Разработка урока по теме Сложение отрицательных чисел

Цели: закрепление умения применять правило сложения отрицательных чисел. Задачи: 1) обучающая: -     учащиеся закрепляют умение  применять правило сложения отрицательных чисел, -     умеют применять знания при решении текстовых задач, уравнений  и числовых примеров, -    самостоятельно  проверяют степень усвоения материала, -     умеют работать самостоятельно и в группах, -     умеют анализировать полученные результаты и делать выводы, 2) развивающая: -     развивается математическая речь, -    ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Сложение отрицательных чисел»

Разработала учитель математики Зверева Т.С.

Цели: закрепление умения применять правило сложения отрицательных чисел.

Задачи:

1) обучающая:

- учащиеся закрепляют умение применять правило сложения отрицательных чисел,

- умеют применять знания при решении текстовых задач, уравнений и числовых примеров,

- самостоятельно проверяют степень усвоения материала,

- умеют работать самостоятельно и в группах,

- умеют анализировать полученные результаты и делать выводы,

2) развивающая:

- развивается математическая речь,

- приобретаются навыки применения правил при решении упражнений,

- развивается исторический кругозор учащихся согласно теме урока,

3) воспитывающая:

- учащимся прививается интерес к предмету,

- развивается усидчивость, внимательность и усердие,

- развивается самостоятельность и умение делать самоанализ.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Устная работа на повторение.

  4. Практическая работа.

  5. Математический диктант со взаимопроверкой.

  6. Закрепление материала + индивидуальная работа.

  7. Физминутка.

  8. Дифференцированная самостоятельная работа.

  9. Информационная справка.

  10. Итоги урока.

Ход урока.

«Бог дает пищу каждой птице, но Он не забрасывает ее ей в клюв»

Индийская мудрость.



  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, приветственное слово.



  1. Проверка домашнего задания: №№ 1059, 1060.

№1059. Ответ: 4000 м³.

№1060. Ответы: а) 2,88

б) 3,4

в) Разработка урока по теме Сложение отрицательных чисел

  1. Устная работа.

Вопросы устной работы:

  1. Какие числа называются отрицательными?

  2. Какие числа называются противоположными?

  3. Теперь, подходя к теме нашего урока, давайте вспомним, как же складываются отрицательные числа?

№1. Вычислить и по результатам составить слово согласно нижеприведенной таблице:

  1. -3+ (-4) = -7


  1. -9 + (-11) = -20


  1. (-7,4)+ (-0,6) = -8


  1. -5,5 +(-1,5)= -7


  1. (-2,4)+ (-1,3) = -3,7

И

Н

Д

Я

-7

-20

-8

-3,7

Какое слово у нас получилось? Правильно Индия. Именно в Индии впервые люди начали складывать отрицательные числа.

4) Практическая работа по микро группам:

1 вариант: «Температура воздуха в 18 часов была -5,5 градусов, к 21 часу температура понизилась на 3 градуса, а к полночи температура понизилась еще на 2,5 градуса. К 3 часам ночи температура опустилась еще на 1,5 градуса. Какова финальная температура воздуха за прошедший день?»

2 вариант: «Подводная лодка к началу учений была на глубине -1,5 км, позже она опустилась еще на 0,3 км, через час после начала учений лодка опустилась еще на 0,8 км,

а к окончанию учений - еще на 1,2 км. На какой глубине оказалась подводная лодка?»

3 вариант: «Археологи начали раскопки на глубине -0,5 м. В первый день они опустились на 0,7м, во второй день - на 2,4 м, а в третий - на 0,9 м. На какой глубине оказались археологи к окончанию работ?»

5) Математический диктант

Вариант 1 Вариант 2

  1. Найдите сумму: -18 и 0. 1. Найдите сумму: -20 и 0.

  2. Найдите сумму: -6 и -3. 2. Найдите сумму: -5 и -4.

  3. Найдите сумму: -7 и -7. 3. Найдите сумму: -8 и -8.

  4. Найдите сумму: -0,2 и -0,6 4. Найдите сумму: -0,3 и -0,5.

  5. Найдите сумму: -12,6 и -5,2 5. Найдите сумму: -11,1 и -5,6.

№№

Вариант 1

Вариант 2

1

-18

-20

2

-9

-9

3

-14

-16

4

-0,8

-0,8

5

-17,8

-16,7

Ученики, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и проверяют работу соседа с последующим выставлением оценки.

Критерии оценки: 5 примеров верно - «5»,

4 примера верно - «4»,

3 примера верно - «3»,

верно менее 3 примеров - «2».

6) Закрепление материала + индивидуальная работа.

Класс делится на 2 части:

- 1 часть выполняет совместно с учителем задания у доски.

№№ 1056 (а, д, ж, и, л).

№1. Задача: «Древняя Индия. Бедный крестьянин берет в долг у своего богатого соседа 3 мешка риса для весенней посадки. Однако лето было плохое, засушливое и бедный крестьянин ничего со своего поля не собрал. А впереди зима, и пришлось идти бедняку к соседу опять. Богатый сосед не отказал и дал в долг еще 7 мешков риса, но с условием вернуть долг с 10 % надбавкой. Сколько же мешков риса должен отдать крестьянин?»

№2. Решить уравнения (дифференцированная работа у доски: выходят 3 человека):

1 группа: 18 + х = -22

2 группа: 3,6 + х = -5,2

3 группа: 2,56 + 2х = -2,24

- 2 часть выполняет индивидуальную работу:

Индивидуальная работа

-11 + (-24)=


А

-75 +(-24)=

Г

-12 + (-13)=


Б

-62 +(-36)=

Х

-28 +(-27)=


У

-4,2 +(-5,3)=

Я

-34 +(-49)=


М

-1,7 +(-1,8)=

В

-13 +(-44)=


П

-22,5 +(-3,7)=

Д

-59 +(-27)=


Р

-27,6 +(-4)=

И

-80 +(-11)=


Т

-40,3 +(-1,77)=

Н



Б

Р

А

Х

М

А

Г

У

П

Т

А

-25

-86

-35

-98

-83

-35

-99

-55

-57

-91

-35

Итак, мы закончили с вами работу у доски, и наши одноклассники закончили самостоятельную работу. Давайте поинтересуемся, что у них получилось в итоге решения заданий?

Правильно, получилось имя Брахмагупта, это индийский математик, словами которого мы начали свой урок и который сделал много открытий в области сложения отрицательных чисел.

7) Физкультминутка.

На счет раз - снимем усталость с глаз (закрываем глазки и представляем что-нибудь приятное);

На счет два - отдыхает голова (опускаем головки и делаем по одному круговому движению);

На счет три - на соседа слева посмотри, на соседа справа посмотри;

На счет четыре - глубоко вдыхаем;

На счет пять - работу продолжаем!

8) Дифференцированная самостоятельная работа.


Вариант А1.

Вариант А2.

№ 1. Вычислите

-29 + ( - 27) =

-5,4 + ( - 1,7) =

№ 1. Вычислите

- 34 + (- 22) =

-5,2 + ( - 1,7) =

№ 2.

Температура воздуха в 8 часов утра составила - 8. К 9 часам она изменилась на -2. К 10 часам на -9, к 11 часам на -3. Найдите температуру воздуха в 11 часов.

№ 2.

Водолаз начал работу на глубине

- 11 метров. В ходе работ он изменял глубину погружения на

- 4м, - 2м и на - 5м. На какой глубине водолаз закончил работу?

№ 3.

1,2 + х = -3,5

№ 3.

1,6 + х = -4,9

Вариант Б1.

Вариант Б2.

№ 1. Вычислите

-32,7 + (- 11,34 ) =

-2,13 + (-4,58) =

-0,5 + (-0,8) + (-1,6) =

№ 1. Вычислите

-15,6 + (- 28, 44) =

-3,15 + (-3,72) =

-0,6 + (-0,7) + (-1,8) =

№ 2.

В январе долг по оплате электроэнергии на счету Ивана составил - 65 рублей. В феврале за потребление энергии он задолжал ещё 38, 5 рублей. Найдите долг по счёту по состоянию на конец февраля.

№ 2.

В ноябре долг по оплате электроэнергии на счету Тихона составил - 52 рубля. В декабре за потребление энергии он задолжал ещё 34,5 рублей. Найдите долг по счётчика по состоянию на конец декабря.

№ 3.

2,56 + х = -1,38

№ 3.

2,22 + х = -1,56

№ 4.

Найдите сумму всех чисел, удовлетворяющих неравенству

-40 < х < - 37.

№ 4.

Найдите сумму всех чисел, удовлетворяющих неравенству

-42< х < - 39.


Вариант В1.

Вариант В2.

№ 1. Вычислите

-42,5 + (- 12,32 ) =

-5,13 + (-4,68) =

-0,31 + (-0,18) + (-1,62) =

№ 1. Вычислите

-18,6 + (- 22, 43) =

-3,15 + ( -3,72) =

-0,16 + (-0,73) + (-1,18) =

№ 2.

В январе долг по оплате водоснабжения на счету Ивана составил - 50,2 рублей. В феврале за потребление водоснабжения долг удвоился. Найдите долг по счёту по состоянию на конец февраля.

№ 2.

В ноябре долг по оплате водоснабжения на счету Тихона составил - 48,5 рублей. В декабре за потребление водоснабжения долг удвоился. Найдите долг по счётчика по состоянию на конец декабря.

№ 3.

3,54 + 2х = -2,48

№ 3.

2,46 + 2х = -3,36

№ 4.

Найдите сумму всех целых чисел, удовлетворяющих неравенству

-20,2 < х < - 16,3.

№ 4.

Найдите сумму всех целых чисел, удовлетворяющих неравенству

-24,5< х < - 19,6.

9) Информационная справка* (сообщения учащихся) Отрицательные числа встречаются не только в математике, но и в других науках. Например:

  • Посмотрим на физическую карту мира. Участки суши на ней раскрашены различными оттенками зеленого и коричневого цветов, а моря и океаны раскрашены голубым и синим. Каждому цвету соответствует своя высота (для суши) и своя глубина (для морей и океанов). Если принять уровень моря за нуль, тогда, если речь идет о высоте - это можно заменить положительными числами (и говорится выше уровня моря). Если речь идет о глубине - можно заменить отрицательными числами. Например: самая высокая вершина мира - гора Джомолунгма, а самое глубокое место - дно Тихого океана.

  • Положительные и отрицательные числа применяются и в истории, когда говорят о времени: до нашей эры, Рождество Христово, наша эра. На языке положительных и отрицательных чисел слова "до нашей эры" можно заменить знаком "минус" (отрицательное число), "Рождество Христово" - "нулем" (начало отсчета). Слово "наша эра" - знаком "плюс" или положительным числом.

10) Домашнее задание: п 32 , №№ придумать и решить 5 уравнений на сложение отрицательных чисел; придумать и решить задачу в 3 действия на сложение отрицательных чисел.

Итоги урока: - что мы нового узнали на уроке;

- что у нас получилось, а что не очень?

- достигли ли мы поставленных задач?

Рефлексия.

Зеленый круг - все удалось и понравилось.

Желтый круг - возникали затруднения.

Красный круг - урок не понравился.

Наш урок хотелось бы закончить индийской мудростью: «Не старайся получить без труда то, что другой получил по заслугам.»

© 2010-2022