Краткосрочный курс Технология проектной деятельности обучающихся в 6 классе. Математические игры

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа краткосрочного курса «Технология проектной деятельности обучающихся в 6 классе».

«Математические игры».

Учитель АликинаТ. Б.

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (стандарты второго поколения), направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. В основу положен опыт системы образования Самарской области и Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности»/ Под. ред. О.В.Чураковой. - Самара: Изд-во «Профи», 2003.

Главная идея проектной деятельности

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Педагогическая целесообразность проектной технологии

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Программа предназначена для учащихся 6-х классов. Реализация метода проектов на данной ступени является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста деятельностью. Наиболее значимый для данного возраста образовательный результат - умение различать (именно различать, но еще не реализовывать) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Расширяется поле самореализации учащегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений. Особенность подростков данного периода - направленность на деятельность, на практическое освоение прикладных наук.

Актуальность программы

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ученика, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса обучающихся как к индивидуальному, так и к коллективному. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Цель курса: освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащихся 6-х классов, подготовка их к разработке и реализации собственных проектов;

Задачи:

  • В области предметных компетенций:

  • Овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • Формирование навыков публичной презентации, оформление результатов проектной деятельности;

  • В области метапредметных компетенций:

  • Формирование ключевых компетентностей учащихся: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • Стимулирование познавательной активности учащихся в сфере, формирование у них потребности в самостоятельном приобретении знаний и способности к автономному обучению в течение всей жизни;

  • В области личностных компетенций:

  • Формирование интереса учащихся к знаниям в разных сферах современного общества, поддержка стремления к самостоятельному изучению окружающего мира, воспитывая при этом патриотизм, гражданскую позицию по отношению к культуре родного края;

  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения.

Принципы:

  • интегративность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

  • непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся и научных руководителей;

  • межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

  • интерактивность, т.е. работа с учащимися должна проводится в деятельностном режиме (погружение в проблему - практическая работа - обсуждение результатов).

  • индивидуализации;

  • саморазвития

Курс призван:

- предоставить новые возможности для развития личности средствами включения в проектно - исследовательскую деятельность;

- дать возможность каждому обучающемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления проектно - исследовательской деятельности;

-вооружить обучающихся знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.



Структура курса:

6-е классы:

2 полугодие - 10 часов

Форма организации учащихся: Учебное занятие в форме «Проектной мастерской»

Виды учебных занятий:

  • Деловая игра;

  • Мозговой штурм

  • Практическая работа;

  • Практикум;

  • Консультация;

  • Конференция;

  • Форум.

Тематическое планирование

Тема урока

Основные умения учащихся

Форма организации

1-2

Образовательное путешествие

Учащиеся осуществляют выбор мастерской

Образовательное событие

3

Проектный замысел

Анализируют существующую и желаемую ситуацию, делают выбор

Практическая работа

4

Планирование продукта

Поиск, сбор, систематизация информации

Занятие-практикум с элементами самостоятельной работы

5

Предварительная оценка продукта

Обсуждение вопросов с руководителем, представление плана деятельности

Занятие-консультация

6

Планирование презентации

Выбор формы презентации, внесение материала в презентацию

Парная деятельность (ученик - ученик)

7

Предзащита проекта

Консультируются с руководителем, задают вопросы, делают записи в дневнике

Консультативное занятие

8-9

Презентация проекта

Готовит и проводит презентацию проекта, задает вопросы, отвечает на вопросы к проекту

Мини-конференция

10

Рефлексия

Рефлектирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения

Индивидуальная работа

Планируемые результаты:

В ходе овладения проектной технологией учащиеся овладевают умениями:

- формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее;

- изготовлять продукт проектной деятельности;

- составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе;

- составлять структуру своего проекта;

- проводить исследование и делать выводы по его результатам;

- работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой, составлять библиографию и список литературы;

- структурировать материал, выделять главное для презентации;

- грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления;

- проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников курса.

В процессе проектной деятельности формируются метапредметные и личностные компетенции:

1.Рефлексивные: (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?)

2. Исследовательские: (умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи.)

3. Навыки оценочной самостоятельности: (внешняя оценка, самооценка)

4.Умение работы в сотрудничестве: (умение коллективного планирования, умение взаимодействия с разными партнерами, умения взаимопомощи в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.)

5. Менеджерские: (умение проектировать процесс или изделие, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные: (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки устного опроса, интервьюирования, анкетирования).

7. Презентационные: (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта, умение отвечать на незапланированные вопросы).

8.Информационные умения и навыки: (использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации, оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники, возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом).

Список литературы:

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д.,2005.

