- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса по математике для 11 класса
Программа элективного курса по математике для 11 класса
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернова Е.А. |
Дата | 30.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский федеральный университет»
Лицей Северо-Кавказского федерального университета
РАССМОТРЕНО
на заседании методической секции _________________________
Протокол № __________
От «____»________20___г.
_____________/____________
(подпись) (ФИО руководителя МС)
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __________
От «____»________20___г.
_____________/____________
(подпись) (ФИО директора)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
____решение сложных математических задач__
название предмета
__________ 11-Г_______КЛАСС
номер параллели и класса
________профильный_____УРОВЕНЬ
(базовый или профильный, дополнительные предметы)
Разработчик:
______________/_Чернова Е.А.._
(подпись) (ФИО автора)
г. Ставрополь
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка
2. Описание учебного предмета
3.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
4.Тематическое планирование
5.Календарно-тематическое планирование
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1.Нормативные документы для разработки рабочей программы:
-
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015;
-
приказ Министерства образования Российской федерации от 05 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31 января 2012 г.);
-
федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
-
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России на текущий учебный год;
-
инструктивно-методические письма министерства образования и науки Российской Федерации и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края;
-
материалы предметно-содержательного анализа результатов ЕГЭ, публикуемых ежегодно;
-
рекомендации, изложенных в методических письмах об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании того или иного предмета в средней школе, подготовленных специалистами Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений».
-
устав ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»;
-
основная образовательная программа основного среднего образования лицея СКФУ;
-
положение о лицее СКФУ;
-
положение об учебно-методическом комплексе учебных предметов лицея СКФУ.
1.2.Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных предметов.
Для обучающихся 11 класса информационно-технологического профиля на этапе основного общего образования входит в перечень учебных предметов элективный курс по математике, который рассчитан по учебному плану на программу 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.
1.3.Общие цели учебного предмета для уровня обучения с учетом специфики учебного предмета.
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
1.4.Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
-овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;
-освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Раздел 2. Описание учебного предмета
2.1.Основные разделы и темы.
- Решение сложных задач тригонометрии: Тригонометрические функции и их свойства; тригонометрические уравнения и неравенств.
- Производная и её применение: Дифференцирование функций; применение производной для исследования функций.
- Решение рациональных и иррациональных уравнений и неравенств: Рациональные уравнения и неравенства; иррациональные уравнения и неравенства; системы рациональных уравнений; уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину.
- Показательная и логарифмическая функция: Показательные и логарифмические уравнения; показательные и логарифмические неравенства.
- Графический метод решения уравнений и неравенств с параметрами: Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами; тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами; различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами.
- Решение сложных задач планометрии: Решение треугольников; многовариантные задачи.
- Решение сложных задач стереометрии: Прямые и плоскости в пространстве; многогранники; тела вращения.
2.2.Общая характеристика учебного процесса.
Используемые формы и методы обучения: классно-урочная форма обучения с использованием уроков объяснений нового материала, уроков решения задач, уроков повторения и обобщения, уроков с контролем - тестовые задания, материалы ЕГЭ. На уроках учебного предмета используются групповые и индивидуальные методы обучения.
2.3.Виды материально-технического оборудования, используемого в учебном процессе.
На уроках элективного курса используются ТСО (проектор), наглядные пособия (таблицы, плакаты), программное обеспечение (возможности компьютерного класса с выходом в сеть Интернет).
Раздел 3. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
3.1.Личностные результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета «Решение сложных математических задач» на профильном уровне обучающиеся должны:
- сформировать представления об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладеть языком математики в устной и письменной форме;
- развивать логическое мышление;
- овладеть навыками алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса развивать математическую культуру личности.
.
3.2.Предметные результаты освоения дисциплины:
В результате освоения предмета обучающийся должен:
Знать и понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Раздел 4.Тематическое планирование
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
В том числе на:
лаборатор-ные, практичес-кие работы
контрольные работы
(диктанты, сочинения)
самостоя-тельные работы
зачет
тест
иные формы (указать)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Решение сложных задач тригонометрии
8
1
2
Производная и её применение
8
1
3
Решение рациональных и иррациональных уравнений и неравенств
14
1
4
Показательная и логарифмическая функция
12
1
5
Графический метод решения уравнений и неравенств с параметрами
10
1
6
Решение сложных задач планометрии
8
1
7
Решение сложных задач стереометрии
8
1
Итого:
68
7
Раздел 5.Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ п/п
Дата проведения урока
Тема урока
Форма урока (к/р, с/р, тест, зачет и т.д.)
Примечание
1
2
3
4
5
Глава 1. РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ ТРИГОНОМЕТРИИ
1
Тригонометрические функции и их свойства
Урок-практикум, индивидуальные задания
2
3
Основные тригонометрические формулы
Урок-практикум, индивидуальные задания
4
5
Тригонометрические уравнения
Урок-практикум, взаимоконтроль
6
7
Тригонометрические неравенства
Обобщающий урок, повторение.
