Размышления о работе с учащимися, отстающими в основном из-за слабого развития

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О работе с учащимися, отстающими в учении из-за слабого развития

С целью улучшения интеллектуального развития школьников в процессе обучения необходимо:

1. Глубже опираться на принципы, заложенные в содержании новых программ и учебников, и предусматривающие усиление влияния развивающего обучения. Обучение школьников проводить путем повышения роли теории в усвоении учебных предметов, более тесной связи обучения с жизнью, усиления логической культуры преподавателя (обучение школьников приёмам сравнения, анализа, синтеза явлений, их классификации и систематизации, установления тесной связи новых знаний с ранее усвоенными в процессе непрерывного движения мысли от урока к уроку и др.)

2. Усилить развивающее влияние всех известных методов преподавания. В ходе рассказов, бесед, лекций необходимо умело аргументировать выдвигаемые положения, доказывать их, знакомить с методами, приведшими к тем или иным научным открытиям. Учить школьников делать выводы, умозаключения из определенных посылок, сопоставлять различные точки зрения на один и тот же вопрос, т. е. вовлекать учащихся в процесс рассуждений, а не механического запоминания изученного. Всемерно расширять использование наглядных пособий развивающего типа: программированных плакатов, демонстрационных перфокарт, презентаций с типичными алгоритмами, раздаточного и дидактического материала, игр-конструкторов, обучающих и систематизирующих плакатов, диаграмм, таблиц, карточек с дифференцируемыми требованиями, карточек-консультантов для слабоуспевающих. Наглядные пособия должны глубже вскрывать суть явлений, сравнивать, систематизировать понятия, явления.
3. Уделять особое внимание развитию у учащихся умения выделять в изучаемом материале главное, существенное, т. к. по мнению ведущих психологов это умение является главным показателем ума.
С этой целью: а) четко выделять главные мысли при объяснении и даче домашних заданий, а также требовать изложения их при опросе.
б) Делить излагаемый материал на логически цельные и завершенные элементы.
в) Обращать особое внимание на усвоение школьниками основных теорий, законов, понятий.

г) Давать школьникам задания по отысканию применений изучаемых закономерностей в окружающей действительности.

д) Концентрировать внимание учащихся на работе с контрольными вопросами в конце пунктов и параграфов. А при отсутствии их учителям необходимо формулировать такие вопросы самостоятельно, обращая основное внимание на усвоение ведущих идей темы.

е) Чаще поручать школьникам составлять план прочитанного, план ответа, выводов и решений по прочитанному и прочее.

ж) Шире использовать алгоритмы задач определенного типа, анализа доказательства фактов, правописание наиболее трудных математических терминов и прочее.

4. Всемерно использовать самостоятельные творческие работы школьников, творческие сочинения, исследовательские лабораторные работы и прочее.

Настойчиво работать над развитием речи учащихся, учить излагать материал логично, по четкому плану, стилистически грамотно, с выделением определенных элементов темы, посылок, доказательств, учить умению обобщать изложенное, делать резюме ответов, используя выражения типа «сделаем вывод», «итак», «следовательно», «значит», «таким образом», «обобщим сказанное», и прочее.

Учить школьников сопровождать свои записи на доске пояснениями, учить их анализировать ответы одноклассников.

В процессе учебной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Четко формулировать цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учащимся.

  2. Выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители. В качестве таких объектов, на которых должно быть сосредоточено внимание, должны выступать прежде всего главные мысли, основные выводы по теме, усвоение которых особенно необходимо.

  3. Поддерживать внимание следует путем разнообразия методов обучения и видов учебной деятельности школьников, создания проблемных ситуаций, требующих активной мыслительной работы обучающихся.

  4. При снижении уровня внимания из-за наступающего утомления применять разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания: эмоциональную разрядку, выразительность речи, постановку вопросов, привлечение учеников к формулировке выводов и прочее.

Необходимо учить их:

  1. Обеспечению установки на запоминание определенного материала на длительный срок.

  2. Обязательной проверке на понимание изученного материала, сопоставление и соотношение изученного.

  3. Умению видеть реальную жизнь, стоящую за учебным материалом, определять свое отношение к изучаемым фактам и явлениям.

  4. Организации деятельности, способствующей запоминанию. Например, зарисовки фигур, вычерчивание схем к условиям задач, заполнение таблиц, составление плана прочитанного, построение диаграмм и прочее.

  5. Умению выделять в изученном материале логическую схему его построения и находить опорные пункты к ней. Так при изучении в 5 классе термометра надо запомнить «назначение термометра», «устройство его», «правила использования».

  6. Специальным приемам запоминания. К ним, в первую очередь, следует отнести различные приемы сравнения, запоминания по ассоциации. Например, логическому запоминанию материала способствует чтение контрольных вопросов после беглого просмотра параграфа и последующее заучивание материала со стремлением найти ответы на поставленные вопросы.

  7. Прочности сохранения изученного материала, что обеспечивается повторением, которое предохраняет от забывания. Все это убедительно показывает на необходимость подготовки уроков в день изучения материала, а накануне их проверки в классе.

  8. Основным знаниям о гигиене памяти:

а) трудный материал учить на свежую голову;

б) сложный материал не заучивать залпом, распределять его на более длительный срок;

в) что плохо заучивается вечером, повторить утром.

Таковы некоторые основные формы работы учителя по развитию памяти, внимания и мышления, которые позволяют предупредить и преодолеть неуспеваемость школьников, вызванную их слабым развитием.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ

1. При опросе слабоуспевающих учащихся давать примерный план ответа.

а) разрешать пользоваться планом, составленным дома;

б) больше времени готовиться к ответу у доски;

в) задавать наводящие вопросы, помогая излагать материал;

г) периодически проверять те темы, которые ученик пропустил.

2. В процессе изучения нового учебного материала:

а) внимание слабоуспевающих учащихся концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы;

б) учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при объяснении.

3. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах.

4. Отмечает положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечает типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения.

5. При организации домашней работы для слабоуспевающих учащихся:

а) подбираются задания для осознанного понимания и исправления ошибок;

б) проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях;

в) предлагаются карточки-консультанты;

г) даются задания по повторению материала;

д) объем заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз учащихся;

6. Составляется план ликвидации пробелов в знаниях и умениях, план повторения учебного материала. Организуется выполнение домашнего задания в школе под руководством учителя в кабинете.

© 2010-2022