Использование ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Ускорение темпов развития, переход к гражданскому обществу с рыночной экономикой, развитие процессов информатизации накладывает свой отпечаток на требования к выпускнику школы. Задачей образования является формирование способностей учащихся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности, активно действовать в реальных жизненных обстоятельствах.

Одной из своих основных задач считаю создание на уроках математики условий, позволяющих развить самостоятельность, способность учащихся к самоорганизации, самообразованию, повышение мотивации к изучению математики. Основным механизмом решения данной задачи является индивидуализация работы учащихся на различных этапах урока, что позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям школьников. Использование ИКТ на уроках способствует более эффективной организации такой работы.

На этапе подготовки к восприятию нового материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями в уровне предварительных знаний, умений и навыков. Формы работы зависят от уровня сформированности навыков самооценки: при невысоком уровне предлагается общее задание и дополнительное задание для учащихся, работающих в более быстром темпе; при достаточной степени сформированности самооценки учащимся предлагаются задания нескольких уровней сложности, выбор которых осуществляется ими самостоятельно. Желание учащихся оказаться в группе сильнейших, не отстать от товарищей, меняющийся критерий отметки приводят к возникновению заинтересованности в результатах своей работы. Применение метода демонстрации ответов с помощью электронной презентации позволяет значительно сократить время на организацию необходимой своевременной проверки.

На этапе изучения нового материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями в учебных умениях и общих умственных способностях. Когда уровень развития навыков самостоятельной работы низкий объяснение нового материала ведётся учителем с применением мультимедийных презентаций. В этом случае с целью формирования учебно-информационных ключевых компетенций учащихся необходимо предлагать задания для самостоятельной работы с текстом учебника, с Интернет-источниками, постепенно увеличивая их объём. Работу по изучению нового материала можно организовать как на уроке, так и дома, в том числе, по желанию учащихся - с опережением, что мотивирует их на самостоятельную работу. Таким учащимся можно предложить и творческое задание на разработку презентации по новому материалу, которую в последствии можно представить другим учащимся класса. Кроме того, в процессе проектной деятельности по изучению какой-либо темы курса математики учащиеся представляют её результаты в форме самостоятельно разработанных презентаций, тестов, Web-страничек.

После работы по изучению нового материала предлагаются задания электронных тестов на проверку понимания изученного теоретического материала.

На этапе закрепления изученного материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями в темпе и качестве усвоения материала учащимися. Условно учащиеся делятся на две группы: каждый ученик сам выбирает форму своей работы на уроке и содержание заданий из предложенных учителем. В группе «А» работают учащиеся с низким уровнем учебных умений и способностей, учащиеся, нуждающиеся на данном уроке или этапе урока в дополнительной помощи учителя, учащиеся, психологически готовые только к такой работе на данном уроке. В группе «В» работают учащиеся, навыки самооценки которых достаточно сформированы, имеющие достаточный уровень учебных умений, способностей, мотивированные на серьёзную работу на уроке. Можно предложить следующую схему работы: фронтальная работа с учителем; задания для проверки понимания закрепляемого материала; условное деление на группы: «А» - фронтальная работа с учителем с последующим переходом в группу «В» по мере готовности, «B» - самостоятельная работа с предоставлением возможности воспользоваться необходимой дозой помощи и самопроверки, последующим выполнением проверочной работы и переходом на выполнение заданий повышенного уровня сложности, заданий на применение знаний в нестандартных ситуациях, заданий олимпиадного характера.

Содержание работы, необходимая доза помощи, образцы оформления, материалы для самопроверки предлагаются таким учащимся в рабочих руководствах, разработанных как на печатной основе, так и в электронном виде. Выбор вида рабочего руководства на определённый урок зависит от технических возможностей. Рабочие руководства позволяют учащимся продвигаться по этапу закрепления материала по различным траекториям (индивидуальный темп, необходимое количество однотипных заданий для закрепления, необходимая доза помощи, необходимость консультации учителя, время текущей отчётности), определяемым самими учащимися.

Рабочее электронное руководство представляет собой документ Microsoft Word, в котором представлены указания к работе учащихся на уроке. С помощью электронного рабочего руководства учащиеся могут:

  1. проверить правильность выполнения домашнего задания

  2. познакомиться с новым материалом или повторить его с помощью электронной презентации;

  3. воспользоваться справочным материалом, необходимым для наиболее качественного усвоения материала;

  4. проверить качество усвоения нового теоретического материала с помощью выполнения электронного теста;

  5. в ходе закрепления изученного теоретического материала посредством выполнения практических заданий: использовать помощь в выполнении заданий; проверить ответы в выполненных заданиях; в случае необходимости проверить всё решение предложенных заданий

  6. выполнить и проверить правильность выполнения дополнительных заданий (например, задания ЕГЭ, задания олимпиадного характера) после выполнения проверочной работы с целью контроля усвоения знаний, умений и навыков

При организации таких уроков важно проводить индивидуальную работу с отдельными учениками с целью определения степени понимания им материала, формирования навыков грамотной речи, проведения работы по предупреждению ошибочности. Этому же способствует фронтальная беседа, которую необходимо проводить после самостоятельной работы с целью реализации функции обратной связи. Такая работа способствует и развитию умений анализировать, сравнивать.

Принцип добровольности в выборе уровня и содержания работы на каждом этапе способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. На таких уроках появляется возможность индивидуальной работы с учащимися, появляется возможность развития как «слабых» учащихся, так и «сильных».

Важным результатом такого обучения является повышение мотивации учащихся к изучению математики, формирование ключевых компетенций:

учебно-организационных компетенций, которые помогают школьнику планировать, организовывать, контролировать и анализировать собственную учебную деятельность, то есть помогают им в определении индивидуальных учебных задач; выборе наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнении полученных результатов с учебной задачей; овладении формами самоконтроля; оценивании своей деятельности и установлении причины возможных неудач.

Формируются учебно-информационные компетентности, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач: работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; использование Интернет.

Формируются навыки самооценки, самоконтроля, способность выбора, навыки самостоятельной работы, навыки планирования своей деятельности.


© 2010-2022