8
Глава 2. Производная и её применение
9
Техника дифференцирования сложных функций
Урок-практикум, индивидуальные задания
10
11
Уравнение касательной к графику функции
Урок-практикум, индивидуальные задания
12
13
Применение производной для исследования функций
Урок-практикум, взаимоконтроль
14
15
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции
Урок-практикум. ИК
16
Глава 3. Решение рациональных и иррациональных уравнений и неравенств
17
Рациональные уравнения
Урок-практикум, индивидуальные задания
18
19
Системы рациональных уравнений
Урок-практикум. ИК
20
21
Рациональные неравенства
Урок-практикум. ИК
22
23
Иррациональные уравнения и неравенства
Урок-практикум, взаимоконтроль
24
25
26
27
Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину
Обобщающий урок, повторение
28
29
30
Глава 4. Показательная и логарифмическая функция
31
Показательные уравнения
Урок-практикум, индивидуальные задания
32
33
34
Логарифмические уравнения
Урок-практикум. ИК
35
36
37
Показательные и логарифмические неравенства
Урок-практикум, Обобщающий урок, повторение
38
39
40
41
42
Глава 5. Графический метод решения уравнений и неравенств с параметрами
43
Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами
Обучающий уроки, урок-практикум. ИК
44
45
Показательные и логарифмические
уравнения с параметрами
Обучающий уроки, урок-практикум. ИК
46
47
Показательные и логарифмические
неравенства с параметрами
Обучающий уроки, урок-практикум. ИК
48
49
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами
Обучающий уроки, урок-практикум. ИК
50
51
Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами
Обучающий уроки, урок-практикум. ИК
52
Глава 6. Решение сложных задач планометрии
53
Углы и отрезки, связанные с окружностью
Обучающий уроки, урок-практикум. ИК
54
55
Решение треугольников
Урок-практикум. ИК
56
57
Многовариантные задачи
Урок-практикум. Обобщающий урок, повторение
58
59
60
Глава 7. решение сложных задач стереометрии
61
Прямые и плоскости в пространстве:
- угол между прямой и плоскостью
- угол между плоскостями
- расстояние между прямой и плоскостью
- угол и расстояние между скрещивающимися прямыми
Урок-практикум. ИК
62
63
Многогранники: задачи на сечения
Урок-практикум, индивидуальные задания
64
65
Тела вращения
Урок-практикум, индивидуальные задания
66
67
Некоторые приёмы вычисления отношений в стереометрии
Обобщающий урок, повторение.
68
Раздел 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета
6.1.Рекомендуемая литература:
6.1.1.Основные учебники и учебные пособия, рекомендованные МОН РФ:
- А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа.11 класс. Часть 1. Учебник. - М.: Мнемозина, 2014
- А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Часть 2. Задачник. - М.: Мнемозина, 2014
- Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014
6.1.2.Дополнительная литература:
-
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Контрольные измерительные материалы профильного уровня /В.И.Рыжик /М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
-
Алгебра и математический анализ, под редакцией Н. Я. Виленкина, - М. Просвещение, 2011.
-
Алгебра и начала анализа 11кл. Г. К.Муравин, О. В.Муравина. Дрофа. 2014г.
-
За страницами учебника математики. Математический анализ. Теория вероятностей. 10-11 класс /Л.П.Шибасов, З.Ф.Шибасов / М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
-
Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. 10-11 классы /А.П.Власова, Н.И.Латанова /М.: Дрофа, 2013. - 96 с.
-
Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /С. М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. - М.: Просвещение, 2003
-
Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова. Алгебра и начала анализа, 10 - 11 класс. Тематические тесты и зачеты. - М.: Мнемозина, 2012;
6.1.3.Информационные источники сети Интернет:
- Российское образование. Федеральный портал
edu.ru/
- Все образование. Каталог ссылок
catalog.alledu.ru/
- В помощь учителю. Федерация интернет-образования
som.fio.ru/
- Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников
school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1165
- Учитель.ру - Федерация интернет-образования
teacher.fio.ru/
- Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов
rating.fio.ru/current.php?program_type=2$subject_id=25$Submit=%E2%FB%E1%F0%E0%F2%FC
- Интернет-ресурсы по обучающим программам Дистанционное обучение - проект «Открытый колледж»
college.ru/indexGraph.php3
- Электронные бесплатные библиотеки
allbest.ru/mat.htm
- Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)
en.edu.ru/db/sect/3217/3284
- Математика online
mathem.by.ru/index.html
comp-science.narod.ru/
matematika.agava.ru/
center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000191
samara.fio.ru/resourse/teachelp.shtml#mate
- Периодические издания в Интернет
archive.1september.ru/mat/
poisknews.ru/
ug.ru/
aboutstudy.ru/magazine2.shtml