• Преподавателю
  • Математика
  • Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для обучающихся 5 «В» класса на 2014 -2015учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для обучающихся 5 «В» класса на 2014 -2015учебный год

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Сальска




Утверждена приказом

от 01.09.2014 № 142

на основании решения педсовета

(Протокол №1 от 28.08.2014г)

Директор школы

Мазниченко Е. Н.______________

Рабочая программа

дополнительного образования

«Занимательная математика»

для обучающихся 5 «В» класса

на 2014 -2015учебный год.



Составитель программы: Светличная С.М. - учитель

I квалификационной категории.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе материалов «Круглогодичной олимпиады», материалов Малого Мехмата и материалов СОМа - ресурсов Интернета. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Цель курса - способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка.

Образовательные задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся по математике;

- привитие интереса учащимся к математике;

- активизировать познавательную деятельность;

- показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;

- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Основное содержание

  1. Математика - царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. - 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. - 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. - 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки. - 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». - 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. - 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». - 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. - 1час

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру». - 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. - 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». - 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. - 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! - 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32.-33. Русские математики.-2 часа

Л.Ф.Магницкий С.В.Ковалевская. Н.И.Лобачевский. И.М.Виноградов. П.Л.Чебышев, А.Н.Крылов.

34. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

35. Круглый стол «Подведем итоги». - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Календарно тематическое планирование.


п/п

Дата

Тема занятия

Кол - во часов

Содержание деятельности

Учебно- методические средства обучения

Результат занятия (средства контроля)

теоретическая

практическая

1 четверть

9


1

04.09

Вводное занятие «Математика - царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.



Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

2

11.09

Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3

18.09

Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

математический диктант

4

25.09

Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5

02.10

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

работа с алгоритмами

тестирование

6

09.10

Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

16.10

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

контрольный тест

8

23.10

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

работа с алгоритмом

9

30.10

Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

Итого 1 четверть - 9 занятий


2 четверть

7

10

13.11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

тестирование

11

20.11

Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

27.11

Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

13

04.12

Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

11.12

Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15

18.12

Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16

25.12

«Газета любознательных».

1

проектная деятельность

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

Итого 2 четверть -7 занятий



3 четверть

10


17

15.01

Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18

22.01

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

29.01

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

05.02

Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел.

школьная олимпиада

21

12.02

Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22

19.02

Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

26.02

Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

тестирование

24

05.03

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

тестирование

25

12.03

Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

тестирование

26

19.03

Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

Итого 3 четверть - 10 занятий


4 четверть

9

27

02.04

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

09.04

Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29

16.04

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30

23.04

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

31

30.04

Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

тестирование

32

07.05

Русские математики

1

работа в группах

Сообщение, презентация

33

14.05

Русские математики

1

34

21.05

Математический КВН

1

35

28.05

Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование


Итого за 4 четверть - 9 занятий


Итого за год - 35 занятий


Литература

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.

3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.

4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы- М. Айрис-пресс, 2006

5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.

6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008

7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.

8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)

9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986







© 2010-2022