Формирование УУД на уроках математики в 5 классе

Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Большие возможности для этого представляет освоение унивесальных учебных действий. Именно поэтому "Планируемые результаты"Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся,направлен...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. УУД делятся на четыре основные группы:

Личностные УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.) Виды занятий: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие занятия, мысленное воспроизведение картины, самооценка события, дневники достижений.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно - познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Виды занятий: преднамеренные ошибки, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «ищу ошибки.»

Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Виды занятий: «на что похоже?», поиск лишнего, «лабиринты», составление диаграмм и схем-опор, работа с разного вида таблицами.

Коммуникативные УУД - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Виды занятий: составь занятие партнеру, групповая работа по составлению кроссворда, «отгадай, о ком говорим», диалоговое слушание; «подготовь рассказ…».

Примеры заданий по математике в 5 - 6 классе, формирующие

универсальные учебные действия.

  1. Личностные УУД.

1.Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя.

  1. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата.

2. Регулятивные УУД

1). Два ученика решали уравнение 5(х+2)=25 так:

1 ученик: 5(х+2)=25, 5х+2=25, 5х=25-2, 5х=23, х=23:5, х=4,6

2 ученик: 5(х+2)=25, 5х+10=25, 5х=25-10, 5х=15, 5х=15, х=15: 5, х=3

Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

2). В квадрате со стороной 10 см постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели (1см составляет 10%).

Понедельник 25% Вторник 10% Среда 15% Четверг 10% Пятница 20%

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.

Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения.

Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.

3. Познавательные УУД

1). Построение логической цепи рассуждений. Какое из равенств верно: Формирование УУД на уроках математики в 5 классе Формирование УУД на уроках математики в 5 классе Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Подумай, нужно ли находить значения произведений?

2).Исследовательские действия. Почему заранее известно, что произведение чисел - 1, - 2, - 3, - 4 и - 5 меньше 50?

3). Задание "Найдите лишнее".

Единицы измерения массы: кг, грамм, км, тонна.

Единицы измерения времени: час, сутки, год, ара, минута, секунда, неделя, гектар, месяц.

  1. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья - в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково - символическое моделирование.

  1. Коммуникативные УУД

1.Мальчик долго трудился над самостоятельной работой, наконец выполнил все 5 заданий:

1) 4563 - простое число; 2)Формирование УУД на уроках математики в 5 классенесократимая дробь; 3) Формирование УУД на уроках математики в 5 классе; 4) Формирование УУД на уроках математики в 5 классе сократимая дробь;

Как ты думаешь, какую оценку поставил учитель? Объясни мальчику его ошибки и исправь их.

2.Петя придумал математический фокус: «Задумай число. Умножь его на 2. Полученный результат умножь на 5. То, что получится, раздели на 10. У тебя получилось задуманное число». Почему мальчик всегда прав? Придумай свой фокус и покажи его соседу.

3. Ролевая игра «Угадай, кто это». Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки(одежда, цвет волос, глаз и т.д.). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объективны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники.

Цель игры - научиться познавать себя через восприятие других.

Результаты формирования УУД

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения

  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

  • обосновывать этапы решения учебной задачи

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных УУД можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Критерием сформированности регулятивных УУД может стать способность:

  • выбирать средства для своего поведения

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

  • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

  • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

  • уровень развития морального сознания

  • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

  • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  1. Помните - каждый ребенок индивидуален.

  2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.

  3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.

  4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.

  5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике

  6. Научите ребенка высказывать свои мысли

  7. Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.


© 2010-2022