- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по математике для учащихся 10 класса «Применение математики в повседневной жизни»
Элективный курс по математике для учащихся 10 класса «Применение математики в повседневной жизни»
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Неговора Т.Н. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный курс по математике «Применение математики в повседневной жизни» для учащихся 10класса
§1. Программа математического курса
Программа содержит:
Пояснительную записку;
Тематическое планирование;
Учебно-тематическое планирование;
Методические рекомендации.
Пояснительная записка
Разработка программы данного элективного курса по математике обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день. Большая часть в данном курсе отводится задачам на проценты, так как на первом этапе основной школы эта тема изучается довольно мало и учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Понимание и умение того, как производить разного вида расчеты, необходимы каждому человеку.
Предлагаемый курс «Применение математики в повседневной жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков математических вычислений, но и формированию интереса учащихся к изучению математики в школе.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, в том числе и процентных для решения большого круга задач, показав широту применения математики в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- сформировать умения заполнять некоторые документы, часто используемые в жизни каждой семьи, производить вычисления, необходимые для применения их в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 17 занятий по различным темам, касающимся рассмотрению задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни, каждое из которых содержит подробный конспект урока.
Ко всем занятиям имеется либо небольшая историческая и теоретическая справка, либо краткое изложение того, как та или иная тема может быть применена к расчетам на каждый день. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на умение заполнять документы по оплате жилищно-коммунальных услуг и подсчитывать расход материалов и денежных средств на ремонт помещения до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар и использование презентаций на уроке. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно использована в 10-11 классах с любой степенью подготовленности учащихся, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь заполнять квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;
- знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Данный курс может стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике.
Тематическое планирование
Тема 1. Введение в элективный курс. (1 час)
Сообщение цели и задачи курса. С помощью презентации демонстрация его актуальность. Составляется задание в виде таблицы, которую необходимо заполнять на протяжении всего курса.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение.
Тема 2. Коммунальные платежи. (3часа)
Показ широты применения в жизни математических расчетов. Заполнение квитанций по оплате коммунальных услуг за свет, за квартиру, за телефон. Введение основных понятий в коммунальных платежах: «пеня», «доплата». Отработка навыков ориентирования в тарифах, предлагаемых МГТС. Решение задач, связанных с заполнением квитанций на оплату. Выполнение тренировочных упражнений.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Ремонт кабинета. (1часа)
Демонстрация разного вида таблиц, для усвоения учащимися навыков работы с таблицей предлагаемых бытовых услуг. Решение задач по подсчетам расходных средств на ремонт помещения и прикидка оптимального вида ремонта.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Проценты в прошлом и настоящем.(3часа)
Сообщение об истории появления процентов; устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 5. Распродажа, тарифы, штрафы. Бюджет, зарплата. (5часов)
Введение основных понятий для решения математических задач по данной теме, а именно:
скидка, распродажа, тарифы, штрафы, бюджет. Демонстрация примеров повседневного использования процентных вычислений в настоящее время.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6. Банковские операции. (2часа)
Актуализация знаний о сложном проценте для отработки навыков использования формулы
при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада. Самостоятельное выполнение заданий.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 7. Проценты в современной жизни. (2 час)
Закрепление полученных знаний о процентах в ходе игры и показа презентаций учениками.
Метод обучения: игра, показ презентации учеников, беседа.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма
контроля
лекция
практика
семинар
1
Введение в элективный курс
1
0,5
0,5
2
Коммунальные платежи
3
1
2
3
Ремонт кабинета
1
0,5
0,5
4
Проценты в прошлом и настоящем
3
1
2
5
Распродажа, тарифы, штрафы. Бюджет, зарплата.
5
1
4
6
Банковские операции
2
1
1
С.р.
7
Проценты в современной жизни
2
0,5
1
0,5
С.р.
17часов
5,5ч
11ч.
0,5
Методические рекомендации
Для того, чтобы деятельность на уроке не была однообразна, на некоторых занятиях можно предложить ученикам подготовить сообщения и выступить с ними перед практической деятельностью. Такой вид деятельности может заменить лекцию учителя ил же дополнить ее интересными фактами.
Представленные в данном курсе задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы у учащихся остался наиболее яркий и положительно окрашенный след от изучения этого курса, поэтому, объявляя учащимся цель курса, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека - финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли).