- Преподавателю
- Математика
- Размышления о работе с учащимися, отстающими в основном из-за слабого развития
Размышления о работе с учащимися, отстающими в основном из-за слабого развития
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Асоскова В.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О работе с учащимися, отстающими в учении из-за слабого развития
С целью улучшения интеллектуального развития школьников в процессе обучения необходимо:
1. Глубже опираться на принципы, заложенные в содержании новых программ и учебников, и предусматривающие усиление влияния развивающего обучения. Обучение школьников проводить путем повышения роли теории в усвоении учебных предметов, более тесной связи обучения с жизнью, усиления логической культуры преподавателя (обучение школьников приёмам сравнения, анализа, синтеза явлений, их классификации и систематизации, установления тесной связи новых знаний с ранее усвоенными в процессе непрерывного движения мысли от урока к уроку и др.)
2. Усилить развивающее влияние всех известных методов преподавания. В ходе рассказов, бесед, лекций необходимо умело аргументировать выдвигаемые положения, доказывать их, знакомить с методами, приведшими к тем или иным научным открытиям. Учить школьников делать выводы, умозаключения из определенных посылок, сопоставлять различные точки зрения на один и тот же вопрос, т. е. вовлекать учащихся в процесс рассуждений, а не механического запоминания изученного. Всемерно расширять использование наглядных пособий развивающего типа: программированных плакатов, демонстрационных перфокарт, презентаций с типичными алгоритмами, раздаточного и дидактического материала, игр-конструкторов, обучающих и систематизирующих плакатов, диаграмм, таблиц, карточек с дифференцируемыми требованиями, карточек-консультантов для слабоуспевающих. Наглядные пособия должны глубже вскрывать суть явлений, сравнивать, систематизировать понятия, явления.
3. Уделять особое внимание развитию у учащихся умения выделять в изучаемом материале главное, существенное, т. к. по мнению ведущих психологов это умение является главным показателем ума.
С этой целью: а) четко выделять главные мысли при объяснении и даче домашних заданий, а также требовать изложения их при опросе.
б) Делить излагаемый материал на логически цельные и завершенные элементы.
в) Обращать особое внимание на усвоение школьниками основных теорий, законов, понятий.
г) Давать школьникам задания по отысканию применений изучаемых закономерностей в окружающей действительности.
д) Концентрировать внимание учащихся на работе с контрольными вопросами в конце пунктов и параграфов. А при отсутствии их учителям необходимо формулировать такие вопросы самостоятельно, обращая основное внимание на усвоение ведущих идей темы.
е) Чаще поручать школьникам составлять план прочитанного, план ответа, выводов и решений по прочитанному и прочее.
ж) Шире использовать алгоритмы задач определенного типа, анализа доказательства фактов, правописание наиболее трудных математических терминов и прочее.
4. Всемерно использовать самостоятельные творческие работы школьников, творческие сочинения, исследовательские лабораторные работы и прочее.
Настойчиво работать над развитием речи учащихся, учить излагать материал логично, по четкому плану, стилистически грамотно, с выделением определенных элементов темы, посылок, доказательств, учить умению обобщать изложенное, делать резюме ответов, используя выражения типа «сделаем вывод», «итак», «следовательно», «значит», «таким образом», «обобщим сказанное», и прочее.
Учить школьников сопровождать свои записи на доске пояснениями, учить их анализировать ответы одноклассников.
В процессе учебной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
-
Четко формулировать цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учащимся.
-
Выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители. В качестве таких объектов, на которых должно быть сосредоточено внимание, должны выступать прежде всего главные мысли, основные выводы по теме, усвоение которых особенно необходимо.
-
Поддерживать внимание следует путем разнообразия методов обучения и видов учебной деятельности школьников, создания проблемных ситуаций, требующих активной мыслительной работы обучающихся.
-
При снижении уровня внимания из-за наступающего утомления применять разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания: эмоциональную разрядку, выразительность речи, постановку вопросов, привлечение учеников к формулировке выводов и прочее.
Необходимо учить их:
-
Обеспечению установки на запоминание определенного материала на длительный срок.
-
Обязательной проверке на понимание изученного материала, сопоставление и соотношение изученного.
-
Умению видеть реальную жизнь, стоящую за учебным материалом, определять свое отношение к изучаемым фактам и явлениям.
-
Организации деятельности, способствующей запоминанию. Например, зарисовки фигур, вычерчивание схем к условиям задач, заполнение таблиц, составление плана прочитанного, построение диаграмм и прочее.
-
Умению выделять в изученном материале логическую схему его построения и находить опорные пункты к ней. Так при изучении в 5 классе термометра надо запомнить «назначение термометра», «устройство его», «правила использования».
-
Специальным приемам запоминания. К ним, в первую очередь, следует отнести различные приемы сравнения, запоминания по ассоциации. Например, логическому запоминанию материала способствует чтение контрольных вопросов после беглого просмотра параграфа и последующее заучивание материала со стремлением найти ответы на поставленные вопросы.
-
Прочности сохранения изученного материала, что обеспечивается повторением, которое предохраняет от забывания. Все это убедительно показывает на необходимость подготовки уроков в день изучения материала, а накануне их проверки в классе.
-
Основным знаниям о гигиене памяти:
а) трудный материал учить на свежую голову;
б) сложный материал не заучивать залпом, распределять его на более длительный срок;
в) что плохо заучивается вечером, повторить утром.
Таковы некоторые основные формы работы учителя по развитию памяти, внимания и мышления, которые позволяют предупредить и преодолеть неуспеваемость школьников, вызванную их слабым развитием.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ
1. При опросе слабоуспевающих учащихся давать примерный план ответа.
а) разрешать пользоваться планом, составленным дома;
б) больше времени готовиться к ответу у доски;
в) задавать наводящие вопросы, помогая излагать материал;
г) периодически проверять те темы, которые ученик пропустил.
2. В процессе изучения нового учебного материала:
а) внимание слабоуспевающих учащихся концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы;
б) учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при объяснении.
3. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах.
4. Отмечает положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечает типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения.
5. При организации домашней работы для слабоуспевающих учащихся:
а) подбираются задания для осознанного понимания и исправления ошибок;
б) проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях;
в) предлагаются карточки-консультанты;
г) даются задания по повторению материала;
д) объем заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз учащихся;
6. Составляется план ликвидации пробелов в знаниях и умениях, план повторения учебного материала. Организуется выполнение домашнего задания в школе под руководством учителя в кабинете.