4.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.образование. - 2000. - №7.

5.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.

6.Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности»/ Под.ред. О.В.Чураковой. - Самара: Изд-во «Профи», 2003.

7.wwwHYPERLINK "proektoriya.siteedit.su/".HYPERLINK "proektoriya.siteedit.su/"proektoriya.siteedit.su Проектная технология для начинающих и не только.

Приложение 1

Карта оценки качества проектной деятельности учащихся


Ниже предлагается краткое описание основных и дополнительных диагностических показателей качества проектной деятельности учащихся. Под основными показателями при этом понимаются следующие этапы реализации проектной деятельности:
1.Проблематизация, целеполагание.
2.Организация деятельности в рамках проекта.
3.Осуществление деятельности в рамках проекта.
4.Презентация результатов проектной деятельности.
5.Оценка и самооценка результатов работы над проектом.


Каждый из этих этапов проектной деятельности может характеризоваться различными качественными характеристиками, которые позволяют судить об эффективности реализации проекта. Каждый этап содержит определённые критерии оценки качества реализации проектной деятельности.

Степень проявления каждого критерия необходимо оценить по 10-бальной шкале:

  • 0-2 балла - критерий может практически полностью не проявляться при решении поставленных задач, в этом случае можно говорить о несформированности требуемых умений.

  • 3-4 балла - критерий может проявляться в элементарных формах, которые свидетельствуют о начальных этапах его формирования.

  • 5-7 баллов - проявление хорошего (достаточного) качества проектной деятельности.

  • 8-10 баллов - оцениваемый критерий может обнаружиться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся высоким уровнем качества проектной деятельности.

Этапы организации проектной деятельности учащихся

Критерии оценки качества реализации учащимся каждого этапа проектной деятельности

Шкала оценивания

(отметить балл)

1

Проблематизация, целеполагание

(выделение и формулирование ведущей проблемы, постановка цели и задач)

Наличие сформулированной проблемы и обоснование её актуальности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Степень новизны проблемы (в соответствии с зоной ближайшего развития учащихся)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наличие сформулированных цели и задач проекта (реалистичность, практико-ориентированный характер, значимость)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Точность формулировок (научность, конкретность, лаконичность, соответствие проблемы - цели - задач)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Самостоятельность в формулировании проблемы, цели, задач

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Организация деятельности в рамках проекта (планирование, распределение в группы)

Планирование работы (конкретность и подробность плана, планирование отдельных этапов, точность сроков)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эффективность организации групповой работы (распределение на группы, определение функционала внутри группы, определение ответственных, включённость, активность)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество совместной работы в группе (сотрудничество, представления о своём участии в работе и участии других, правильность выполнения работы, эмпатия, толерантность)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рациональное использование времени, средств деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Осуществление деятельности в рамках проекта (поиск информации, проведение исследования, изготовление продукта)

Полнота использования имеющихся по проблеме источников информации и уровень владения материалом

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Целесообразность и логичность, оптимальность использованных способов действия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оригинальность использованных методов деятельности для решения проблемы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рефлексия результатов выполнения деятельности на каждом этапе работы над проектом

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Степень самостоятельности в осуществлении деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Презентация

результатов проектной деятельности

Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наличие и качество иллюстративного материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Чёткость обобщений, выводов, их соответствие поставленной цели, задачам

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество оформления презентации: логичность представленной информации, соответствие требованиям эстетики, соответствие дизайна содержанию презентации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лаконичность и аргументированность в ответах на вопросы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Оценка и самооценка результатов работы над проектом

Достижение поставленной цели, задач проектной деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Самостоятельность осуществления действий с опорой на алгоритм

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество и значимость продуктов проектной деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эффективность групповой деятельности в процессе реализации проекта

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Регулярное или поэтапное проведение рефлексии результатов выполнения действий (объективный самоанализ, ведущий к самоконтролю)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сумма отмеченных баллов



Суммируйте полученные оценки и соотнесите с соответствующим уровнем качества проектной деятельности учащихся.


Уровни качества проектной деятельности учащихся

192 - 240 баллов (80-100% качества) - высокий (оптимальный) уровень качества проектной деятельности учащихся;

144 - 191 баллов (60-80 % качества) - хороший (достаточный) уровень качества проектной деятельности учащихся;

96 - 143 балов (40-60% качества) - средний уровень качества проектной деятельности учащихся;

48 - 95 баллов (20-40% качества) - уровень качества проектной деятельности учащихся ниже среднего (недостаточный);

0 - 47 баллов (0-20% качества) - низкий (недопустимый) уровень качества проектной деятельности учащихся.



© 2010-2022