Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Цели урока: Образовательные: изучить правила сложения чисел с разными знаками:

на координатной прямой, используя алгоритм сложения и совершенствовать вычислительные навыки. Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать графическую культуру и устную математическую речь. Воспитательные: формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность, умение слушать мнения других.

Ход урока

1.Организационный этап:

-приветствие;

-готовность учащихся к уроку;

-состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;

-отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)

Учитель. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Сложение чисел с разными знаками».

2. Подготовка к изучению нового материала. Актуализация знаний.

Вопросы для повторения Какие числа называются рациональными? (отрицательные числа, ноль и положительные числа) Расположение рациональных чисел на координатной прямой (отрицательные - левее нуля, положительные - правее нуля, большее число расположено правее)Сложение и вычитание чисел на координатной прямой (при вычитании - перемещение влево, при прибавлении - перемещение вправо)Законы сложения (переместительный закон a+b=b+a и сочетательный закон (a+b)+c=a+(b+c))

Правила знаков при раскрытии скобок (если перед скобками знак минус, то знаки в скобках меняют, если перед скобками знак плюс, то знаки в скобках сохраняют) Определение модуля числа (Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс))

Задача №2. (Устно) Придумай ситуацию, математической моделью которой может служить данное выражение:

а) (9) + (+4); б) (+6) + (+3); в) (5) + (2); г) (1) + (+7).

3. Изучение нового материала.

Задача №3. У доски решают 2 учащихся, остальные - в тетрадях.

Выполни сложение чисел с помощью координатной прямой:

аУрок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс))( 3) + (+8); б)( 1) + (4); в) (6)+ (+4); г) (2) + (+5) + (3).

( 1) + (4) = 5 (6)+ (+4) = 2

Задача №4. Найди результат действия, ориентируясь на некоторую практическую ситуацию, и проверь полученный ответ с помощью координатной прямой. Что общего в примерах каждого столбика? Сделай вывод.

а)(+2) + (+3) б)(-3) + (+4) в) (+2)+ (-5) г) (-4)+ (+4)

(-5) + (-1) (-1) + (+5) (+1) + (-3) (+1) + (-1)

(-3) + (-4) (+4)+ (-2) (-4) + (+3) (-5)+ (+5)

(-2) + (-7) (+6) + (-3) (-6) + (+1) (+2)+ (-2)

а) сложение чисел с одинаковыми знаками; знаки суммы и слагаемых совпадают

б) сложение чисел с разными знаками; сумма больше нуля

в) сложение чисел с разными знаками; сумма меньше нуля

г) сложение противоположных чисел; сумма равна нулю

Учитель. Но выполнение сложения чисел на координатной прямой не всегда удобно, поэтому надо иметь алгоритм, который позволит складывать рациональные числа без координатной прямой.

РУрок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)ассмотри блок- схему алгоритма сложения рациональных чисел. Верно ли она составлена?



Задача №5.

Работа по цепочке с устным проговариванием решения по блок-схеме.

Пользуясь алгоритмом сложения рациональных чисел, найди сумму:
а)(-28) + (-14) б)(-32) + (+32) в)(-9) + (+17) г)(+3) + (-18)

(-2,4) + (-3,6) (-1,18) + (+1,18) (-0,8) + (+4) (+1,7) + (-7,3)

Задача №6. (Устно)

Определи знак суммы:

а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4);

б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300).

Ответы: а) -; б) -; в) +; г) -; д) -; е) +; ж) -; з) +.

Задача №7.

1) Сформулируй переместительное свойство сложения рациональных чисел и запиши его на математическом языке. Проверь переместительное свой­ство для значений переменных: а) -4,8 и 0,3; б) -Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс) и -1,15.

2) Сформулируй сочетательное свойство сложения рациональных чисел и запиши его на математическом языке. Проверь сочетательное свойство для значений переменных: а)-1,5; +2,7 и -0,2; б) -Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс); -1,4 и +0,8.

а) (-1,5 +2,7) -0,2 = -1,5 +(2,7-0,2) 1=1

б) (-Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)+ (-1,4)) +0,8 = -Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)+ (-1,4 +0,8) -3,2=-3,2

Задача №8.

