУН

18.03

51

Работа над ошибками

Коррекция знаний

1.04

3.04

8.04

10.04

15.04

52-56

Прямоугольные треугольники

Урок изучения нового материала

Свойства, признак прямоугольного треугольника

§3,п.34-37

17.04, 22.04

24.04, 29.04

57-60

Построение треугольника по трем сторонам

Комбинированный урок

Решать простейшие задачи по теме

§4,п.38

6.05

61

Решение задач

Уроки повторения

Решать простейшие задачи

8.05

62

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники»

Урок контроля ЗУН уч-ся

13.05

63

Работа над ошибками

Коррекция знаний

Повторение курса геометрии за 7 класс(5 часов)

15.05, 20.05

22.05, 27.05

29.05

64-68

Повторение. Итоговая контрольная работа

Уроки повторения и обобщения

Примечание: количество и виды проверочных работ могут корректироваться по усмотрению учителя.






Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1

Печатные пособия:

123


- наглядные таблицы;

8


- дидактические сборники;

15


- сборники КИМов;

30


- раздаточный материал.

70


2

Экранно-звуковые пособия:



- видеоуроки;

10


- презентации.

23


3

Технические средства обучения (средства ИКТ):

8


- компьютер;

1


- проектор;

1


- экран;

1


CD-диски, DVD-диски.

7


4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

52


- измерительные инструменты для работы у доски;

12


- комплекты измерительных инструментов для индивидуальной работы.

40


5

Демонстрационные пособия:

17


- модели пространственных фигур.

17


VII. Информационно-методическое обеспечение

Авторы

Название

Год изд.

Издат-во

1

Ю.Н. Макарычев, и др.

Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

2009

"Просвещение"

2

Л.И. Звавич и др.

Алгебра: Дидактические материалы для 7 класса

2008

"Просвещение"

3

Арутюнян Е.Б. и др.

Математические диктанты для 5-9 классов

2001

"Просвещение"

4

Денищева Л.О. и др.

Зачеты в системе дифференцированного обучения математике

2003

"Просвещение"

5

Рурукин А.Н. и др.

Поурочные разработки по алгебре: 7 класс.

2007

"Вако"

6

Лысенко Ф.Ф. и др.

Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс

2007

"Легион"


© 2010-2022