Конспект урока по темеУмножение и деление положительных и отрицательных чисел

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - введение нового материала по математике в 6 классе

по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел».


Подготовила учитель математики

МБОУ СОШ № 53 города Иванова

Синицына М.В.,

учитель 1

квалификационной

категории





Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел.

Цели урока:

  • Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных чисел;

  • Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать коллективно, в парах, индивидуально.

Ход урока:


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный (1 мин.)

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.

Дети приветствуют учителя. Садятся.

2. Мотивация урока

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Ал-Бируни: «Знание - самое превосходное из владений. Все стремяться к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Пытаются ответить на вопрос.

3.Актуализация знаний(3 мин.)

Фронтальный опрос:

1.Какие числа называются положительными?

2. Какие числа называются отрицательными?

3.Что называется модулем числа а?

5.Как сложить числа с одинаковыми знаками?

6. Как сложить числа с разными знаками?

Устный счет.

1.Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд:

а) -10; -8; -6; -4;…

б) -2; -4; -8; -16;…


2. Дан ряд чисел: -1; 4; 0; -5; -104; 8;16.

а) Назовите положительные числа

б) Назовите отрицательные числа.

в) Назовите все числа одним словом.

3. Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока ( тема урока закодирована):

-3+5 Ж (-4)

12-(-2 ) И 3

-3+15 Н 12

-6+(-1) О (-7)

-7+3

-13-2 М 14

18+(-6) У 2

(- 3)+6 Е (-15) или 15

(-5) * 3

Сверим ответы.

Дают определение положительных чисел

Дают определение отрицательных чисел

Дают определения модуля числа а.

Дают определение сложения чисел с одинаковым знаком.

Дают определение сложения чисел с разными знаками.

а) В ряду каждое следующее

число больше предыдущего на 2. Следующими будут числа -2; 0; 2 и т.д.

б) Каждое следующее число меньше предыдущего в два раза. Следующими будут числа -32; -64 и т. д.

4; 8; 16.

-1; -5; -104.

Рациональные


Вычислите устно

-3+5=2

У --- 2

12-(-2)=14

М --- 14

-3+15=12

Н --- 12

-6+(-1)=(-7)

О --- (-7)

-7+3 = (-4)

Ж --- (-4)

-13-2 =( -15)

Е --- ( - 15)

18+(-6) = 12

Н --- 12

-3+6 = 3

И --- 3

(-5)*3=(-15)

Е - 15 или(-15)

3.Постановка проблемы (2мин.)

Какое слово получилось в результате вычислений примеров?

Создание проблемной ситуации.

- Последний пример

был одинаков для всех?

- Какие ответы получились?

  • Как вы думаете, почему так получилось?

  • Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос?


  • А вы знаете, как выполняется умножение чисел?

  • Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)

Так какая тема нашего урока?

Запишите тему урока в тетради.

Умножение


Да.

15и(-15)

Не знаем правила умножения положительных и отрицательных чисел, а последние пример на это действие.

Умножение

Натуральных и дробных положительных, да.

Мы должны научиться умножать положительные и отрицательные числа.


Умножение положительных и отрицательных чисел.

4. Открытие детьми нового знания (8мин.)

Объясните, как получили в последнем примере ответ 15?(-15)?

Те, у кого получилось (-15), объясните, как вы рассуждали?

Каким действием можно проверить кто прав?

А как теперь умножить(-3)*(-5)?

Историческая справка:

Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом.

Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.

Правила знаков при умножении

( + ) · ( + ) = ( + )

( - ) · ( - ) = ( + )

( + ) · ( - ) = ( - )

( - ) · ( + ) = ( -)

Умножали два числа с разными знаками, значит, в ответе должно получиться отрицательное число.

Минус умножить на минус будет плюс (другие рассуждения).

Учащиеся объясняют.

Сложением.

Решают. Проверяют.





Учащиеся формулируют правила с помощью наводящих вопросов учителя.

5. Первичное закрепление

(8 мин.)

Определить знак произведения и вычислить (работа в группах)

Делаем вывод, формулируя мнимоническое правило.

Условившись положительные числа связывать со словом "друг", а отрицательные числа со словом "враг", древние употребляли интересное правило умножения:

Вывод:

1) Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;
2) Чтобы найти модуль произведения, нужно перемножить модули сомножителей.

- Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками:

слайд

(+X)*(+X)=(+X)

  • Друг моего друга - мой друг

  • (+X)*(-X)=(-X)

  • Друг моего врага - мой враг

(-X)*(-X)=(+X)

  • Враг моего врага - мой друг

(-X)*(+X)=(-X)

  • Враг моего друга - мой враг

Правила знаков при умножении

( + ) · ( + ) = ( + )

( - ) · ( - ) = ( + )

( + ) · ( - ) = ( - )

( - ) · ( + ) = ( -)



стр.190

6. Физминутка

(1 минута)

«Зверобика»

Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочки подтянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Под звуки музыки ребята поют и выполняют упражнения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (10 мин.)



Рефлексия по с\р

Решение обучающей самостоятельной работы.




Проверяем.

Какие у вас возникли затруднения?

Как вы думаете почему?

Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?

Учащиеся решают примеры (раздаточный материал)

Работают в парах .

Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.

Критерии оценивания работ.

За правильно решенные задания менее 6 заданий «2»;

6-9 заданий- «3»;

10-12 заданий- «4»;

Нет ошибок- «5».

Работы сдают учителю для перепроверки.

8.Практическое применение

(4 минут)

1.

При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм.
1) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 30С?

2) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С?

2.

Турист движется по шоссе со скоростью
v км/ч. Сейчас он находится в точке О. Если он движется в положительном направлении, то его скорость считают положительной, а в отрицательном направлении - отрицательной. Значение t = -4 означает «4 ч назад»

Слайд



Слайд

9.Итог урока (2мин.)









Рефлексия:

(1 минута)

- А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.

Интересно ли вам сегодня было? Чему научились?

Что вызвало затруднение?

  1. Как перемножить два числа с разными знаками?

  2. Как перемножить два отрицательных числа?

  3. Приведите примеры на каждое правило.

Какие цели ставили перед собой?

Достигли цели урока?

Задание на дом (дифференцированное):




Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?

Удовлетворительно - смайлик синий.

Хорошо - смайлик зеленый.

Отлично - смайлик красный.

Всем спасибо за урок. Урок закончен.


Не знали правила умножения положительных и отрицательных чисел.

Проверка умножения сложением

Вывели правила умножения положительных и отрицательных чисел.

Научиться умножать положительные и отрицательные числа

Да.


  1. П. 35

  2. №1143(а-з), №1144(а,б), №1141

  3. Разобрать 2-ой способ доказательства умножения положительных и отрицательных чисел с.190

Учитель достает дерево знаний и………..

Каждый ученик берет у себя на парте подходящего смайлика для своих знаний и украшает им елку знаний.


© 2010-2022