Работа в парах.

Раскрой скобки и запиши выражение в виде алгебраической суммы. Есть ли в этой сумме противоположные слагаемые? Если да, подчеркни их.

  1. (-3) + (-8) + (+9) + (-6) + (+8); 3) (-а) + (+b) + (-х) + (-b) + (-x);

2) (+0,2) + (-1,4) + (-2,3) + (-1,4); 4) (+n) + (-d) + (-у) + (-n) + (-d).

Ответы:

  1. -3 - 8 + 9 - 6 + 8; 3) -а + b - х - b - x;

2) 0,2 - 1,4 - 2,3 - 1,4; 4) n - d - у - n - d.

Задача №9.

Один учащийся у доски на слух записывает получающиеся равенства, а остальные учащиеся выполняют проверку своих решений по этой записи.

Переведи с русского языка на математический:

  1. Сумма противоположных чисел равна нулю (-а+а=0).

  2. Модули противоположных чисел равны (|а|=|-а|).

  3. Сумма любого числа с нулем равна самому числу (а+0=а).

  4. При перестановке слагаемых значение суммы не меняется (а+b=b+a).

5)Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому
числу прибавить сумму второго и третьего ( (a+b)+c=a+(b+c) ).

Задача №10.

Решение выполняется по цепочке у доски.

Сложив сначала противоположные числа, найди значения выражений:
а) 158 - 392 + 75 - 158 - 75; в) -2,49 + 3,5 + 2,49 - 1,67 - 3,5;

б) Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс); г) Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс).

Ответы: а) -392; б)Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс); в) -1,67; г) 0.

Самостоятельная работа

Выполняется с использованием раздаточного материала на отдельных листах и через 3 минуты сдается учителю. Ответы сверяются с эталоном.

Вычисли наиболее удобным способом:

1 вариант Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)

2 вариант Урок по теме Сложение чисел с разными знаками (6 класс)

4. Подведение итогов урока.

1. Учащиеся рассказывают о том, что они делали на уроке:

- выполняли сложение чисел с разными знаками с помощью координатной прямой;

- узнали, что такое алгебраическая сумма чисел;

- знакомились с блок-схемой алгоритма сложения рациональных чисел;

- рассматривали применение алгоритма сложения чисел с разными знаками;

- использовали приемы рациональных вычислений (переместительный и сочетательный законы).

2. Выставление отметок за работу на уроке.

5. Домашнее задание (на экране)

1. Глава 3 §2 п.1

2. Пользуясь алгоритмом сложения рациональных чисел, найди сумму:
а) (-36)+ (-9) б) (-5,8) +0 в) (-8)+ (+11) г) (-21) +(+16)

(-0,7)+ (-0,5) 0+ (-4,3) (-1,6)+ (+3) (-5,2)+ (+4,7)

3. Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания. Что обозна­чает получившееся слово? Что тебе известно о нем?

К

(7)+(9)

А

(1,4)+(+0,8)

Н

(+0,05)+(0,5)

О

(3)+(+12)

М

(0,9)+(0,5)

А

(+0,625)+(0,125)

Л

(+5)+(11)

Д

(+3,7)+(4)

И

(3,6)+0

И

(4)+(8)

Р

(2,9)+(+6)

Ж

(+1,8)+(1,8)

/Килиманджаро/

4. Реши уравнения и неравенства:

а) | х |=7; б) | у |=1,2; в) | х | < 4; г) | у | < 5.

6. Резервное задание.

Математические софизмы.

Софизм (от греческого sophisma  хитрая уловка, измышление)  логически неправильное рассуж­дение, выдаваемое за правильное.

Дважды два  пять!

Возьмем верное равенство: 28 + 8  36 = 35 + 10  45.

В каждой части этого равенства вынесем за скобки общий множитель:

4(7 +29) = 5(7 +29).

Теперь, разделив обе части равенства на общий множитель (7 + 2  9), полу­чим, что 4 = 5, то есть 2 • 2= 5. Где ошибка?

/Выполнено деление на ноль/

Дополнительная литература: Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. - М.:Интеллект-центр, 2005.

© 2010-2022